Программа курса внеурочной деятельности "Станем Волшебниками"
рабочая программа (2 класс)

Марина Николаевна Мороз

Рабочая программа составлена с учетом специфики образовательного учреждения. При реализации программы используется рациональный подход к процессу обучения, исходя из представления об основных показателях состояния здоровья учащихся. Ведется коррекционная работа, которая заключается в создании условий для успешности детей данной категории. При составлении программы учитывались рекомендации медицинских специалистов, которые позволяют прогнозировать, пректировать, планировать каждое занятие с учетом особенностей развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_stanem_volshebnikami.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»

Утверждаю

Директор

КГБОУ «Ачинская школа № 3»

Приказ № ___________________

От « _____ » _____________ 2019

Программа курса

«Станем волшебниками!»

Составили: воспитатель ГПД Мороз М.Н.,

учитель-логопед Фомичева Н.Н.

Ачинск 2019 г.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Цели и задачи курса «Станем волшебниками».

Общая характеристика учебного курса

Планируемые результаты освоения курса «Станем волшебниками».

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Тематическое планирование занятий курса «Станем волшебниками».

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

IV. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Рабочая программа составлена с учетом специфики образовательного учреждения КГБОУ «Ачинская школа № 3». При реализации программы используется рациональный подход к процессу обучения, исходя из представления об основных показателях состояния здоровья учащихся. Ведется коррекционная работа, которая заключается в создании условий для успешности детей данной категории. При составлении программы учитывались рекомендации медицинских специалистов, которые позволяют прогнозировать, проектировать, планировать каждое занятие с учетом особенностей развития детей. Данный подход создает необходимые условия для продуктивной, познавательной деятельности учащихся с учетом состояния их здоровья, особенностей развития интересов, наклонностей и потребностей.

Программа предусматривает постановку и решение задач в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования. Новизна рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.

Педагогическая целесообразность

Концепция образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах, в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, где акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формировании общей культуры школьника.

При конструировании современного занятия все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Потому современное занятие, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных занятий.

Новизна программы

Такие занятия позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Бинарное занятие позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Бинарная технология позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебной деятельности.

Под влиянием интереса, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарное занятие воспитывает у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях. Целью таких занятий является создание условий мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать ребятам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

При проведении таких занятий объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности обучающихся.

Организация курса «Станем волшебниками» основывается на следующих принципах:

  • включение учащихся в активную деятельность;
  • доступность и наглядность;
  • учёт возрастных особенностей;
  • связь теории с практикой;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целью данного курса является создание условий для развития самостоятельности и творчества детей через работу с песком и средствами художественного творчества.

Задачи:

  • развивать творческий потенциал детей средствами песочной терапии и художественного труда;
  • формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
  • воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Содержание рабочей программы курса предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми ОВЗ.

Общая характеристика учебного курса

Занятия кружка состоят из двух частей.  Первая часть - это развитие речи и песочная терапия. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире.

Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки, наглядно-образное мышление, восприятие и память.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия.

В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д.

Во второй части занятия дети занимаются художественной практической деятельностью, логически связанной с первой частью занятия. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. В большинстве случаев основные этапы работы показаны педагогом в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной педагогом. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

Одним из важных направлений программы является развитие коммуникативной компетентности учащихся, которое происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

  • конкурс поделок;
  • проектирование изделий по заданию учителя;
  • изготовление поделок творческого характера по самостоятельным наблюдениям из разных видов материалов.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Станем волшебниками!»»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать систему универсальных учебных действий;
  • сформировать навыки работы с информацией.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

В данном разделе представлено тематическое планирование для обучающихся 2-ого класса в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Тематическое планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему.

Тематическое планирование

дата

Тема, поделка

Цели, задачи

1

20.09.19

Знакомство с песочницей, черепашкой.

Животные жарких стран – презентация, раскраска.

Демонстрация песочницы, знакомство с правилами игр на песке, знакомство с песком.

2

11.10.19

Люблю я пышное природы увяданье.

Обратная аппликация «Осеннее дерево»

Показать способы рисования одним пальцем, ознакомить с основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги). Создание условий для рисования контуров различных изображений.

3

01.11.19

Транспорт нашего города.

Оригами – машина.

Рисование машин, автобусов, пароходов, самолетов. Моделировать необычные виды транспорта по замыслу.

4

22.11.19

Букет для мамы.

Поп-ап открытка «Горшочек с цветами»

Показать способы изменения образа путем добавления деталей (бутоны цветов, дорисовываем лепестки; превращаем ромашки в астры, астры в розы.

