Рабочая программа по курсу "Я- исследователь"
рабочая программа

Алипченкова Татьяна Владимировна

РАбочая программа по курсу "Я - исследователь" предназначена для внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ya-issledovatel_4_klass.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности  предназначена для обучения учащихся 4-го класса общеобразовательной начальной школы,  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

         Рабочая программа разработана с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района на 2021-2026 годы (утвержденная приказом от 31.08.2021 №317)

        Программа является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи авторской программы А.И.Савенкова, имеющей гриф «Рекомендовано Министерством  образования и науки Российской Федерации» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Рабочая программа по предмету «Я - исследователь»  ориентирована на пособие для учащихся общеобразовательных организаций:

Автор/авторский коллектив

Название учебного пособия

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

Савенков А.И.

«Я – исследователь»

4

Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»

Протокол № 6 от 17.05.2021г.  МО учителей начальных классов

Учебник – тетрадь Савенкова А.И. предназначен для учащихся 4-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы и соответствует Федеральному государственному стандарту начального общего образования. Данный учебно-методический комплект рассмотрен и утверждён к использованию на заседании МО учителей начальных классов (протокол № 6 от 17.05.2021 г).

      В образовательной части  учебного плана МБОУ «СОШ № 1» п.г.т. Уренгой Пуровского района в 2021-2022 учебном году на изучение предмета «Я - исследователь»  отводится 17 часов – 0,5 часа в неделю за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

 

           

Планируемые результаты освоения предмета

             Личностные универсальные учебные действия

              У  обучающегося  будут  сформированы:

-  положительное  отношение  к  исследовательской  деятельности;

- широкая  мотивационная  основа  исследовательской  деятельности,  включающая  социальные,  учебно-познавательные  и  внешние  мотивы;

- интерес  к  новому  содержанию  и  новым  способам  познания;

- ориентация  на  понимание  причин  успеха  в  исследовательской  деятельности,  в  том  числе  на  самоанализ  и  самоконтроль  результата,  на  анализ  соответствия  результатов  требованиям  конкретной  задачи,  понимание  предложений  и  оценок  учителя,  взрослых,  товарищей,  родителей;

- способность  к  самооценке  на  основе  критериев  успешности  исследовательской  деятельности.

   Обучающийся  получит  возможность  для  формирования:

- внутренней  позиции  обучающегося  на  уровне  понимания  необходимости  исследовательской  деятельности,  выраженного  в  преобладании  познавательных  мотивов  и  предпочтении  социального  способа  оценки  деятельности;

- выраженной  познавательной  мотивации;

- устойчивого  интереса  к  новым  способам  познания;

- адекватного  понимания  причин  успешности/неуспешности  исследовательской  деятельности;

- морального  сознания,  способности  к  решению  моральных  проблем  на  основе  учета  позиций  партнеров  в  общении,  устойчивого  следования  в  поведении  моральным  нормам  и  этическим  требованиям.

Метапредметные  результаты 

      Регулятивные УУД

      Обучающийся  научится:

- принимать  и  сохранять  учебную  задачу;

- учитывать  выделенные  учителем  ориентиры  действия;

- планировать  свои  действия;

- осуществлять  итоговый  и  пошаговый  контроль;

- адекватно  воспринимать  оценку  учителя;

- различать  способ  и  результат  действия;

- вносить  коррективы  в  действия  на  основе  их  оценки и  учета  сделанных  ошибок;

- выполнять  учебные  действия  в  материале,  речи,  в  уме.

     Обучающийся  получит  возможность  научиться:

- проявлять  познавательную  инициативу;

- самостоятельно  учитывать  выделенные  учителем  ориентиры  действия  в  незнакомом  материале;

- преобразовывать  практическую  задачу  в  познавательную;

 - самостоятельно  находить  варианты  решения  познавательной  задачи.

     Познавательные УУД

     Обучающийся  научится:

- осуществлять  поиск  нужной  информации  для  выполнения  учебного  исследования  с  использованием  учебной  и  дополнительной  литературы  в  открытом  информационном  пространстве,  в  т.ч.  контролируемом  пространстве  Интернет;

- использовать  знаки,  символы,  модели,  схемы  для  решения  познавательных  задач  и  представления  их  результатов;

- высказываться  в  устной  и  письменной  формах;

- ориентироваться  на  разные  способы  решения  познавательных  исследовательских  задач;

- владеть  основами  смыслового  чтения  текста;

- анализировать  объекты,  выделять  главное;

- осуществлять  синтез  (целое  из  частей);

- проводить  сравнение, классификацию  по  разным  критериям;

- устанавливать  причинно следственные  связи;

- строить  рассуждения  об  объекте;

- обобщать  (выделять  класс  объектов  по  какому- либо  признаку);

- подводить  под  понятие;

- устанавливать  аналогии;

- оперировать  такими  понятиями,  как  проблема,  гипотеза, наблюдение,  эксперимент,  умозаключение,  вывод  и  т.п.;

- видеть  проблемы,  ставить  вопросы,  выдвигать  гипотезы, планировать  и  проводить  наблюдения  и  эксперименты,  высказывать  суждения,  делать  умозаключения  и  выводы,  аргументировать  (защищать)  свои  идеи  и  т.п.

