Наш дом- Россия.
классный час (4 класс)

Ольга  Борисовна Иванова

Внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_dom-_rossiya.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наш дома- Россия».

Тип занятия: внеклассное мероприятие.

Технология занятия: здоровьесберегающая технология, групповая работа.

Цели:

  • сформировать представление о России как едином доме для всех граждан;
  • развивать речь учащихся и культуру общения, творческие способности, умение работать в группе, прислушиваться  к мнению других ее членов, работать с различными источниками информации;
  • воспитывать гражданственность и патриотизм, чувство гордости за свою страну, уважение к государственной символике как проявление уважения к своей стране.

Задачи:

  • обобщить и актуализировать знания о России;
  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
  • формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;
  • формировать понятийный аппарат.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация «Что мы знаем о России?»;
  • выставка книг о России;
  • макет дома;
  • «камни» для фундамента дома, «кирпичи» и «крыша»;
  • разноцветные стикеры-окошки;
  • карточки с заданиями для работы в группах;
  • аудиозапись (песня «Наш дом- Россиия»).

Место проведения: классная комната.

Предварительная подготовка. Дети получают задания:

  • найти и принести книги о России, о великих деятелях России;
  • написать мини сочинения «Для меня Родина- это…».

Структура занятия.

I.Мотивационный этап.

II. Этап актуализации знаний.

III. Поиск решения проблемы.

1. Слайд-викторина «Что мы знаем о России?».

2. Знакомство с правами граждан России.

3. Физкультминутка «Строим дом».

IV. Организация взаимодействия учителя с обучающимися по овладению темой занятия.

1. Работа в группах.

2. Постановка проблемы.

3. Выдвижение гипотезы.

V. Рефлексия.

Общая характеристика занятия.

Тема

Наш дом- Россия

Цели занятия

  • сформировать представление о России как едином доме для всех граждан;
  • развивать речь учащихся и культуру общения, творческие способности, умение работать в группе, прислушиваться  к мнению других ее членов, работать с различными источниками информации;
  • воспитывать гражданственность и патриотизм, чувство гордости за свою страну, уважение к государственной символике как проявление уважения к своей стране.

Основной содержание темы, термины и понятия

Конституция Российской Федерации, «родина», «символ», «герб», «флаг», гимн».

Планируемый результат

Предметные

УУД

Знают о Конституции- основной законе РФ, символику российского государства (герб, флаг, гимн)

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Регулятивные: оценка своей деятельности; постановка и сохранение учебной задачи в сотрудничестве с учителем; проявление познавательной инициативы в сотрудничестве.

Коммуникативные: развивать сотрудничество с педагогом, сверстниками, формировать собственное мнение.

Познавательные: проводить классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; развивать познавательный интерес и воображение.

Межпредметные связи

Учебный предмет (курс)

Формы работы

Ресурсы

История, обществознание

Групповая и индивидуальная

Дидактический раздаточный материал для работы в группах, мультимедийный проектор, слайд- презентация «Что мы знаем о России?»; полоски цветной бумаги, клей, Конституция РФ, карточки с надписями прав граждан России, выставка книг о России; макет дома; «камни» для фундамента дома, «кирпичи» и «крыша»;разноцветные стикеры-окошки; аудиозапись (песня «Наш дом- Россия»).

План-конспект внеурочного занятия

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

 УУД

I. Мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. За окном осенний день, унылая пора, сыро, холодно. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. От улыбки станет всем теплей. И это тепло, добрые мысли, добрые чувства и хорошее настроение давайте передадим друг другу.

-Как вы думаете, как это сделать? (По цепочке, касаясь ладошки соседа).

Дети предлагают свои варианты.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

II. Этап актуализации знаний.

.-Тему нашего занятия попробуйте определить самостоятельно по музыкальному отрывку. (Звучит песня «Наш дом- Россия», И.Николаев, М.Танич).

-О чем эта песня?

-Правильно, ребята, наш дом- Россия. Почему вы так думаете?

-Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы с вами постараемся понять, почему все живущие в России люди считают ее своим домом и с гордостью говорят: «Наш дом- Россия!». А для этого мы попробуем построить модель дома под именем «Россия».

Учащиеся слушают песню «Наш дом- Россия».

