Рабочая программа по курсу "Я - исследователь"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Полунченко Екатерина Сергеевна

Программа «Я-исследователь» – интеллектуальной направленности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом  на проектную деятельность в 1- 4  классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.

Результаты освоения учебного предмета

1 класс

Личностные результаты:  

- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность деятельности на уроке.

- Учиться высказывать свое предположение.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать речь.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс

Личностные результаты:

- Самостоятельно определять и высказывать под  руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор какой поступок совершить.

Метапредметные результаты  

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.

- Учиться планировать свою деятельность на занятии.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных  заданий учителя).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (книгу, простейшие приборы).

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в словарях и энциклопедиях.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

_ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс

Личностные результаты:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные результаты  

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для поставленной задачи.

- Отбирать необходимые для решения этой задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою информацию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

4 класс

Личностные результаты:  

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно- научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

1 класс

Раздел 1. Введение (1 час)

      1

Что такое исследование?

Коллективная

Беседа

Раздел 2. Организация исследования (9часов)

2-3

Как задавать вопросы?

Коллективная

Проигрывание, анализ коммуникативных ситуаций

4-5

Как выбрать тему исследования?

Групповая

Практическое занятие

6

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

Коллективная

Экскурсия

7-8

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

Коллективная

Экскурсия в школьную библиотеку

9-10

Наблюдение как способ выявления проблем

Коллективная

Игра, практическое занятие

Раздел 3. Этапы исследовательской деятельности (11 часов)

11-12

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

Коллективная

Беседа

13-14

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы

Групповая

Практическая работа

15-16

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

Групповая

Практическая работа

17-18

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы

Коллективная

Беседа

19

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей

Коллективная

Презентация

20-21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

Групповая

Практическая работа

Раздел 4. Знакомство с видами исследовательских работ (7 часов)

22-23

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

Индивидуальная

Творческая работа

24-25

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

Групповая

Практическая работа

26-27

Методика проведения самостоятельных исследований

Индивидуальная

Игра

28

Коллективная игра-исследование

Коллективная

Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём»

Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы (5 часов)

29-30

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

Индивидуальная

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ

31-32

Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей

Индивидуальная

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися

33

Анализ исследовательской деятельности

Коллективная

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся

2 класс

Раздел 1. Введение (1 час)

Что можно исследовать? Формулирование темы

Коллективная

Игра на развитие формулирования темы

Раздел 2. Этапы исследовательской деятельности (8 часов)

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей

Групповая

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей»

4-5

Тема, предмет, объект исследования

Коллективная

Беседа

6-7

Цели и задачи исследования

Коллективная

Практическая работа

8-9

Учимся выдвигать гипотезы

Групповая

Практическая работа

Раздел 3. Организация исследовательской работы (4 часа)

10-13

Организация исследования (практическое занятие)

Групповая

Практическая работа

Раздел 4. Научные методы исследования (11 часов)

14-17

Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем

Коллективная

Беседа

18-19

Коллекционирование

Коллективная

Беседа

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

Коллективная

Презентация

21-22

Сообщение о своих коллекциях

Индивидуальная

Выступления учащихся о своих коллекциях

23

Что такое эксперимент

Групповая

Практическая работа

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Коллективная

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия»

Раздел 5. Сбор материала для проекта или исследования (5 часов)

25-27

Сбор материала для исследования  

Групповая

Практическая работа

28-29

Обобщение полученных данных  

Коллективная

Практическая работа

Раздел 6. Защита проекта (5 часов)

30

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите

Коллективная

Составление плана подготовки к защите проекта

31

Как подготовить сообщение

Коллективная

Сообщение, доклад

32

Подготовка к защите  

Индивидуальная

Подготовка детских работ к публичной защите

33

Индивидуальные консультации  

Индивидуальная

Подготовка детских работ к публичной защите

34

Подведение итогов работы  

Коллективная

Анализ проектной деятельности

3 класс

Раздел 1. Введение (1 час)

1

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь

Коллективная

Беседа

Раздел 2. Организация исследования (9 часов)

2-3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования

Коллективная

Беседа «Что мне интересно?»

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

Групповая

Задания на выявление общих интересов

5-6

Какими могут быть  проекты?

Групповая

Практическая работа

7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез

Коллективная

Сообщение учащихся

9-10

Планирование работы

Коллективная

Игра «По местам».

