Рабочая программа " Азбука дорожного движения"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрцовская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы__________ М. Е. Дубинская
Приказ № __________________
от «_____» ______________20_______г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно - оздоровительному направлению
«Азбука дорожного движения »
3 класс
Составитель: учитель начальных классов
Голубева Ольга Владимировна
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2011г
Целью внеурочной деятельности (кружка) является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
- развитие творческих способностей;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
Общая характеристика программы
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная. К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС, относится способность к решению учебно - практических и учебно-познавательных задач на основе:
− системы знаний о природе, обществе, человеке; умений учебно-познавательной и практической деятельности;
− коммуникативных и информационных умений;
- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках занятий кружка «Я — пешеход и пассажир». Несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам приводит к многочисленным потенциально опасным ситуациям на дорогах. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса внеурочной деятельности в начальной школе. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Место курса в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом МОУ Юрцовской СОШ занятие по программе в 3 классе проводится 1 час в неделю. Общее количество часов в год – 35 ч, а
авторская программа рассчитана на 30 часов, поэтому количество часов в рабочей программе увеличено на 5 ч:
- 1 час добавлен в раздел «Ориентировка в окружающем мире»;
- 2 добавлено часа в раздел «Ты - пешеход»;
2 часа добавлено в раздел «Ты - пассажир».
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Личностные:
Ученик научится:
- принимать образ «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установке на здоровый образ жизни;
- уважительному отношению к другим участникам дорожного движения;
- осознавать ответственность человека за общее благополучие;
Ученик получит возможность научиться:
- этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственная отзывчивости;
- положительной мотивация и познавательному интереус к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
-способности к самооценке;
- начальным навыкам сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
Ученик научится:
- навыкам контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умению ставить и формулировать проблемы;
Ученик получит возможность научиться:
- навыкам осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установлению причинно-следственных связей;
Регулятивные:
Ученик научится:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
Ученик получит возможность научиться:
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
Ученик научится:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы; обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
Ученик получит возможность научиться:
- слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Содержание программы 3 класс
Ориентировка в окружающем мире
- Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
- Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Ты — пешеход
- Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
- Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
- Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
- Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир
- Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
- определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
- определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
- находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
- объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина)
Учебно -тематический план 3 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Ориентировка в окружающем мире | 6 ч |
2 | Ты пешеход | 20 ч |
3 | Ты пассажир | 9 ч |
Итого: | 35 ч | |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Сроки прохождения | Форма проведения | |
Планируемые сроки прохождения программы | Фактическая дата | ||||
Ориентировка в окружающем мире 6ч | |||||
Будем осторожными. | 1 | 03.09 | занятие - практикум | ||
О безопасном поведении на дорогах. | 1 | 10.09 | круглый стол | ||
Что такое ДТП? Причины ДТП. | 1 | 17.09 | просмотр презентации | ||
Виды транспорта. Классификация транспортных средств. | 1 | 24.09 | игра | ||
Спецтранспорт и его назначение. | 1 | 01.10 | просмотр презентации | ||
Профессии на транспорте. Правила поведения в транспортном средстве. | 1 | 15.10 | обзорное занятие | ||
Ты – пешеход 20 ч | |||||
Какие бывают дороги. | 1 | 22.10 | занятие - практикум | ||
Движение на загородной дороге | 1 | 29.10 | экскурсия | ||
Правила пешехода | 05.11 | ролевая игра | |||
Улица в часы пик и при спокойном движении. | 1 | 12.11 | обзорное занятие | ||
Просёлочная дорога и шоссе. | 1 | 26.11 | экскурсия | ||
Перекресток и автомагистраль Внимание! Перекрёсток! | 1 | 03.12 | занятие - практикум | ||
Дорожные знаки. Классификация знаков дорожного движения. | 1 | 10.12 | просмотр видеофильма | ||
Команды светофора. Сигналы регулировщика. Викторина «Светофор и дорожные знаки». | 1 | 17.12 | викторина | ||
«Письмо водителю» | 1 | 24.12 | практическое занятие | ||
Викторина «Правила знаем – бед избегаем!». | 1 | 31.12 | викторина | ||
Ты- велосипедист | 1 | 14.01 | игровое занятие | ||
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке | 1 | 21.01 | занятие- практикум | ||
Населённый пункт. Дорожные знаки, обозначающие населённый пункт. | 1 | 28.01 | экскурсия | ||
Викторина «Спрашиваем – отвечай». Правила движения пешеходов по загородному шоссе. | 1 | 04.02 | викторина | ||
Внимание! Железнодорожный переезд! | 1 | 11.02 | беседа - практикум | ||
Дорожные знаки, регулирующие движение на железнодорожном переезде. | 1 | 18.02 | просмотр презентации | ||
Особенности движения в трудных условиях( дождь, туман, гололёд). | 1 | 03.03 | просмотр презентации | ||
. Жилая зона. | 1 | 10.03 | обзорное занятие | ||
Беседа с сотрудником ГИБДД. Мы ориентируемся на местности. | 1 | 17.03 | встреча | ||
Труд водителя. Опасные ситуации на дороге. Тормозной путь. | 1 | 24.03 | обзорное занятие | ||
Световые сигналы автомобиля. Направление движения автомобиля. | 1 | 31.03 | занятие - практикум | ||
Ты – пассажир 9 ч | |||||
Случай на дороге. | 07.04 | круглый стол | |||
Опасные ситуации на дороге. | 1 | 21.04 | просмотр презентации | ||
Причины дорожных аварий. | 1 | 28.04 | круглый стол | ||
Ограничительная линия и эскалатор в метро. | 1 | 05.05 | обзорное занятие | ||
Правила поведения в метро. | 1 | 12.05 | ролевая игра | ||
Составление памятки «Правила поведения в транспорте». | 1 | 19.05 | занятие - практикум | ||
34,35 | Подведение итогов: «Правила движения достойны уважения». | 2 | 26.05 | игра | |
Учебно – методическая литература:
1.Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2012. – 192 с.
2.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. М.:ВАКО, 2004.- 192 с.
3.Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. –Волгоград: Учитель, 2006.-104 с.
«Согласовано»
ШМО учителей начальных классов
Протокол № _________________
Руководитель ШМО ___________________ Н.М. Мартынова
«__________»_______________________2019 года
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ____________________Т.А. Бухарова
«__________»_______________________2019 года
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу:
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" 4 класс
Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" составлена на основе ФГОС НОО и примерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения . На её реализация отводится 34 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП КРУЖКА "АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП КРУЖКА "АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" 1 КЛАСС...

Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использован...
Рабочая программа внеурочной деятельности. «Азбука дорожного движения»
Рабочая программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа "Правила дорожного движения"
В современных условиях увеличилась интенсивность дорожного движения, но отстает транспортная культура и дисциплина участников дорожного движения. Среди всех участников дорожного движения: водителей, п...


