рабочая программа факультатива "Тайна звуков и букв"
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Аршинова Нина Николаевна

факультатив по русскому языку как урок из школьного компонента, где можно дополнительно заниматься с учащимися в занимательной форме русским языком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_bukv.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Целью факультативных занятий «тайны звуков и букв» является овладение  языком как средством общения, формирование у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение  . Для реализации данной цели у учащихся в первую очередь должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка, а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения.

Задачи факультативных занятий:

– развитие интереса к изучению русского языка ;

– развитие мышления и речи;

– развитие и совершенствование языковых  умений и навыков учащихся;

обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;

     – развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;

– развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;

– воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.

                               

                                    Ожидаемые результаты:

– повышение интереса к изучению русского языка;

–повышение качества произносительных,  орфографических умений и навыков;

– расширение собственного словарного запаса учащихся;

– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;

– повышение культуры речевого общения и поведения.

Подходы к организации факультативных занятий

Главным подходом к организации факультативных занятий является личностно-деятельностный подход, когда в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, способностями.

Отношение к ученику как к субъекту учебной деятельности предполагает использование на факультативных занятиях способов организации и презентации содержания  обучения, которые развивают у школьников мотивацию учения, поддерживают познавательный интерес, стимулируют продуктивные виды речевой деятельности, способствуют эффективному овладению русским языком как средством общения и саморазвития.

К таким способам организации обучения в первую очередь относятся равнопартнёрское сотрудничество учителя и ученика в процессе учебной деятельности; коллективное взаимодействие учеников, при котором школьники активно общаются друг с другом; систематическая рефлексия учащимися опыта своего коммуникативного поведения и общения.

В качестве форм и методов презентации учебного материала предлагается широко использовать такие виды, как слушание, чтение и пересказ высокохудожественных текстов; речевые разминки; дидактические словесные и ролевые игры; разыгрывание и анализ ситуативных диалогов и ситуаций общения; коллективное сочинение скороговорок, сказок, загадок, подбор рифм; импровизации на заданную тему; заучивание наизусть скороговорок, загадок и т.д., а также привлекать зрительную, слуховую, аудиовизуальную, мультимедийную наглядность, способствующую активизации произвольного и непроизвольного запоминания

Колендарно-тематическое планирование факультатива «Тайны звуков и букв» 34 часа (1 час в неделю) 2 класс

дата

тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Пр.

Факт.

1

. Путешествие в страну Звуков и Букв. Звуки и буквы – чудо из чудес. Слово — одежда всех фактов, а звук — одежда слова… (М. Горький).

2

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

2

Знаки для звуков — буквы. Звуки — оболочки слов, не обладающие сами по себе значением. Оттенков множество в себе тая, звучание не больше, чем одёжа… (Д. Кугультинов).

2

3

Буквы всякие важны, буквы всякие нужны. Обиженная буква. Весёлая буква ходит фертом. Два родных брата — мягкий знак и твёрдый знак. Алфавит

4

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.

Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др..

Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

4

Буквы своих звуков и буквы не своих звуков. Буква заблудилась. Хитрый звук играет в прятки.

3

5

Мелодичность и благозвучие русской речи. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг… (Н. В. Гоголь

3

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи

6

Богатство фонетических средств русского языка. Звукопись. Скороговорки. Скороговорки. Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд… (К. Паустовский). 

3

объяснять смысл пословиц;

сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы;

находить различия в потешках и прибаутках;

-выучить скороговорки

7

«Колдовство» букв. Учимся разгадывать и составлять метаграммы, анаграммы, кроссворды, ребусы

4

Учиться отгадывать и составлять метаграммы,анаграммы, кросворды, ребусы

8

Ударение – «пульс» в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Определяем «пульс» слова с помощью словаря. Правильно произносим и обозначаем на письме ударные и безударные гласные. Чтобы решить орфографический вопрос, надо сперва решить орфоэпический (Л. В. Щерба).

3

Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи.

Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.

Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).

9

Интонационное богатство и выразительность устного слова: громкость, темп, тембр, тон, логическое ударение, пауза. Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу (В. Яхонтов).

3

Выделять голосом логическое ударение

Читать выразительно стихи, прозу

10

Омонимы.

 Синонимы.

 Антонимы.

 Фразеологизмы

2

Уметь пользоваться

Словарями

Находить омонимы,

Синонимы ,антонимы

11

Рифма. Игры в рифмы Подбор рифм к отдельным словам. Составление стихотворных текстов по заданным и придуманным рифмам.

3

Находить рифму

Учиться рифмовать, сочинять стихи

12

Обобщающее занятие

2

Список  литературы

1. Агапова, И. А. Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. — Волгоград : Учитель, 2009.

       2. Волина, В. В. Игры в рифмы / В. В. Волина. — Санкт-Петербург : Дидактика Плюс, 1997

3. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. — М. : Новая школа, 1994. .       4. Иванова, В. А. Занимательно о русском языке : пособие для учителя / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. — Л. : Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990.

         5. Шанский, Н. М. В мире слов : Книга для учителя / Н. М. Шанский. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1985.

         6. Волина, В. В. Весёлая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика / авт.-сост. В. В. Волина. — М. : Дрофа, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "От буквы к букве" (дополнительная образовательная программа "Игралочка")

В ней отражены все разделы рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС....

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Буква за буквой"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 2-го класса...