Рабочая программа по курсу «Я - исследователь»
рабочая программа (2 класс)

Сайгельдина Вероника Олеговна

Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»

Курс «Я - исследователь» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»

Курс «Я - исследователь» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

          Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Данная программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.        На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ребёнка, что в свою очередь обусловлено применением современных образовательных технологий, среди которых проектно – исследовательская деятельность. Для учащихся начальных классов начинать заниматься этими видами интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы.

          Цель курса: - способствовать развитию у детей умений и навыков исследовательского поиска.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

  • тренинг исследовательских способностей;
  • самостоятельная исследовательская практика;
  •  мониторинг исследовательской деятельности.

        Задачи курса:

Обучающие:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

Воспитывающие:

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов;
  • формирование позитивной самооценки, самоуважения;
  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • воспитание целеустремленности и настойчивости;

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразной научной литературой;

Описание места учебного курса в учебном плане

Программа курса «Я - исследователь» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

  1. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия и мироздания.
  2. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
  3. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  4. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  5. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  6. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России. Народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные результаты.

  • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • проявлять познавательную инициативу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные УУД:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Содержание программы

2 класс (34 ч)

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг».

Подпрограмма «Исследовательская практика».

      Подпрограмма «Мониторинг».

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной.

Подпрограмма «Мониторинг»

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Тренинг исследовательских способностей

10ч

2

Самостоятельная исследовательская практика

19ч

3

Мониторинг исследовательской деятельности

Итого

34ч

Тренинг исследовательских способностей        

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных

научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

 

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).  Практические задания-  тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

 

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

 

Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов.  Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

 

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

 

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез.  Практические задания на анализ и синтез. 

Практические задания «Как делать обобщения».

 Тема 7 «Как задавать вопросы»

Учиться строить и задавать вопросы. Практические задания на составление вопросов.

Тема 8 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Тема 9 «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Практические задания на отделение основной информации от второстепенной.

 

Тема 10 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы».  Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Исследовательская практика

Тема 11 «Экспресс – исследование «Вода-растворитель»»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать, провести опыты с водой.

 

Тема 12 «Экскурсия на пришкольный участок «Птицы, которые живут около нашей школы»»

Практические задания на умение наблюдать за птицами и фиксировать результат работы.

 

Тема 13 «Коллективная игра-исследование «Кондитерская фабрика»»

Расширить представления о кондитерской фабрике, профессиях в данной области. Организовать коллективное исследование и провести его.

Тема 14 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.  Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

 

Тема 15 «Техника экспериментирования»

Что такое техника экспериментирования. Как проводить эксперименты. Практические задания проведения экспериментов с растениями, водой и т.п.

 

Тема 16 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

Тема 17 «Определение проблемы и выбор собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

 

Тема 18 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен знать,  какие задачи он должен решать в процессе исследовательской деятельности.

 

Тема 19 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен знать,  какие задачи он должен решать в процессе исследовательской деятельности, уметь самостоятельно искать нужную информацию.

 

Тема 20-22 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

 

Тема 23 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления.  Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

 

Тема 24 «Экспресс-исследование «Трение»»

Занятие, на котором коллективно извлекаем информацию по заданной теме, проводим опыты и анализируем, делаем умозаключения.

 

Тема 25 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления.  Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов, презентаций.

Подготовка к ответам на вопросы. 

Тема 26 «Экспресс-исследование «Полезные  и вредные продукты»»

Занятие, на котором коллективно извлекаем информацию по заданной теме, проводим опыты и анализируем, делаем умозаключения.

 

Тема 27 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления.  Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов, презентаций.

Подготовка к ответам на вопросы

 

Тема 28-29 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

 

Мониторинг

Тема 30-31 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления.  Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. презентаций.

Подготовка к ответам на вопросы

 

Тема 32  «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад или презентацию, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

Тема 33-34 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов ученикам 3 классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, обмен опытом с учениками 3 –го класса.

Календарно-тематическое планирование занятий по программе «Я-исследователь»

2 класс(34 часа по 40 минут)

Основные особенности программы второго класса:

  • Во втором классе все дети, занимающиеся по программе исследовательского обучения в 1 классе, включаются в самостоятельную исследовательскую практику;
  • Результаты собственной исследовательской работы второклассники будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах;
  • Планировать сроки проведения защит следует по мере готовности детских работ.

дата

Тема занятия

Цель

Результат

компетенции

ЗУН

Общеуч.

Тренинг(10 часов)

1

 

Научные исследования и наша жизнь.

 

Уточнить детские представления об исследовании и исследователях.

Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия

Уметь наблюдать, провести эксперимент (комнатное растение)

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Планирование и поиск информации.

 Продуктивная групповая коммуникация.

2

Методы исследования.

Расширять представления о методах исследования.

Уметь использовать различные методы

исследования в ходе изучения доступных объектов.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий.

3

 

Наблюдение и наблюдательность.

 

 Представления о сфере применения наблюдений в научных исследованиях. Информирование об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

 

Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

4

 

Эксперимент – познание в действии.

