Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) «В путь по безопасной дороге»
    календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)

    Седова Елена Николаевна

     Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать  и предотвращать опасные ситуации. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_put_po_bezopasnoy_doroge.docx43.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №5 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»  ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

     

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    (СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

    «В путь по безопасной дороге»

    Класс – 1-4

    Количество часов - 135

                                                                                                                                                                                                   

                                                                 Составитель программы:

                                                                           Седова Елена Николаевна,

                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                                                 

    Срок реализации: 4 года

                                                                                               Приложение к ООП НОО

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе Федерального Закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»,Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего  образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Школы № 5 г.о. Самара, сборника программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.Г.Горского.  Программа кружка «В путь по безопасной дороге» разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди обучающихся начальной школы, направлена на решение задач по обучению детей  безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, а также  и их воспитанию. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

     Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать  и предотвращать опасные ситуации.

               Цель данного курса:  приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.

    Основные задачи курса:

    - сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

    - обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

    - привитие умения пользоваться общественным транспортом;

    - ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

    - воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

    - воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

    Описание ценностных ориентиров содержания   курса

    1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

    2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

    3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

    4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

    5. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

    6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании обучающимися правил безопасного поведения.

    Место программы в учебном плане 

    Программа курса «В путь по безопасной дороге»  включает  135  занятий:  1  занятие  в  неделю,  в  первом  классе  -  33  занятия,  во  2 – 4  классах  -                  по  34  занятий  за  учебный  год.

                    Особенности организации учебного процесса

    Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение обучающихся в творческую деятельность.

    Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения  осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

    Личностные

    • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
    • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
    • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
    • осознание ответственности человека за общее благополучие;
    • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
    • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Юные инспектора дорожного движения»;
    • способность к самооценке;
    • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

    Метапредметные

    • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
    • умение ставить и формулировать проблемы;
    • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
    • установление причинно-следственных связей;

    Регулятивные

    • использование речи для регуляции своего действия;
    • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
    • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
    • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

    Коммуникативные

    В процессе обучения  обучающиеся  научатся:

    • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
    • ставить вопросы;
    • обращаться за помощью;
    • формулировать свои затруднения;
    • предлагать помощь и сотрудничество;
    • слушать собеседника;
    • договариваться и приходить к общему решению;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • осуществлять взаимный контроль;
    • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

     Программа призвана способствовать формированию у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности. В результате освоения курса

    обучающиеся будут:

    Знать

    Уметь

    -правила дородного движения

    - пользоваться правилами дорожного движения

    -сигналы светофора и жесты регулировщика

    - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

    - правила пользования общественным транспортом

    - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

    - знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

    - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

    - наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне

    - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

    - правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

    - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

    - о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

    - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части

    -  что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения

    - осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.

    Контроль и оценка планируемых результатов

    Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля  проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка. Источник материалов для тестирования: Тошева Л.И. «Основы безопасности дорожного движения», 1-4 классы. – с.150 – 191.

    Тематический контроль по ПДД в начальной школе проводится  в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы (виды дорожной разметки, дорожные знаки и др.). 

    Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:

    - пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и  правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);

    - изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;

    - защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.

    Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио и учитываются при выведении итоговой отметки.

     

                                     Учебно-тематический план

     1 класс (33 ч)

    Тема занятия

    Теория

    Практика

    Азбука улицы

    1

    Мы идём в школу.

    1

    2

    Наша улица, деревня, где мы живём.

    1

    3

    Экскурсия «Наша улица, город, где мы живём».

    1

    4

    Элементы дороги

    1

    5

    Движение пешеходов по улицам и дорогам.

    1

    6

    Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки.

    1

    7

    Практическое занятие на площадке безопасности  «Безопасный путь».

    1

    8

    Экскурсия «Общие правила перехода улиц и дорог».

    1

    Юные пешеходы

    9

    Требования к пешеходам

    1

    10

    Тематическое рисование «Я –пешеход»

    1

    Регулирование дорожного движения

    11

    Сигналы регулировщика.

    1

    12

    Сигналы светофора.

