Статья
статья
Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС | 68.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС
1 января 2010 года вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, включающий в себя требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы.
Малокомплектная начальная школа в силу своих специфических особенностей требует особых подходов к обновлению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Специфические трудности малокомплектной школы обусловлены небольшим количеством учеников и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство у педагогов, психологов, родителей вызывают такие факторы, как:
· низкая информационная насыщенность школ на селе;
· отсутствие специальной литературы;
· недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой;
· недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей;
· низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
· отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров и др.
Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении.
Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):
1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей.
2. Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами.
3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом.
4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.
5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.
6. Нецелесообразно использовать в таких классах- комплектах разные образовательные программы.
Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.
Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель умеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей, хорошо знать домашние условия, при меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей. Учащиеся старших классов оказывают помощь младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.
В условиях малой школы учителю легче осуществлять:
· индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
· личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
· практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);
· нравственное, патриотическое воспитание младшего школьника в процессе общественно значимой деятельности, деятельности по интересам, в процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями.
В настоящее время необходимой основой для реализации требований стандартов второго поколения в сельской школе должно стать активное использование современных технических средств (компьютеров с возможностью подключения к сети интернет, медиа-средств и др.). Современные комплекты учебников обеспечены электронными пособиями по предметам, которые рассчитаны на самостоятельную работу младших школьников. Это один из важнейших путей для обогащения опыта учащихся, расширения круга их социальных контактов, повышения общей информированности о процессах, происходящих в стране и в мире. В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.
При объединении классов в комплекты необходимо учитывать:
- численность учеников в каждом классе;
- сложность программы;
- степень подготовленности учеников каждого класса к самостоятельной работе на уроке;
- опыт и квалификацию педагога;
- площади классной комнаты.
При объединении учащихся в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3, 2 и 3, 2 и 4 классов. Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). В соответствии СанПин образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физкультуры;
- для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физкультуры при 6-ти дневной учебной неделе.
Новый стандарт отличается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика — активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.
Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
В целях решения проблем, связанных с реализации ФГОС в сельской начальной школе, необходимо соблюдать следующие условия:
· обеспечение самостоятельного характера обучения;
· усиление мотивационного аспекта учебно-воспитательного процесса;
· стимулирование активной позиция ученика как субъекта учебной деятельности;
· интенсификация индивидуального общения учителя с младшими школьниками;
· активизация самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха);
· обеспечение более прочного усвоения предметных знаний, умений и навыков, формирование на их основе компетенций личности;
· всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;
· привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом.
Организованный таким образом учебный процесс позволяет не сдерживать способных учащихся, ускорить темпы их обучения, расширить сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей в сельской школе.
Уроки в малокомплектной школе также имеют свои особенности
· точно установленную продолжительность (обычно это отрезок времени в 40-45 мин, а в начальных классах он может составлять 30—35 мин);
· в каждой школе имеется твердое расписание уроков;
· на каждом уроке присутствуют учащиеся одного класса примерно одного возраста и состава;
· учитель осуществляет четкое планирование урока для решения образовательных задач;
· на уроке применяются различные методы и средства обучения, использование которых зависит от поставленных задач.
Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом учитель должен хорошо знать фактический материал, свободно ориентироваться в своем учебном предмете. При подготовке к уроку очень важно подобрать соответствующий программный материал для всех трех частей урока: подготовительной, основной и заключительной. Сначала подбирается материал для основной части, так как именно в ней решаются ведущие учебные задачи, а затем для вводной и заключительной.
Учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов. Одновременные занятия с несколькими классами требуют более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.
Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа является органической частью учебного процесса, поэтому методика её проведения определяется задачами урока, особенностями формирования определённого вида понятий, подготовленностью учащихся. Планируя самостоятельную работу, учитель определяет, на каком этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа наиболее целесообразна; что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом: какими должны быть характер и форма задания. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на неё отводится около 20% урока. Поэтому необходимо научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса, знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, по аналогии, например, нарисуй столько кружков, сколько мячиков, запиши это число цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера. В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.
При организации самостоятельной работы руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно: самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям,
развивать логическое мышление, должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.
Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными по форме и содержанию. При её организации следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться, а также иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.
Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся мето-ды выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на карточках.
В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами невозможно постоянно контро-лировать ход выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконт-ролю. Элементы самоконтроля ввожу уже к концу 1 класса. На уроках математики использую проверку решенных примеров путем обратных действий. При решении задач учу детей проверять задачу разными способами. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.
При работе с несколькими классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому приходится подготавливать к уроку много дидактического материала (таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.
В 3-4 классах целесообразно вводить доступные для учеников проблемные и исследовательские задания. Поэтому в самостоятельную работу включаю следующие виды заданий:
1) придумать задачу с данными числами;
2) придумать как можно больше задач с данными числами;
3) придумать различные задачи, имеющие данное решение;
4) придумать аналогичную задачу, не имеющую данного решения;
5) придумать другие вопросы к данному условию задачи;
6) придумать разные условия к данному вопросу.