  Обучающийся  получит  возможность  научиться:

- осуществлять  расширенный  поиск  информации  в  соответствии  с  исследовательской  задачей  с  использованием  ресурсов  библиотек  и  сети Интернет;

- фиксировать  информацию  с  помощью  инструментов ИКТ;

- осознанно  и  произвольно  строить  сообщения  в  устной и  письменной  форме;

- строить  логическое  рассуждение,  включающее  установление  причинно следственных  связей;

- оперировать  такими  понятиями,  как  явление,  причина, следствие,  событие,  обусловленность,  зависимость,  различие,  сходство,  общность,  совместимость,  несовместимость, возможность,  невозможность  и  др.;

- использованию  исследовательских  методов  обучения в  основном  учебном  процессе  и  повседневной  практике  взаимодействия  с  миром.

  Коммуникативные УУД

   Обучающийся  научится:

- допускать  существование  различных  точек  зрения;

- учитывать  разные  мнения,  стремиться  к  координации;

- формулировать  собственное  мнение  и  позицию;

- договариваться,  приходить  к  общему  решению;

- соблюдать  корректность  в  высказываниях;

- задавать  вопросы  по  существу;

- использовать  речь  для  регуляции  своего  действия;

- контролировать  действия  партнера;

- владеть  монологической  и  диалогической  формами  речи.

  Обучающийся  получит  возможность  научиться:

- учитывать  разные  мнения  и  обосновывать  свою  позицию;

- аргументировать  свою  позицию  и  координировать  ее с   позицией   партнеров   при   выработке   общего   решения в  совместной  деятельности;

- с   учетом   целей   коммуникации   достаточно   полно и  точно  передавать  партнеру  необходимую  информацию как  ориентир  для  построения  действия;

- допускать  возможность  существования  у  людей  разных  точек  зрения,  в  том  числе  не  совпадающих  с  его  собственной,  и  учитывать  позицию  партнера  в  общении  и  взаимодействии;

- осуществлять  взаимный  контроль  и  оказывать  партнерам  в  сотрудничестве  необходимую  взаимопомощь;

- адекватно  использовать  речь  для  планирования  и  регуляции  своей  деятельности

Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

Количество часов на изучение раздела

Количество часов, отводимых на практическую часть и контроль

1

Тренинг

10

2

Самостоятельная исследовательская практика

4

3

Мониторинг

3

3

Итого

17

3

 Формы организации учебной деятельности

         Программа предусматривает проведение  интегрированных уроков, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, контрольных уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Основные виды учебной деятельности

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

-  выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

 - классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Контрольно – оценочная деятельность

урока

Раздел, тема

Виды контрольно-оценочной деятельности

Количество практических работ

Сроки проведения

15-

17

Мониторинг

Защита проектов-

3

                                         

  Календарно – тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды/формы контроля

по плану

по факту

Раздел  « Тренинг» - 10 часов

1.

Культура мышления

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов. Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания -тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Текущий контроль

2.

Методы исследования

3.

Научная теория

4.

Научное прогнозирование

5.

Совершенствование техники наблюдения и

экспериментирования

6.

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

7.

Ассоциации и аналогии

8.

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

9.

Умение выявлять проблемы

10.

Как подготовиться к защите

Раздел «Самостоятельная исследовательская практика» - 4 часа

11.

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

Осуществлять  расширенный  поиск  информации в  соответствии  с  исследовательской задачей  с  использованием  ресурсов  библиотек  и  сети Интернет

Фиксировать  информацию  с  помощью  инструментов ИКТ.

Использовать  исследовательские  методы  обучения в  основном  учебном  процессе  и  повседневной  практике  взаимодействия  с  миром.

12.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

13.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

14.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Раздел «Мониторинг» – 3 часа

15.

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам. Осознанно  и  произвольно  строить сообщения  в  устной и  письменной  форме. Оперировать такими  понятиями,  как  явление,  причина, следствие,  событие,   зависимость,  различие,  сходство и др.

16.

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

17.

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к курсу "Я- исследователь"

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательск...

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь»  разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»  в соответствии:·...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 3 класса

Рабочая программа по внеучебной деятельности составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" с учётом требований ФГОС....

Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь»

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1- 4 классов и является  механизмом  интеграц...