Графические диктанты для младших школьников
статья (1 класс)

Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, от своей работы- им нравится как сам процесс творчества- рисования, так и конечный результат- красивая, яркая картинка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Графические диктанты для младших школьников.

     Графический диктант - это выполнение узоров, рисунков под диктовку. Развивает умение слышать и понимать, словесную инструкцию, выполнять задания по образцу, чем моделирует учебную деятельность школьника.

    С самого раннего детства дети с удовольствием берут в руки карандаш и начинают рисовать. Сначала это просто штрихи и каракули. С развитием ребенка его рисунки тоже развиваются. Сначала малыш рисует отдельные предметы, а позже- целый графический сюжет- один рисунок передает целый рассказ.

«Рука – вышедший наружу мозг», писал Кант. Это выражение можно перефразировать так: все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции рук. «Разум на кончиках пальцев» - как утверждают большинство психологов и педагогов. Это значит, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев – мелкая моторика, отстает, то и задерживается и речевое развитие. Именно поэтому очень важно доброжелательно и серьезно относиться к первым рисункам малыша, понимая как это необходимо для его воспитания и развития. Именно поэтому необходимо всяким образом стимулировать его художественную, графическую деятельность. Для того, что бы это сделать, нужно заинтересовать ребенка игрой, сказкой, веселым небольшим рассказом.

Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, от своей работы- им нравится как сам процесс творчества- рисования, так и конечный результат- красивая, яркая картинка. Можно сказать, что графическая деятельность влияет на эмоциональное состояние ребенка.

Каждый ребенок стремится к рисования и у него это получается, конечно, в разной степени, но получается, а это ситуация успеха, то есть, можно сказать, что рисование способствует развитию уверенности в себе и в своих силах и возможностях. В предлагаемой Вашему вниманию работе, даются графические диктанты, которые помогут сформировать у детей младшего школьного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму. Выполняя задания, дети приобретали нужные графические навыки, учились ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивали зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти.

Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становились более усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в своих силах. А эти качества необходимы для успешного обучения в школе. Письмо под диктовку очень нравится ребятам, поскольку присутствует сюрпризный момент - малыши не знают заранее, какой рисунок должен получиться.

Система графических диктантов построена по следующим принципам:

1. Строгая последовательность заданий с постепенно возрастающей сложностью.

• В первом блоке даются небольшие картинки, во втором блоке - картинки с большим количеством элементов, с длинными линиями. В третьем блоке приводятся примеры небольших картинок, но с диагональными линиями. Четвёртый блок - это крупные рисунки с большим количеством диагональных элементов.

• Помимо письма под диктовку учим детей срисовывать эти картинки с образца, помогая определить начальную точку.

2. Временная регламентированность: 2 раза в неделю по 10-12 минут как часть занятия по математике или как самостоятельное занятие во второй половине дня.

3. Учёт индивидуального уровня и темпа развития детей.

4. Графические диктанты даются детям только после того, как они достаточно усвоят графические умения, познакомятся с тетрадью в клетку, научатся ориентироваться на листе, сформируется умение фиксировать уголок клетки. Дети должны понимать словесную инструкцию взрослого, работать с опорой на зрительный образец, уметь организовывать свою самостоятельную деятельность.

Методика работы с графическим диктантом.

Общие рекомендации

1. Не ругайте ребенка, если рисунок не получается. Спокойно помогите, подскажите где ошибка. Некоторые школьники хорошо воспринимают новую информацию, а другие постоянно путают лево и право.

2. Не спешите во время устного диктанта, убедитесь, что ребенок успевает.

3. Делайте перерыв между занятиями, каждые 5-10 минут письма. Проведите гимнастику для глаз и пальцев рук, пусть ребенок поиграет в подвижные игры, а затем приступает к написанию графического диктанта.

4. Следите за правильной посадкой за столом, освещением и правильным положением пальцев.

5. Получив результат, порадуйтесь вместе с ребенком, похвалите за старание, поблагодарите за усердный труд.

6. Время занятий для детей 4-5 лет должно составлять не более 15 минут, 5-6 лет 20 минут. Ребята постарше могут заниматься 30 минут.