    1

    13

    Творческая работа. Изготовление макета светофора

    1

    14

    Нерегулируемые перекрестки

    1

    15

    Творческая работа  «Улица полна неожиданностей»

    1

    Дорожные знаки

    16

    Группы дорожных знаков.

    1

    17

    Запрещающие знаки. Решение задач по теме.

    1

    18

    Предупреждающие знаки. Решение задач по теме.

    1

    19

    Предписывающие знаки. Решение задач по теме.

    1

    20

    Знаки сервиса. Решение задач по теме.

    1

    21

    Информационно – указательные знаки. Решение задач по теме.

    1

    22

    Дорожная разметка. Решение задач по теме.

    1

    23

    Проектная работа «Дорожные знаки».

    1

    24

    Где можно и где нельзя играть

    1

    25

    Поездка за город.

    1

    Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте

    26

    Из истории транспортных средств.

    1

    27

    Творческая работа. «Автомобиль из прошлого»

    1

    28

    Современный транспорт.

    1

    29

    Общественный транспорт.

    1

    30

    Транспорт особого назначения

    1

    31

    Опасности при посадке и высадке из транспорта

    1

    32

    Проектная работа «Транспорт»

    1

    33

     Проектная работа «Транспорт»

    1

    Итого по программе:

    13ч

    20ч

    Учебно-тематический план

     2 класс (34 ч)

    Тема занятия

    Теория

    Практика

    Правила поведения

    1

     Вводное занятие.

     Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. 

    1

    2

    Правила поведения при движении группой.

    1

    3

    Практическое занятие «Идем на экскурсию»

    1

                     Дети-пассажиры

    4

    Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в индивидуальном транспорте.

    1

    5

    Правила пассажира. Пешеход-пассажир-пешеход. Решение задач по теме.

    1

             Элементы дороги.

    6

    Проезжая часть.

    1

    7

    Обочина. Тротуар.

    1

    8

    Дорожная разметка.

    1

    9

    Кювет.

    1

    10

    Переходы,  их виды.

    1

    11

    Перекресток.

    1

    12

    Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

    1

    13

    Тематическое рисование «Дорога безопасности»

    1

    Движение пешеходов по улицам и дорогам

    14

    Правила перехода улиц и дорог.

    1

    15

    Регулирование дорожного движения.

    1

    16

    Дорожные знаки.

    1

    17

    Обязанности пассажиров.

    1

    18

     Обязанности пешеходов. Составление памятки.

    1

    19

    Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

    1

    20

     Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

    1

    21

    Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность.

    1

    22-23

    Проектная работа « Дорога в школу» (Твой ежедневный маршрут)

    2

    Транспортное средство- велосипед

    24

    Из истории велосипеда. Возрастные ограничения. 

    1

    25-27

    Правила эксплуатации велосипеда.

    3

    Дорожные знаки

    28

    Первые дорожные знаки

    1

    29

    Предупреждающие знаки

    1

    30

    Запрещающие знаки

    1

    31

    Предписывающие знаки

    1

    32

    Дорожные знаки и дорожная разметка

    1

    33

    Улица глазами водителей

    1

    34

    Игра-соревнование по ПДД «Правила эти пусть знают все дети!»

    1

    Итого по программе:

    19ч

    15ч

    Учебно-тематический план

     3 класс (34 ч)

    Тема занятия

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие.

     Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» 

    1

    Основы безопасности

    2

    Виды транспортных средств.

    1

    3

    Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности.

    1

    4

    Влияние погодных условий на безопасность движения.

    1

    5

    Проектная работа « Таблица определения тормозного пути»

    1

    6

    Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

    1

    Правила дорожного движения

    7

    Скорость движения транспортных средств.

    1

    8

    Световые обозначения при движении.

    1

    9

    Правила движения транспортных средств в жилой зоне.

    1

    10

    Места остановки и стоянки транспортных средств

    1

    11

    Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

    1

    12

    Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

    1

    13

    Организация движения, технические средства регулирования движения.

    1

    14

    Светофорное регулирование.

    1

    Дорожные знаки

    15

     Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков.

