РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) «В путь по безопасной дороге»
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)

Седова Елена Николаевна

 Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать  и предотвращать опасные ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_put_po_bezopasnoy_doroge.docx43.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №5 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»  ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

«В путь по безопасной дороге»

Класс – 1-4

Количество часов - 135

                                                                                                                                                                                               

                                                             Составитель программы:

                                                                       Седова Елена Николаевна,

                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                                             

Срок реализации: 4 года

                                                                                           Приложение к ООП НОО

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»,Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего  образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Школы № 5 г.о. Самара, сборника программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.Г.Горского.  Программа кружка «В путь по безопасной дороге» разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди обучающихся начальной школы, направлена на решение задач по обучению детей  безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, а также  и их воспитанию. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

 Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать  и предотвращать опасные ситуации.

           Цель данного курса:  приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.

Основные задачи курса:

- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

- привитие умения пользоваться общественным транспортом;

- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Описание ценностных ориентиров содержания   курса

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании обучающимися правил безопасного поведения.

Место программы в учебном плане 

Программа курса «В путь по безопасной дороге»  включает  135  занятий:  1  занятие  в  неделю,  в  первом  классе  -  33  занятия,  во  2 – 4  классах  -                  по  34  занятий  за  учебный  год.

                Особенности организации учебного процесса

Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение обучающихся в творческую деятельность.

Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения  осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Юные инспектора дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  обучающиеся  научатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Программа призвана способствовать формированию у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности. В результате освоения курса

обучающиеся будут:

Знать

Уметь

-правила дородного движения

- пользоваться правилами дорожного движения

-сигналы светофора и жесты регулировщика

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правила пользования общественным транспортом

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части

-  что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения

- осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.

Контроль и оценка планируемых результатов

Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля  проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка. Источник материалов для тестирования: Тошева Л.И. «Основы безопасности дорожного движения», 1-4 классы. – с.150 – 191.

Тематический контроль по ПДД в начальной школе проводится  в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы (виды дорожной разметки, дорожные знаки и др.). 

Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:

- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и  правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);

- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;

- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.

Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио и учитываются при выведении итоговой отметки.

 

                                 Учебно-тематический план

 1 класс (33 ч)

Тема занятия

Теория

Практика

Азбука улицы

1

Мы идём в школу.

1

2

Наша улица, деревня, где мы живём.

1

3

Экскурсия «Наша улица, город, где мы живём».

1

4

Элементы дороги

1

5

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

6

Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки.

1

7

Практическое занятие на площадке безопасности  «Безопасный путь».

1

8

Экскурсия «Общие правила перехода улиц и дорог».

1

Юные пешеходы

9

Требования к пешеходам

1

10

Тематическое рисование «Я –пешеход»

1

Регулирование дорожного движения

11

Сигналы регулировщика.

1

12

Сигналы светофора.

1

13

Творческая работа. Изготовление макета светофора

1

14

Нерегулируемые перекрестки

1

15

Творческая работа  «Улица полна неожиданностей»

1

Дорожные знаки

16

Группы дорожных знаков.

1

17

Запрещающие знаки. Решение задач по теме.

1

18

Предупреждающие знаки. Решение задач по теме.

1

19

Предписывающие знаки. Решение задач по теме.

1

20

Знаки сервиса. Решение задач по теме.

1

21

Информационно – указательные знаки. Решение задач по теме.

1

22

Дорожная разметка. Решение задач по теме.

1

23

Проектная работа «Дорожные знаки».

1

24

Где можно и где нельзя играть

1

25

Поездка за город.

1

Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте

26

Из истории транспортных средств.

1

27

Творческая работа. «Автомобиль из прошлого»

1

28

Современный транспорт.

1

29

Общественный транспорт.

1

30

Транспорт особого назначения

1

31

Опасности при посадке и высадке из транспорта

1

32

Проектная работа «Транспорт»

1

33

 Проектная работа «Транспорт»

1

Итого по программе:

13ч

20ч

Учебно-тематический план

 2 класс (34 ч)

Тема занятия

Теория

Практика

Правила поведения

1

 Вводное занятие.

 Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. 

1

2

Правила поведения при движении группой.

1

3

Практическое занятие «Идем на экскурсию»

1

                 Дети-пассажиры

4

Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в индивидуальном транспорте.

1

5

Правила пассажира. Пешеход-пассажир-пешеход. Решение задач по теме.

1

         Элементы дороги.

6

Проезжая часть.

1

7

Обочина. Тротуар.

1

8

Дорожная разметка.

1

9

Кювет.

1

10

Переходы,  их виды.

1

11

Перекресток.

1

12

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

1

13

Тематическое рисование «Дорога безопасности»

1

Движение пешеходов по улицам и дорогам

14

Правила перехода улиц и дорог.

1

15

Регулирование дорожного движения.

1

16

Дорожные знаки.

1

17

Обязанности пассажиров.

1

18

 Обязанности пешеходов. Составление памятки.