5

06.12.19

Город на песке.

Конструирование из бумаги - макет города.

Показать способы рисования кулачком (высотные дома, рисование одним пальцем телевизионные антенны). Рассматривание фотографий с видами г. Ачинска, самостоятельная деятельность детей.

6

20.12.19

Новогодний праздник.

Символ года «Мышка фигуристка» - объемная аппликация.

Закрепить приемы рисования по песку и способы рисования на песке дополнительными инструментами. Самостоятельная деятельность детей, поощрение творческих замыслов.

7

17.01.20

Хвойный лес. 

Конструирование из бумаги – «Зимушка хрустальная – зимний лес» 

Виртуальная экскурсия. Наблюдения и знакомство с хвойными деревьями в природе. Рассматривание веточек, хвоинок. Рисование на песке, с помощью инструментов, рисование несколькими пальцами одновременно.

8

31.01.20

Птицы рядом с нами.

Рисование пластилином –  «Сова» из пластилина

Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Воспитывать любовь к птицам (перелетные, водоплавающие).

9

14.02.20

Подарок папе.

Открытка для папы – работа с бумагой.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.  

10

28.02.20

Подарок для мамы.

Работа с бумагой – «Букет для мамы из салфеток»

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы: всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.

11

13.03.20

Здравствуй весна.

«Цветочная полянка» - пластилиновая аппликация на СД.

Упражнять в рисовании обеими руками одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха

12

10.04.20

В далеком космосе.

«Рисуем космос» – пальчиковая живопись.

Развивать чувство композиции. Уточнять представления о космосе. Рисование звезд и комет, планет, космических кораблей, тарелок и инопланетян.

13

24.04.20

Мир моей фантазии.

«Заглянем в будущее»  – выполнение работы в любой из ранее изученных техник.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ.

14

8.05.20

Праздничный салют.

Выполнение работы в любой технике на заданную тему.

Продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками, используя дополнительные инструменты Создание условий для рассматривания иллюстраций на тему «ВОВ», «9 Мая - день Победы».

15

22.05.20

Прогулка у реки.

«Подводный мир» - конструирование из бумаги с использованием соединения «щелевой замок»

Рисование пальчиками, ладошкой. Поддерживать стремление создать образ подводного мира. Развивать представление об обитателях подводного мира (рыбы, морское дно, морские обитатели).

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Программа составлена для учащихся 2 класса, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Программа рассчитана на 1 год (15 занятий). Занятия проводятся 2 раза в месяц (2 и 4 пятница).

Продолжительность занятия 30-40 минут.

Форма проведения занятия – групповая.

Темы занятий определяются воспитателем ГПД и учителем-логопедом, совместно.

IV. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.– СПб.: Речь, 2010.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  3. Денисенко Ю.С. Методические рекомендации, 2012г.
  4. Дубровская Н.В «Рисунки, спрятанные в пальчиках». – Спб., 2003.
  5. ЗейцМариелла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница (2010);
  6. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. «Практикум по креативной терапии»,  СПб., Изд-во «Речь», 2002.
  7. Зинкевич-ЕвстегнееваТ.Д.«Практикум по песочной терапии»,СПб «Речь»,2006.
  8. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. «Тренинг по сказкотерапии» СПб., Изд-во «Речь», 2002
  9. Никитина Т.О. Афанасьева М.А. «Песок как универсальное средство развития школьноков»2013, №9.
  10. Погосова Н. М. «Погружение в сказку», «Речь». 2006.
  11. Титова И.С. Программа по внеурочной деятельности по обучению рисованию песком детей школьного возраста, 2014г.
  12. Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н. Проснякова.
  13. Книга серии «Любимый образ» «Собачки», Т.Н. Проснякова.
  14. Книга серии «Любимый образ» «Кошки», Т.Н. Проснякова.
  15. Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н. Проснякова.
  16. Книга серии «Любимый образ» «Деревья», Т.Н. Проснякова.

Список полезных интернет – ресурсов:

  1. http://30astr-dou127.caduk.ru/88-programma-kruzhka-pesochnaya-animaciya.html 
  2. http://cholga.ucoz.ru/blog/pesochnaja_animacija_risovanie_peskom_metod_sand_art/2014-05-05-11
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2012/10/08/metodika-risovaniya-peskom
  4. сайт Института сказкотерапии: http://www.cka3ka-pro.ru/
  5. сайт Крокотак – поделки из бумаги http://krokotak.com 
  6. сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"1-4 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками" в 1-4 классах, полностью соответствует ФГОС и составлена на основе программы Т.Н. Просняковой...