                               Основная методика

Перед началом выполнения задания и в ходе его педагог может провести дополнительную беседу, словесное пояснение в занимательной форме. Вот, например, фигура «Щенок»

- Что вы знаете о данном зверьке?

- Опишите щенка.

- Где он живет? Чем питается? У кого есть дома собака, щенок?

- Вспомните стихотворения, сказки про щенка?

- Какие мультфильмы вы смотрели про щенка?

Далее можно прочитать и выучить с ребенком небольшое стихотворение про щенка, провести физкультминутку (желательно в стихах с этим же героем).

Учитель может построить работу двумя способами- заранее сообщит какую фигуру будут изображать дети и обсудить ее. А можно не сообщать и тогда, у детей будет сохраниться тайна и загадочность того, что должно получится, они очень будут стараться, что бы у них получилась картинка, которая получится лишь в том случае, если они будут внимательно слушать и строго следовать последовательности действий. И лишь, когда картинка получилась у всех, обсудить данного героя. Каким путем пойдет педагог- на его усмотрение и подготовленности детского коллектива.

Выполнение графического диктанта: начинается с определения исходной точки картинки. Для этого следует диктовать детям так: отступи от верхнего края две клетки вниз, и от начала листа, семь клеток вправо. Поставь точку в уголке клетки. С этой клетки мы начнем работу.

Можно предложить дополнительно задание заштриховать рисунок косыми линиями, дорисовать картинку (полянку, домик, где живет герой, его друзей и т. д.) раскрасить, получившуюся картинку.

При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом (ручкой, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость- необходимое условие успешной деятельности. А так же развивается глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление.

Очень важно обсуждать результаты и качество выполнения задания. Это приучает ребенка к самоконтролю и самооценке, что является важным компонентом учебной деятельности как в детском саду, так и в школе.

                                   Чем полезна методика?

       Готовить ребенка к школе нужно заблаговременно, самое меньшее – за 12 месяцев до начала обучения. Нужно успеть сформировать такие качества, как внимательность, усидчивость, самоконтроль и активность. Большое значение придается и постановке руки для письма. Закреплению всех этих навыков способствует выполнение графических диктантов.

     Методика была разработана психологом и педагогом Д.Б. Элькониным. Ее суть состоит в выполнении графического упражнения под диктовку специалиста или в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Последующая диагностика выявит уровень сформированности разных навыков.

Проведение графического диктанта допускается и для четырехлетних детей, но особенно он интересен малышам от 6 до 9 лет.

Методика нужна для развития таких навыков, как:

  • пространственное и абстрактное мышление;
  • умение различать разнообразные линии – вертикальные, горизонтальные, параллельные.
  • графомоторика;
  • умение считать;
  • внимание и сосредоточенность;
  • доведение начатого до конца.

      Этот метод удобен тем, что занятия могут проводиться в любом месте, например, поездке или в очереди на прием к врачу. Для занятий не требуются сложные пособия и приспособления.

           Прежде чем начинать упражнение, рекомендуется удалить с парты или стола все предметы, оставив лишь те, которые потребуются: простой карандаш и ластик, тетрадь в крупную клетку, образец рисунка для самостоятельной работы.

     У ребенка, приступающего к выполнению задания, должны быть развиты такие навыки: 

  1. Свободное ориентирование на листе бумаги, различие понятий «вправо – влево», «вверх – вниз».
  2. Счет до 10 либо умение считать до той цифры, которая обозначает наибольшее количество клеток. 
  3. Уверенный захват карандаша, умение провести относительно прямую линию в любом направлении. 

                         Техники выполнения

      Существует два способа выполнения графического диктанта. Первый предполагает, что ребенок внимательно слушает слова педагога и поэтапно строит изображение в тетради. Чтобы повысить интерес крохи к выполнению задания, можно составить текст диктанта в стихотворной форме, дополнить загадками, скороговорками.

РекВторая техника – не совсем диктант, поскольку малышу приходится работать самостоятельно. Он может:

  • копировать выбранную картинку;
  • симметрично дорисовать вторую половинку фигурки;
  • «собрать» изображение по инструкции со стрелочками, рисуя линии по клеткам.