-О том, что наш дом- Россия.

-Потому, что мы родились в России.

-Потому, что в России находится мое родное село, где живет моя семья.

Личностные: ценить и принимать базовые ценности «родина», «дом», проявлять уважение к своей родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности.

Познавательные: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

III. Поиск решения

проблемы.

1. Слайд-викторина

«Что мы знаем

о России?»

2. Знакомство

с правами граждан России

— Многие из вас наверняка видели, как строятся дома. С чего начинается строительство любого дома?

— В основание любого дома закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушалась, прослужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, как прочными должны быть наши знания о России.

Предлагаю вам слайд-викторину. Ответив правильно на вопросы викторины, вы получаете модели камней, из которых будете закладывать фундамент.

Слайды 2–3

а) Как называется наша страна? (Россия)

Слайды 4–5

б) Как называются люди, живущие

в нашей стране? (Россияне)

Слайды 6–7

в) Какой город является столицей России? (Москва)

Слайд 8

г) Как зовут президента России? (Владимир Путин)

Слайды 9–10

д) Какое знаменательное для нашей страны событие в 2015 году праздновал весь наш народ? (70-летие Победы в ВОВ)

Слайды 11–12

е) Что такое Конституция? (Основной закон государства)

— А для чего, по-вашему, необходима Конституция?

— Правильно, ребята. В Конституции перечислены важнейшие права граждан России, защищающие их. И эти

права все обязаны знать.

Мы заложили основу дома — крепкий фундамент с названием Россия. А сейчас займёмся кладкой кирпичных стен

нашего дома. Ведь стены дома, так же как и государство, защищают своих жителей.

На фундамент нашего домика мы положим кирпичи, а на каждом из них записаны права граждан России:

-все равны перед законом;

-каждый имеет право на жизнь;

-каждый имеет право на жилище;

-неприкосновенность личности и жилища;

-каждый имеет право на образование;

-каждый имеет право на медицинскую помощь;

-каждый имеет право на труд;

-каждый имеет право на отдых;

-свобода слова;

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будет жить все дружно в нём

С фундамента.

Дети слушают учителя, смотрят

Презентацию и отвечают на

вопросы викторины. Ответивший

на вопрос получает «камень»,

который закладывает в фундамент.

Дети прикрепляют «камни»

к модели дома на доске. Из камней фундамента складывается слово —Россия.

— Чтобы защитить своих

граждан. Ребята по желанию берут «кирпичи», на которых записаны некоторые права граждан России. Зачитывают вслух, объясняют, как они понимают это право. Затем

«кирпичик» кладётся на

фундамент. Так возводятся стены

дома.

Дети выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх. Показать руками окно, крышу —сомкнуть руки над головой. Указательным

жестом вытягивают руки вперёд.

Приседают

Личностные: умение вести

диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Регулятивные: оценка своей

деятельности; постановка и сохранение учебной

задачи в сотрудничестве

с учителем; проявление познавательной инициативы

в сотрудничестве.

Коммуникативные: развивать

сотрудничество с педагогом,

сверстниками, формулировать собственное мнение.

Познавательные: проводить

классификацию по заданным критериям; строить

логические рассуждения;

развивать познавательный

интерес и воображение

IV. Организация

взаимодействия учи-

теля с учащимися

по овладению темой

занятия.

1. Работа в группах

2. Постановка проблемы

3. Выдвижение гипотезы

— Фундамент заложен, выстроены стены и, судя по всему, наш дом — Россия, прочный и надёжный. Но что надо ещё соорудить?

— Для чего необходима крыша?

— Правильно, ребята. Как у каждого дома своя крыша, без неё дом не дом, так и у каждого государства свои символы. Без них не обходится ни одно

важное событие для страны. А какие государственные символы вы знаете?

— И сейчас, прежде чем укрыть наш дом, вы будете настоящими учёными-исследователями. В своих группах в течение 5 минут вы изучите предложенный материал о государственных символах и поделитесь своими

открытиями с одноклассниками. Для этого я раздаю конверты, в которых лежат задания.

Раскройте их, выложите материал на парту и внимательно прочтите инструкцию. Не забудьте о распределении обязан-

ностей в группе и правилах поведения при работе в группе.