Во время работы над трудными разделами программы, при необходимости делаю индивидуальные карточки, которые содержат не только учебные задания, но и рекомендации. Для самостоятельной работы можно давать и такие задания, выполнение которых готовит учащихся к восприятию нового материала.
Например, при изучении темы «Сложение и вычитание величин» дети самостоятельно читают сведения учебника и по алгоритму выполняют задания.
Алгоритм сложения (вычитания) величин
- Замени крупные единицы мелкими.
- Выполни сложение (вычитание) натуральных чисел.
- Замени мелкие единицы крупными.
Использование при организации самостоятельной деятельности школьников различных алгоритмов, инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений очень важно, так как способствует умению планировать свою деятельность при овладении новым приемом получения знаний и стимулирует самостоятельные действия.
Один из главных видов самостоятельной работы в начальной школе – изучение учебников. В 3-4 классах оно дополняется ознакомлением учеников с информацией, изложенной в других источниках. При этом ученик должен сам определить цель, выделить неизвестное, поставить вопросы, на которые нужно ответить. При устной работе с учебником полезны памятки. Кроме того, в связи с современными требованиями ФГОС сами учебники содержат дополнительные страницы с памятками, которые окажут помощь в классной и в домашней самостоятельной работе. Знания, полученные на уроке, закрепляются и совершенствуются во время выполнения домашних заданий. При этом учителю важно объяснить, как оно должно выполняться, выяснить, что вызывает затруднение, потренироваться в выполнении наиболее трудной части задания на другом материале. Так учитель заставляет ученика поверить в свои силы и способность выполнить домашнее задание. Важно, чтобы ученик умел заранее продумать ход предстоящей работы: определить, в каком порядке следует готовить уроки по разным предметам, разобраться, в чём смысл и какова цель каждого задания, наметить наиболее рациональный путь его выполнения, а затем действовать в соответствии с этим планом. В помощь ученикам можно предложить памятки.
Домашняя работа приучает учеников добросовестно относиться к своим обязанностям, воспитывая трудолюбие, ответственность, умение контролировать себя, преодолеть трудности, подготавливает к самообразованию и формирует первоначальные навыки организации труда. При этом объём домашней работы регулируется нормами времени на её выполнение (1 класс -без домашнего задания; 2 класс - до 1,5 часов ; 3 -4 классы - до 2 часов на все домашние задания ). Обязательна систематичность домашней работы. У детей младшего школьного возраста не сформируется представление о ежедневном домашнем учебном труде, если они не будут получать задания на дом ежедневно. По степени трудности домашняя работа не должна превышать работы, выполненной на уроке.
В современной начальной школе распространены пятидневная и шестидневная учебные недели. Режим учебной недели (расписание уроков) может быть разнопредметным и однопредметным. При разнопредметном подходе чтение могло сочетаться с родным языком, математикой и т.д. Однако многолетняя практика работы показывает, что оправдывает себя однопредметное расписание.
Главное достоинство однопредметных уроков в следующем:
- учителю легче планировать урок и переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой;
- уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным руководством учителя, развивать активность учащихся;
- осуществлять преемственность в обучении 1-2, 2-3, 3-4 классов;
- учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности.
Часть уроков в классах - комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание. Проводя однопредметные уроки, я объединяю следующие этапы: минутки чистописания, словарный диктант, работу с картиной, предложением, текстом, грамматический разбор, задания творческого характера (например, сочини четверостишие, опиши осенний лист, продолжи текст по заданному началу «У каждого человека есть своя заветная мечта…» и др.). На уроках математики: устный счет, работу с геометрическим материалом,
работу над задачей, решение уравнений. Объединяю и некоторые темы на однопредметных уроках. Например, на уроках окружающего мира объединяю экскурсии, такие темы, как, «Красная книга», «Будь природе другом» во 2 классе и «Охрана растений», «Охрана животных» в 3 классе; «Звёздное небо – великая книга Природы» в 4 классе, «Звёздное небо» во 2 классе и «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью» в 1 классе; «Как живёт семья» в 1 классе и «Наша дружная семья» во 2 классе и другие.
Уроки внеклассного чтения стараюсь проводить по одной теме, расширяя круг чтения учащихся от младшего класса к старшему. Например, изучая творчество М. Пришвина, 2 и 3 классы читают короткие рассказы, а 4 класс более объёмные произведения («Кладовая солнца» и др.). Объединяю некоторые темы по литературному чтению, т.к. в разных классах изучаются произведения одних и тех же авторов: А. Пушкина, И. Крылова, М. Лермонтова, И. Бунина, Л. Толстого и других. Во 2 и 3 классах параллельно изучаются разделы «Устное народное творчество» и «Самое великое чудо на свете», что облегчает подготовку учителя к уроку.