    Графические диктанты для первоклассников проводят индивидуально и в группе. Иногда их превращают в соревнования – кто быстрее выполнит задание. При выборе условий важно учитывать возраст ребенка. Самым маленьким предлагают простые задания по рисованию звездочек, фруктов, стилизованных животных и рыбок. Мальчишек заинтересуют машинки, девочек – цветочки. Когда принцип работы будет понятен ребенку, можно усложнить задание, предложив нарисовать, например, робота, корабль, слона, замок.

     Если на самостоятельное творчество времени нет, скачать заготовки для графического диктанта можно в Интернете. Подбирайте задания разного уровня сложности, чтобы использовать их по мере развития полезных навыков у малыша.

      Пособия для занятий с инструкциями также можно приобрести в книжных магазинах и отделах канцтоваров. Учащихся первого-второго класса заинтересуют развивающие пособия по арифметике О.И. Мельникова. Для дошколенка можно выбрать рабочую тетрадь «Занимательная математика» К.В. Шевелева. Первокласснику стоит приобрести пособие О.А. Холодовой, развивающее познавательные навыки и рассчитанное так, чтобы поддержать школьную программу. 

    Графический диктант – отличный способ подготовки к старшей школе: ребенку будет проще изучать алгебру, геометрию, информатику, черчение. Но такие занятия еще и схожи с веселой игрой, могут стать интересным и полезным вариантом семейного досуга.

               

                 Первый уровень сложности

1. «Петушок».

Начальная точка - 2 клетки вниз,4 клетки вправо.

*2 клетки вправо, *3 клетки вниз, *2 клетки вправо, * 1 клетка вверх, *2 клетки вправо, * 1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *3 клетки вниз, *2 клетки влево, * 1 клетка вниз,1 клетка влево, * 1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх,1 клетка вправо, * 1 клетка вверх,1 клетка влево, * 1 клетка вверх,1 клетка влево, *2 клетки вверх, *2 клетки влево, * 1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх.

2. «Щенок».

Начальная точка - 4 клетки вниз, 2 клетки вправо.

*1 клетка вниз, *6 клеток вправо, *3 клетки вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *3 клетки вправо, *2 клетки вниз, * 1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *2 клетки влево,1 клетка вверх, * 1 клетка влево, *3 клетки вниз, *2 клетки влево,1 клетка вверх, * 1 клетка вправо,1 клетка вниз, *2 клетки влево, *5 клеток вверх, *1 клетка влево.

3. «Змея».

Начальная точка - 2 клетки вниз, 8 клеток вправо.

*2 клетки вправо, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *5 клеток вниз, *3 клетки влево, *4 клетки вверх, *1 клетка влево, *4 клетки вниз, *3 клетки влево, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *4 клетки вверх, *3 клетки вправо, *4 клетки вниз, *1 клетка вправо, *7 клеток вверх

4. «Слон».

Начальная точка - 2 клетки вниз, 3 клетки вправо.

*4 клетки вправо, * 1 клетка вниз, *3 клетки вправо, *7 клеток вниз, *2 клетки влево, *3 клетки вверх, *1 клетка влево, *3 клетки вниз, *2 клетки влево, *4 клетки вверх,1 клетка влево, *2 клетки вниз, 1 клетка влево, * 1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо, *5 клеток вверх

               Второй уровень сложности.

5. «Олень».

Начальная точка - 4 клетки вниз, 2 клетки вправо.

*2 клетки вправо, * 1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *3 клетки влево, *2 клетки вниз,1 клетка вправо, * 1 клетка вниз, *3 клетки вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *6 клеток вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вверх,

1 клетка влево, * 1 клетка вверх, *2 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *3 клетки вверх, *1 клетка влево, *3 клетки вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вверх.

6. «Сидящий зайчик».

Начальная точка - 2 клетки вниз, 3 клетки вправо.

*1 клетка вправо, *3 клетки вниз, *2 клетки вправо, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *3 клетки вправо, *3 клетки вниз, *1 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *2 клетки вправо, * 1 клетка вниз, *6 клеток влево, *1 клетка вверх,1 клетка влево, * 1 клетка вверх, 1 клетка влево, *12 клеток вверх.

7. «Парусник».

Начальная точка - 2 клетки вниз, 9 клеток вправо.