 

Расширение представлений детей об экспериментирование.

Уметь проводить несложные эксперименты.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей

Планирует свое действие. Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем.

5

 

Гипотезы и провокационные идеи. 

Познакомить с сходством и различием гипотезы и провокационной идеи.

Уметь выдвигать гипотезы осуществлять их проверки.

 

 Выдвижение гипотез осуществление их проверки.

 

 Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.

6

 

Анализ и синтез.

 

Познакомить с приемами анализа объекта или явления.

Уметь  делать обобщение.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

 

Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации

7

 

Как задавать вопросы.

 

Научить строить и задавать вопросы

Уметь строить и задавать вопросы.

Формулирование полученных результатов.

 

 Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

8

 

Как давать определение понятиям. 

Познакомить с приемами определения понятий.

Уметь использовать приемы определения понятий в практике исследовательской деятельности.

Составление кроссвордов и придумывание загадок.

Определяет существенные признаки предмета.

9

 

Что такое парадоксы.

 

Познакомить с парадоксом.

Знать парадокс.

Отделение основной информации от второстепенной.

Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

10

 

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. 

Познакомить с алгоритмом исследовательской деятельности,

 элементарными умениями.

Владеть приемами составления плана работы. 

Формулирование целей и задач исследования.

 

Готовит план исследовательской работы.

Исследовательская практика (19 часов)

11

 

Экспресс-исследование «Вода-растворитель».

 

Учить проводить экспресс-исследование.

Уметь провести экспресс-исследование.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

 

12

 

Экскурсия на пришкольный участок «Птицы, которые живут около нашей школы».

Учить наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Уметь наблюдать и фиксировать результат работы.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

 

Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы. Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

13

 

Коллективная игра-исследование «Кондитерская фабрика».

 

   Организовать коллективное исследование.  Научить групповому исследованию.

Уметь   следовать заданной процедуре группового исследования.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

 

Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой.

14

 

Искусство делать сообщения.

Учить определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации.

Уметь определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

 

Использует предложенный алгоритм действий.

15

 

Техника экспериментирования.

Расширить представления о технике экспериментирования.

Уметь экспериментировать.

Оценивание достоверности полученной информации,

передача содержания информации адекватно поставленной цели.

Фиксируют итоговый продукт (результат)

16

 

Как подготовиться к защите.

Учить составлять план защиты исследовательской работы.

Уметь при защите использовать вербальные и невербальные средства.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Использует предложенный алгоритм действий.

17

 

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Познакомить с проблемой ее формулировкой и помочь выбрать тему исследования.

Уметь выбирать тему собственного исследования.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Извлечение необходимой информации из источников.

Готовит план выступления на основе заданных целей.

18

 

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований.

Владеть приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

 

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

 

Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает, и планирует ее поиск.

19

 

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований.

Владеть приемами исследовательской деятельности. 

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

 

Самостоятельно ищет нужную информацию.

20-22

 

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Оказать помощь по проведению самостоятельных исследований.

Владеть приемами исследовательской деятельности.

 

 

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.

Фиксируют итоговый продукт (результат) 

23

 

 Подготовка собственных работ к защите.

Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите.  

Уметь строить защиту собственной работы.

Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Использует предложенный алгоритм действий.

24

 

Экспресс-исследование «Трение».

 

   Учить проводить экспресс-исследование.

Уметь провести экспресс-исследование.

  Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

25

 

  Подготовка собственных работ к защите.

    Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите  

Уметь строить защиту собственной работы

  Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Использует предложенный алгоритм действий.

26

 

Экспресс-исследование «Полезные и вредные продукты»

Учить проводить экспресс-исследование.

Уметь провести экспресс-исследование.

  Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

27

 

Подготовка собственных работ к защите.

Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите. 

Уметь строить защиту собственной работы.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных.

Использует предложенный алгоритм действий.

28-29

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Оказать помощь по проведению самостоятельных исследований.

Владеть приемами исследовательской деятельности.

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Использует вербальные средства (интонация, связующие слова…) для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступления.

Мониторинг(5 часов)

30-31

Подготовка собственных работ к защите.

Оказать помощь по подготовке к выступлению.

Уметь строить защиту собственной работы.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий.

Объективное оценивание своих учебных достижений.

32

Собственная защита исследовательских работ.

Демонстрация результатов исследования

Уметь демонстрировать результаты исследования.

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.

33-34

 

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.3кл

 

   Демонстрация результатов исследования.

Уметь анализировать и оценивать результаты работы другого человека

 Умение задавать вопросы.

Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к курсу "Я- исследователь"

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательск...

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь»  разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»  в соответствии:·...

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 3 класса

Рабочая программа по внеучебной деятельности составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" составлена на основе методических рекомендаций А.И.Савенкова с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» 2 класс

Курс «Я - исследователь» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.Актуальност...

рабочая программа внеурочного курса \'\'Я-исследователь\'\' 2 класс

2.Пояснительная записка. Программа разработана на основе:-              федерального государственного образовательного стандарта н...