На однопредметных уроках также использую индивидуальные и дифференцированные задания для разных классов. Например, на уроке русского языка дети записывают под диктовку предложения:
Домик бабушки стоял на берегу узкой речушки. Иволга свила своё гнездо в густой листве берёзы.
После чего получают дифференцированные задания:
2 класс – поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные;
3 класс – найти слова с непроверяемой безударной гласной, подобрать к ним однокоренные слова, выделить корень;
4 класс – выделить безударные окончания имён существительных и объяснить их написание ( т.е. определить падеж и склонение).
При закреплении и повторении изученного материала дети получают одинаковые карточки с пропусками орфограмм.
Свеж.й к.ртофель, сочные п.м.доры, вкусные яблоки, сла.кая м.лина, пш.ничные п.ля, сколь.кий л.док, б.гатый ур.жай, душ.стая с.рень, новая т.тра.ь, Красная площа.ь, извес.ный скрипа., х.лодная з.ма.
Задания дифференцированы. Над именами существительными указать: 2 кл. – число, 3 кл. – род, 4 кл. – склонение.
Таким образом, уч-ся старших классов повторят изученный материал, а младшие школьники будут учиться видеть и находить знакомые и ещё неизученные орфограммы, запоминать и объяснять их.
Чтобы сэкономить время на уроке, быстро и эффективно проверить знания учащихся, вызвать интерес к предмету, провожу тестирование, использую контрольно-измерительные материалы, предметные перфокарты, например, на уроках математики при проверке таблиц сложения и умножения, на уроках русского языка при проведении словарной работы и на других уроках.
В младшем школьном возрасте вызвать интерес помогают элементы занимательности или игры. Во время игры ученики увлекаются и не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, мышление, стремление к знаниям. Например, во 2 и 3 классах параллельно изучаются темы «Безударные гласные», « Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». На этих уроках мы с ребятами играем в игры «Колодец», «Куда причалят лодки», «Забей гол» и др.
Игра «Куда причалят лодки». На доске вывешивается рисунок с парусными лодками, на одной лодке буква Б, на второй –П. В 2 столбика записываются слова для каждой команды с пропущенными парными согласными: ду(б)ки, ша(п)ка, шу(б)ка, кно(п).ка и т.д. Дети проводят стрелочки от слова к лодке с нужной буквой. В ходе проверки подбираются проверочные слова, исправляются ошибки.
Подобные игры использую и на других уроках. Такие пособия делаю многоразовыми, прорезав отверстия так, чтобы можно было менять буквы, цифры, знаки действий, род, падеж и т.д.
Более эффективным является метод проектов. Исследование на уроке и вне урока развивает в детях умение видеть проблему, формулировать гипотезу, работать с литературой, исследовать объект. Проект целесообразно применять и с той точки зрения, что он позволяет привлечь учащихся к изучению дополнительной литературы, поиске информации в интернете и других источниках. Например, при подготовке к уроку – проекту по литературному чтению «Любимый детский журнал» детям заранее дается задание: читать детские журналы, обратить внимание на их оформление, записать названия прочитанных журналов, названия произведений, их авторов, соотнести иллюстрации с текстами, по желанию проиллюстрировать любимое произведение, узнать, какие детские журналы читали их родители, бабушки и дедушки. Итогом работы над проектом будет журнал, который сделают дети своими руками, придумают его название, подберут материал и проиллюстрируют. Таким образом, дети в течение определенного времени будут накапливать материал по теме: читать, анализировать прочитанное, рисовать, подбирать иллюстрации к произведениям. Такая работа служит развитию различных качеств личности и многих учебных умений, в том числе и самостоятельности.
Живой интерес у детей вызывает использование на уроках учебных дисков, презентаций по предметам. Считаю, что использование компьютеров, мультимедийных средств обучения и интернета облегчает проведение уроков, делает их более современными, насыщенными и интересными, хотя и требует от учителя определённых навыков и более тщательной подготовки.
Итак, правильное комплектование объединенных классов, умелое составление расписания, планирование урока, характер учебного оборудования, его рациональное применение на уроках влияют на организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обучения в малокомплектной начальной школе.
Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно разрешают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой.
Литература:
- Акбашев, Р.А. Малокомплектная школа: Проблемы, поиски, решения /Р.А. Акбашев.- Казань: Татарское книжное издательство, 1992. – 95 с.
- Зайкин, М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования / М.И. Зайкин // Сельская школа. 2004. № 2. С.3-6.
- Надюк Н. Малокомплектные школы: право на жизнь [Электронный ресурс] // Аргументы и факты: сайт. Режим доступа. — URL: http://www.kuban.aif.ru/society/article/27892
- Тестов, А.Р. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации / А.Р. Тестов //Начальная школа. – 1999. - № 2. – С. 34-36.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / Министерстёво образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега-Л», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...