1

19

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

1

20

 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

1

21

Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность.

1

22-23

Проектная работа « Дорога в школу» (Твой ежедневный маршрут)

2

Транспортное средство- велосипед

24

Из истории велосипеда. Возрастные ограничения. 

1

25-27

Правила эксплуатации велосипеда.

3

Дорожные знаки

28

Первые дорожные знаки

1

29

Предупреждающие знаки

1

30

Запрещающие знаки

1

31

Предписывающие знаки

1

32

Дорожные знаки и дорожная разметка

1

33

Улица глазами водителей

1

34

Игра-соревнование по ПДД «Правила эти пусть знают все дети!»

1

Итого по программе:

19ч

15ч

Учебно-тематический план

 3 класс (34 ч)

Тема занятия

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

 Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» 

1

Основы безопасности

2

Виды транспортных средств.

1

3

Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности.

1

4

Влияние погодных условий на безопасность движения.

1

5

Проектная работа « Таблица определения тормозного пути»

1

6

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

1

Правила дорожного движения

7

Скорость движения транспортных средств.

1

8

Световые обозначения при движении.

1

9

Правила движения транспортных средств в жилой зоне.

1

10

Места остановки и стоянки транспортных средств

1

11

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

1

12

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1

13

Организация движения, технические средства регулирования движения.

1

14

Светофорное регулирование.

1

Дорожные знаки

15

 Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков.

1

16

Установка дорожных знаков. Ответственность за  повреждение  дорожных знаков.

1

17

 Предупреждающие знаки дорожного движения.

1

18

Запрещающие знаки дорожного движения.

1

19

Предписывающие знаки дорожного движения.

1

20

Информационно-указательные знаки дорожного движения.

1

21

Знаки сервиса.

1

22

Знаки приоритета.

1

23

Знаки дополнительной информации (таблички).

1

24

Дорожные указатели

1

Государственное страхование

25

Страхование жизни, медицинское страхование

1

26

Страхование имущества и транспортных средств.

1

Мы – пассажиры

27

Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров.

1

28

Метро. Особенности передвижения.

1

29

Практическое занятие «Настольные игры по правилам дорожного движения».

1

30

Викторина «Азбука города»

1

Медицина

31

Действия при ДТП.

1

32

Оказание первой доврачебной помощи

1

33-34

Творческий проект

2

Итого по программе:

21ч

13ч

Учебно-тематический план

 4 класс (34 ч)

Тема занятия

Теория

Практика

Основы медицинских знаний

1

Аптечка. Перевязочные средства медицинской аптечки

1

2

Лекарственные средства

1

3

Подручные средства и лекарственные растения

1

4

Проектная работа. « Природные целители»

1

Правила оказания первой медицинской помощи

5

Правила наложения жгута

1

6

Правила наложения повязки: рука, нога, головы, грудной клетки

1

7

Правила наложения шины

1

8

Правила переноски пострадавших

1

Скорая помощь

9

Ожоги.  Обморожения. Первая помощь .

1

10

Транспортировка пострадавших

1

11

Травма головы, грудной клетки, живота

1

12

  Шок. Обморок.

1

13

Переломы

1

14

Практическое занятие по оказанию первой помощи

1

15

 Виды и техника наложения повязок.

1

16

 Практическое занятие по оказанию первой помощи

1

17

 Решение задач по медицинской подготовке

1

18

Проектная работа «Скорая помощь»

1

Опознавательные знаки

19

Опознавательные знаки транспортных средств. Светоотражающие приспособления.

1

20

Государственные номерные знаки, опознавательные надписи  и обозначения  на транспортных средствах.

1

21

Регистрационные знаки транспортных средств.

1

22

Творческая работа по теме «Опознавательные знаки»

1

Дорожные знаки.

23

 Дорожные знаки. Значение отдельных знаков.

1

24

Установка дорожных знаков.

1

25

 Предупреждающие знаки дорожного движения.

1

26

Запрещающие знаки дорожного движения.

1

27

Предписывающие знаки дорожного движения.

1

28

Информационно-указательные знаки дорожного движения.

1

29

Знаки сервиса.

1

30

Знаки приоритета.

1

31

Знаки дополнительной информации  (таблички).

1

32

Дорожные указатели.

1

33-34

Творческий проект

2

Итого по программе:

11ч

23ч

        

                                 

 Учебно-методическое обеспечение программы

1.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /под ред. В.А.Горского-2-изд., -М.: просвещение, 2011г

3. Григорьев Д.В., П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя-4-изд.-М.: Просвещение, 2014г.

4.Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997г.

5.Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. – М. Просвещение, 2007г.

6.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)

7.Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

8.Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2008г.                                                                                      

 9.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997г.

10.Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997г.

11.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге» /авт-сост. Т.В.Фролова,-Волгоград: Учитель, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, социальное направление "Азбука безопасности"

Данная программа способствует расширению универсальных учебных действий учащихся в области личной безопасности, формируемых в рамках интегрированного предмета «Окружающий мир» в начальной ...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...