Раздел 3. Научные методы исследования (18 часов)

11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии

Коллективная

Беседа

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

Групповая

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах

16-18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования

Коллективная

Экскурсия

19-21

Анализ прочитанной литературы

Коллективная

Практическая работа

22-23

Исследование объектов

Групповая

Практическая работа

24-25

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

Коллективная

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?»

26-27

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Коллективная

Беседа

28

Как сделать сообщение о результатах исследования

Коллективная

Составление плана работы

Раздел 4. Презентация результатов исследовательской работы (6 часов)

29-30

Оформление работы

Индивидуальная

Выполнение рисунков, поделок

31-32

Оформление презентации

Индивидуальная

Презентация

33-34

Мини конференция по итогам собственных исследований

Индивидуальная

Выступления учащихся с презентацией своих проектов

4 класс

Раздел 1. Введение (1 час)

1

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе

Групповая

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами»

Раздел 2. Этапы исследовательской деятельности (13 часов)

2-3

Культура мышления.

Индивидуальная

Практическая работа «Неоконченный рассказ»

4-5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии

Коллективная

Беседа

6-7

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы

Коллективная

Практическая работа

8-9

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез

Коллективная

Презентация

10-11

Предмет и объект исследования

Коллективная

Беседа

12

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования

Групповая

Экскурсия

13-14

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала

Коллективная

Практическая работа

Раздел 3. Научные методы исследования (13 часов)

15-16

Наблюдение и экспериментирование

Коллективная

Практическая работа. Эксперимент

17-18

Техника экспериментирования

Коллективная

Эксперимент

19-20

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования

Коллективная

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента

21-22

Правильное мышление и логика

Коллективная

Беседа

23-24

Обработка и анализ всех полученных данных

Групповая

Практическая работа

25-27

Что такое парадоксы

Коллективная

Беседа

Раздел 4. Презентация результатов исследовательской деятельности

(7 часов)

28-30

Оформление презентации

Индивидуальная

Выполнение презентации  к проекту

31

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите

Индивидуальная

Практическая работа

32

Защита исследования перед одноклассниками

Индивидуальная

Выступление с проектами перед одноклассниками

33

Выступление на школьной НПК

Индивидуальная

Презентация проекта на школьной НПК

34

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности

Коллективная

Презентация

Тематическое планирование

1 класс (33 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Что такое исследование?

1

2-3

Как задавать вопросы?

2

4-5

Как выбрать тему исследования?

2

6

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

1

7-8

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

2

9-10

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

11-12

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

2

13-14

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

2

15-16

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

2

17-18

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

2

19

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей

1

20-21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

2

22-23

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

2

24-25

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

2

26-27

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

2

28-30

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

2

31-32

Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

2

33

Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого 33 часа

2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

4-5

Тема, предмет, объект исследования.

2

6-7

Цели и задачи исследования.

2

8-9

Учимся выделять гипотезы.

2

10-13

Организация исследования. (практическое занятие.)

4

14-17

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

4

18-19

Коллекционирование.

2

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

21-22

Сообщение о своих коллекциях.

2

23

Что такое эксперимент.

1

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

25-27

Сбор материала для исследования.

3

28-29

Обобщение полученных данных.

2

30

Как подготовить результат исследования.

1

31

Как подготовить сообщение.

1

32

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

1

33

Индивидуальная консультация.

1

34

Подведение итогов. Защита.

1

Итого  34 часа


3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1

2-3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

2

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

5-6

Какими могут быть  проекты?

2

7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

9-10

Планирование работы.

2

11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

3

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

16-18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

19-21

Анализ прочитанной литературы.

3

22-23

Исследование объектов.

2

24-25

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

2

26-27

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

2

28

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

29-30

Оформление работы.

2

31-32

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

2

33

Мини конференция по итогам собственных исследований

1

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого 34 часа

4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1

2-3

Культура мышления.

2

4-5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

2

6-7

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

2

8-9

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

2

10-11

Предмет и объект исследования.

2

12

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1

13-14

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

2

15-16

Наблюдение и экспериментирование.

2

17-18

Техника экспериментирования

2

19-20

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

2

21-22

Правильное мышление и логика.

2

23-24

Что такое парадоксы

2

25-27

Обработка и анализ всех полученных данных.

3

28-30

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3

31

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

1

32

Защита исследования перед одноклассниками.

1

33

Выступление на школьной НПК.

1

34

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого – 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к курсу "Я- исследователь"

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательск...

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь»  разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»  в соответствии:·...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 3 класса

Рабочая программа по внеучебной деятельности составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" с учётом требований ФГОС....

Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь»

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1- 4 классов и является  механизмом  интеграц...