*1 клетка вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вниз, *2 клетки вправо, *1 клетки вниз, *3 клетки влево,1 клетка вниз, * 1 клетка влево,1 клетка вниз, * 1 клетка влево,1 клетка вниз, * 1 клетка влево, *2 клетки вниз, * 1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *4 клетки вправо, *1 клетка вниз, *5 клеток влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *11 клеток вправо,1 клетка вверх, * 1 клетка вправо, *2 клетки вверх, * 1 клетка влево, 1 клетка вниз, *4 клетки влево, *10 клеток вверх, *1 клетка влево

8. «Гусь».

Начальная точка - 3 клетки вниз, 2 клетки вправо.

*2 клетки вправо, * 1 клетка вверх, *2 клетки вправо, *6 клеток вниз, *5 клеток вправо, *1 клетка вверх, *3 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетки влево, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз,1 клетка влево, *2 клетки вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, 1 клетка вправо, * 1 клетка вверх, *2 клетки влево, *2 клетка вниз, *2 клетки влево, * 1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *6 клеток вверх, *2 клетки влево, *1 клетка вверх.

            Третий уровень сложности.

9. «Верблюд».

Начальная точка - 2 клетки вниз, 2 клетки вправо.

*2 клетки вправо, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо вниз наискосок, * 1 клетка вправо вверх наискосок, * 1 клетка вправо вниз наискосок, * 1 клетка вправо вверх наискосок, *2 клетки вправо вниз наискосок, *2 клетки вниз, * 1 клетка влево вверх наискосок, *4 клетки вниз, *1 клетка влево, *3 клетки вверх, * 1 клетка влево верх наискосок, * 1 клетка влево вниз наискосок, *3 клетки вниз, * 1 клетка влево, *4 клетки вверх, *2 клетки влево вверх наискосок, *2 клетки вверх, * 1 клетка влево вверх наискосок

10. «Лебедь».

Начальная точка - 4 клетки вниз, 2 клетки вправо. *1 клетка вправо, *1 клетка вправо вниз наискосок, *2 клетки вправо, *2 клетки влево вверх наискосок, * 1 клетка вправо вверх наискосок, * 1 клетка вправо вниз наискосок, * 1 клетка влево, *2 клетки вправо вниз наискосок, * 1 клетка вниз, * 1 клетка влево вниз наискосок, *3 клетки влево, *1 клетка влево вверх наискосок, * 1 клетка вправо, *1 клетка влево вверх наискосок, * 1 клетка вправо, * 1 клетка влево вверх наискосок

11. «Белочка».

Начальная точка - 2 клетки вниз, 4 клетки вправо. * 1 клетка вниз, * 1 клетка вправо, * 1 клетка влево вниз наискосок, * 1 клетка вниз, *2 клетки вправо вниз наискосок, *2 клетки вверх, * 1 клетка вправо вверх наискосок, * 1 клетка вправо, *1 клетка вправо вниз наискосок, *1 клетка влево, *4 клетки вниз, *1 клетка влево вниз наискосок, *4 клетки влево, *1 клетка вправо вверх наискосок, * 1 клетка вверх, * 1 клетка влево вверх наискосок, * 1 клетка влево вниз наискосок, *1 клетка вправо, *3 клетки вверх, *1 клетка влево, * 1 клетка вверх, *2 клетки вправо вверх наискосок.

12. «Тюльпан».

Начальная точка - 7 клеток вниз, 5 клеток вправо. *2 клетки влево вверх наискосок, * 1 клетка вверх, * 1 клетка влево вверх наискосок, * 1 клетка вправо, * 1 клетка вправо вверх наискосок, *2 клетки вправо вниз наискосок, *2 клетки влево, *2 клетки вправо вверх наискосок, * 1 клетка вправо вниз наискосок, * 1 клетка вправо, * 1 клетка влево вниз наискосок, * 1 клетка вниз, *2 клетки влево вниз наискосок, *2 клетки вниз, *3 клетки вправо вверх наискосок, * 1 клетка вниз, *2 клетка влево вниз наискосок, *2 клетки влево, *2 клетки влево вверх наискосок, *1 клетка вверх, *3 клетки вправо вниз наискосок.