За коллективный ответ группа получит право укрыть дом крышей.

(Подборку материала см. в приложении.)

— Крышу.

— Крыша нужна, чтобы в доме

было тепло и уютно.

— Крыша защищает от дождя

и палящих лучей солнца.

— Герб, гимн, флаг.

Дети выкладывают содержимое

конверта.

Защита своей работы. Получив фрагмент крыши, дети кроют дом

Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «символ», проявлять

уважение к своей родине, её символам, «терпение», радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные: перерабатывать, систематизировать,

выбирать нужную информацию.

Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее

место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль

V. Рефлексия

— Итогом нашей совместной работы стал дом, имя которому Россия. Осталось вставить окна,

расселить жильцов. У каждого из вас на столе лежат стикеры — окошки жёлтого и голубого

цвета. Если вам на уроке было интересно, хотелось творить, строить, познавать, учиться быть

добрыми, дружными, если урок заставлял вас думать — выберите жёлтое окошко. Если вам на уроке было скучно, неинтересно,

непонятно о чём говорили — выберите голубое окошко. Нарисуйте себя в этих окошках, подпишите свой портрет, а затем прикрепите на стены нашего дома в том месте, где вам хотелось бы поселиться.

— Вот и закончилась наша стройка. Посмотрите, какой замечательный получился у нас дом — Россия. Он прочный, надёжный, всегда защитит

нас от врагов и разных бед, поможет сделать нашу жизнь лучше и уютнее. А смогли бы вы

построить этот дом, если бы всё время ссорились, спорили и мешали друг другу? Конечно, нет!

Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили,

что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.  У каждого человека есть своя дорога в жизни, и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее.

Наш дом — Россия, вы — дети России, вы — надежда и будущее нашей страны. Все в ваших

руках!

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые трудности мы осилим,

И только в единстве сила России

Дети выбирают окошко, рисуют

свой портрет, подписывают и заселяют дом. В это время звучит песня «Наш дом — Россия»

Личностные: уважение к своей родине, её символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать, системати- зировать информацию,выбирать нужную.

Регулятивные: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самокон-

троль, самооценка.

ВСЕ РАВНЫ ПЕРЕД ЗАКОНОМ

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЖИЛИЩА

КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА ТРУД

КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ

КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА ОТДЫХ

КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ

КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

СВОБОДА СЛОВА

Материалы для групповой работы

1-я группа

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1. Что является основными элементами герба России?

2. На чем помещено изображение золотого двуглавого орла и что это символизирует?

3. Что изображено над орлом и что это символизирует?

4. Что находится в лапах орла и что это означает?

5. Что изображено на груди у орла? Это олицетворение чего?

6. Что означает слово герб?

        Основными элементами герба России являются всадник с копьем и двуглавый орел.

        Изображение золотого двуглавого орла помещено на красном щите. Это символ единства народов России.

        Над орлом - три короны, в лапах орла- скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите- всадник, поражающий копьем дракона.

        Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит  Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите- не только символ столицы России- Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

        Герб- это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

        Слово «герб» в переводе означает «наследство».

2-я группа

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1.Что означает слово «флаг»?

2. Российский флаг- трехцветный. В какой последовательности расположены цвета?

3. Каково значение каждого цвета? Найдите соответствие между цветом и его значением.

4. Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

5. Где и когда поднимаются государственные флаги?

        Слово «флаг»- голландского происхождения и означает «корабельное знамя». А слово «знамя»- это знак того, кому оно принадлежит, его символ.

        Наш российский флаг- трехцветный. Каждому цвету придается своё значение.

        Найдите соответствие между цветом и его значением.

Синий цвет

Цвет чистоты, надежды

Белый цвет

Цвет крови, жизни

Красный цвет

Цвет безоблачного мирного неба

        Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра I.

        Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные  дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

3-я группа

1. Что такое гимн? Как вы думаете, где используют государственный гимн?

2. Вычитать выразительно по несколько строк каждому члену группы:

-Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия- любимая наша страна».

-Россией гордимся, России верны,

Нет лучше на свете этой страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

-А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"

Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока:   Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...

Сценарий «Россия - всё, чем я живу» (геральдика России)

Цель: создание условий для осознания учащимися государственной символики России, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну....

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...