    1

    16

    Установка дорожных знаков. Ответственность за  повреждение  дорожных знаков.

    1

    17

     Предупреждающие знаки дорожного движения.

    1

    18

    Запрещающие знаки дорожного движения.

    1

    19

    Предписывающие знаки дорожного движения.

    1

    20

    Информационно-указательные знаки дорожного движения.

    1

    21

    Знаки сервиса.

    1

    22

    Знаки приоритета.

    1

    23

    Знаки дополнительной информации (таблички).

    1

    24

    Дорожные указатели

    1

    Государственное страхование

    25

    Страхование жизни, медицинское страхование

    1

    26

    Страхование имущества и транспортных средств.

    1

    Мы – пассажиры

    27

    Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров.

    1

    28

    Метро. Особенности передвижения.

    1

    29

    Практическое занятие «Настольные игры по правилам дорожного движения».

    1

    30

    Викторина «Азбука города»

    1

    Медицина

    31

    Действия при ДТП.

    1

    32

    Оказание первой доврачебной помощи

    1

    33-34

    Творческий проект

    2

    Итого по программе:

    21ч

    13ч

    Учебно-тематический план

     4 класс (34 ч)

    Тема занятия

    Теория

    Практика

    Основы медицинских знаний

    1

    Аптечка. Перевязочные средства медицинской аптечки

    1

    2

    Лекарственные средства

    1

    3

    Подручные средства и лекарственные растения

    1

    4

    Проектная работа. « Природные целители»

    1

    Правила оказания первой медицинской помощи

    5

    Правила наложения жгута

    1

    6

    Правила наложения повязки: рука, нога, головы, грудной клетки

    1

    7

    Правила наложения шины

    1

    8

    Правила переноски пострадавших

    1

    Скорая помощь

    9

    Ожоги.  Обморожения. Первая помощь .

    1

    10

    Транспортировка пострадавших

    1

    11

    Травма головы, грудной клетки, живота

    1

    12

      Шок. Обморок.

    1

    13

    Переломы

    1

    14

    Практическое занятие по оказанию первой помощи

    1

    15

     Виды и техника наложения повязок.

    1

    16

     Практическое занятие по оказанию первой помощи

    1

    17

     Решение задач по медицинской подготовке

    1

    18

    Проектная работа «Скорая помощь»

    1

    Опознавательные знаки

    19

    Опознавательные знаки транспортных средств. Светоотражающие приспособления.

    1

    20

    Государственные номерные знаки, опознавательные надписи  и обозначения  на транспортных средствах.

    1

    21

    Регистрационные знаки транспортных средств.

    1

    22

    Творческая работа по теме «Опознавательные знаки»

    1

    Дорожные знаки.

    23

     Дорожные знаки. Значение отдельных знаков.

    1

    24

    Установка дорожных знаков.

    1

    25

     Предупреждающие знаки дорожного движения.

    1

    26

    Запрещающие знаки дорожного движения.

    1

    27

    Предписывающие знаки дорожного движения.

    1

    28

    Информационно-указательные знаки дорожного движения.

    1

    29

    Знаки сервиса.

    1

    30

    Знаки приоритета.

    1

    31

    Знаки дополнительной информации  (таблички).

    1

    32

    Дорожные указатели.

    1

    33-34

    Творческий проект

    2

    Итого по программе:

    11ч

    23ч

            

                                     

     Учебно-методическое обеспечение программы

    1.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

    2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /под ред. В.А.Горского-2-изд., -М.: просвещение, 2011г

    3. Григорьев Д.В., П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя-4-изд.-М.: Просвещение, 2014г.

    4.Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997г.

    5.Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. – М. Просвещение, 2007г.

    6.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)

    7.Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

    8.Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2008г.                                                                                      

     9.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997г.

    10.Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997г.

    11.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге» /авт-сост. Т.В.Фролова,-Волгоград: Учитель, 2014г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности, социальное направление "Азбука безопасности"

    Данная программа способствует расширению универсальных учебных действий учащихся в области личной безопасности, формируемых в рамках интегрированного предмета «Окружающий мир» в начальной ...

    Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс

    Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...