                 Четвертый уровень сложности.

13. «Барышня».

Начальная точка -2 клетки вниз, 5 клеток вправо1 клетка вправо, * 1 клетка вправо вниз по диагонали, * 1 клетка вниз, * 1 клетка влево вниз по диагонали, * 1 клетка вниз, * 1 клетка вправо, *2 клетки вправо вниз по диагонали, *2 клетка влево вниз по диагонали, * 1 клетка вверх, * 1 клетка вправо вверх по диагонали, * 1 клетка влево вверх по диагонали, * 1 клетка влево вниз по диагонали, * 1 клетка вниз, * 1 клетка вправо вниз по диагонали, *3 клетки вниз,1 клетка вправо вниз по диагонали, * 1 клетка вниз, *2 клетки влево, * 1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка влево вверх по диагонали, *1 клетка влево, *1 клетка влево вниз по диагонали, * 1 клетка вправо, * 1 клетка вверх, *2 клетки влево, * 1 клетка вверх, * 1 клетка вправо вверх по диагонали, *3 клетки вверх, *1 клетка вправо вверх по диагонали, * 1 клетка вверх,1 клетка влево вверх по диагонали, * 1 клетка влево вниз по диагонали, * 1 клетка вправо вниз по диагонали, * 1 клетка вниз, *2 клетки влево вверх по диагонали, *2 клетки вправо вверх по диагонали, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка влево вверх по диагонали, * 1 клетка вверх, 1 клетка вправо вверх по диагонали.

14. «Лошадь».

Начальная точка -4 клетки вниз, 3 клетки вправо. *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо вниз по диагонали, * 1 клетка вверх, *4 клетки вправо вниз по диагонали, *6 клеток вправо, *2 клетки вправо вниз по диагонали, *3 клетки вниз, *1 клетка вправо вниз по диагонали, *4 клетки вверх, * 1 клетка влево вверх по диагонали, * 1 клетка влево, *7 клеток вниз, *1 клетка влево, * 1 клетка вправо вниз по диагонали, *1 клетка влево, *4 клетки вверх, *1 клетка влево вверх по диагонали, *6 клеток влево, *4 клетки вниз, * 1 клетка влево, * 1 клетка вправо вниз по диагонали, *1 клетка влево, *6 клеток вверх, *1 клетка влево вверх по диагонали, *3 клетки вверх, *1 клетка влево вниз по диагонали, * 1 клетка вниз, * 1 клетка влево, *3 клетки вверх

15. «Орёл».

Начальная точка -5 клеток вниз, 3 клетки вправо. *2 клетки вниз, * 1 клетка влево вверх по диагонали, *2 клетки вправо вверх по диагонали, *1 клетка вправо, *3 клетки вправо вниз по диагонали, *3 клетки вверх, *2 клетки вправо вверх по диагонали, *8 клеток вправо, * 1 клетка влево вниз по диагонали, *2 клетки влево, *2 клетки вниз, *2 клетки влево, *2 клетки вниз, * 1 клетка влево, *1 клетка вниз, *4 клетки вправо вниз по диагонали, *2 клетки влево, * 1 клетка влево вверх по диагонали, * 1 клетка влево, *1 клетка влево вниз по диагонали, *2 клетки вниз, * 1 клетка вправо вниз по диагонали, * 1 клетка вверх, * 1 клетка влево, *2 клетки влево вниз по диагонали, * 1 клетка вверх, * 1 клетка вправо вверх по диагонали, *2 клетки вверх, *6 клеток влево вверх по диагонали, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки вправо, * 1 клетка влево вниз по диагонали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графических навыков у младших школьников с ЦП и обучение их технике письма.

Данная статья содержит материал об особенностях овладения письмом учащимися с церебральными параличами, а так же методические рекомендации к курсу «Развитие графических навыков и формирование техники ...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Графические диктанты для младших школьников

Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и...

Приемы коррекции нарушений графического навыка у младших школьников

1.Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из  важнейших сторон общего развития ребёнка.Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения ...

Роль графического диктанта в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников

Многолетний педагогический опыт доказывает неоценимую роль графического диктанта в успешной реализации проблемы формирования положительной мотивации младших школьников.Кроме того, графический диктант ...