Классный час
классный час (3 класс)

Галактионова Светлана Аркадьевна

Конспект методического материала к юбилею Победы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Архангельск в военной шинели

Слайд 2

На фронт! Архангельск. 1941г.

Слайд 3

Женщины заменили у станков мужчин Трудные военные годы Женщины и дети заменили отцов В Северном лесу

Слайд 4

Вклад города в дело Победы Целлюлозно-бумажная промышленность Лесопромышленный комплекс Лёгкая промышленность Создание Народного фонда обороны Деятельность научных сотрудников

Слайд 5

Вузы и техникумы Архангельска в годы войны

Слайд 6

Архангельск стал госпитальной базой Карельского фронта, к концу 1941 года в области действовал 31 госпиталь. 25 тонн крови сдали 17 тысяч доноров за годы войны.

Слайд 7

Памятник тюленю, спасшему от голодной смерти в годы Великой отечественной войны тысячи северян.

Слайд 9

Митинг трудящихся г.Архангельска. День Победы. 9 мая 1945г.

Слайд 10

Архангельск – «Город воинской славы»

Слайд 11

Монумент в честь воинов-архангелогородцев , погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг .

Слайд 12

Мы помним, мы гордимся!



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Брин-Наволоцкая средняя общеобразовательная школа»

Муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»

Архангельской области

Архангельск в военной шинели

Конспект урока мужества для обучающихся начальных классов

Автор: Галактионова   Светлана   Аркадьевна,

учитель начальных   классов

Содержание работы

1.Пояснительная записка………………………………………………………3

2.Основная часть……………………………………………………………….5

3.Список литературы………………………………………………………….13

                       

                                Пояснительная записка

         Одним из ведущих факторов формирования исторического и  патриотического сознания  детей является краеведение. Необходимость развития интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

      Академик  Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,- он, как правило, равнодушен к своей стране».

     Сегодня  патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности  к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

     Чувство патриотизма – устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Для того чтобы оно возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», получить знания об истории и культуре своей страны и крае: о подвигах героев, достижениях учёных, деятелей культуры, которые прославили родной край, Отечество. Формирование таких знаний, представлений является одной из основных задач разработанного мною урока.

      Известно, что формирование понятий и представлений возможно уже в шесть-семь лет. Поэтому неслучайно, что урок рассчитан на детей младшего школьного возраста. Этот возраст, по мнению ряда исследователей (Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.), характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности к Родине. Урок «Архангельск в военной шинели» реализуется с учётом этих возрастных особенностей.

      Включение краеведческих сведений в содержание урока способствует последовательному формированию у младших школьников таких понятий как «Северяне – Победе», «память», «Отечество», «вера», «труд», «доблесть», «героизм», «родной край»,  обеспечивают полноту знаний о них, расширяют кругозор обучающихся.

    Результатами проведённого урока могут быть освоенные умения: осмысливать информацию краеведческого характера, стремление к самостоятельному поиску информации о ратных и трудовых свершениях жителей Архангельска в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.

    Считаю, что разработанный мною урок, реализует важную задачу – воспитание  уважения к заслугам старшего поколения перед Родиной и чувство гордости за наш Северный край.    

Основная часть

Урок мужества для обучающихся начальных классов

Тема: Архангельск в военной шинели

 

Цель урока: способствовать воспитанию патриотических чувств к родному краю.

Задачи:

  1. Рассказать детям о героическом подвиге архангелогородцев в годы Великой Отечественной войны.
  2. Формировать гражданское самосознание, чувства гордости за вклад в  Великую Победу своих земляков.
  3. Пополнить знания об истории родного края.

Оборудование: мультимедийный проектор, тексты с комментариями очевидцев о событиях в годы  II мировой войны.

Использование современной педагогической технологии -информационно-коммуникативная.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Ход проведения урока:

  1. Беседа с обучающимися

Выразительное чтение учителем стихотворения А. Твардовского

                         Прошла война, прошла страда,

               Но боль взывает к людям.

               Давайте, люди, никогда

               Об этом не забудем!

               Пусть память вечную о ней

               Хранят об этой муке,

               И дети нынешних детей,

               И наших внуков внуки.                                 

- Какой праздник отмечают 9 мая?

- Сколько лет прошло после окончания Великой Отечественной войны?

- Чьи родные участвовали в Великой Отечественной войне?

- Как называется главный город Архангельской области?

- Что вы знаете об этом городе?

    II. Рассказ учителя с компьютерной поддержкой.

Архангельск – удивительный город. Это культурная столица великого Русского Севера.

- Если можно сравнить город с человеком, то какому человеку он подобен? (Архангельск подобен Ломоносову. Он вырос на богатой почве древней национальной культуры, продвинул вперёд национальную русскую науку, обогатил русскую поэзию и искусство). Архангельск озарён северным сиянием русской славы.

Город-богатырь, богатырь на заставе – морской и сухопутной. Северяне сражались против Наполеона, защищали Родину в годы первой мировой войны и в годы Великой Отечественной.

- Как Вы думаете, ребята, о чём мы сегодня будем говорить?

1. Слайд №1 (тема)

         Сегодня мы расскажем об архангелогородцах, которые приближали день Победы в Великой Отечественной войне.        

2. Слайд №2  (На фронт! Архангельск.  1941г.)

          За годы войны Архангельская область направила на фронт более 50тысяч бойцов. Именами многих из них гордится сегодня вся страна.

 3. Слайд №3 (Трудные военные годы)

Новые и новые мобилизации отрывали от станков квалифицированных рабочих. Их не могли заменить ни наспех обученные подростки, ни солдаты, ни заключённые. Рабочий день увеличивался до 12 часов. Смена считалась законченной лишь по выполнению нормы. Так продолжали работать неделями, месяцами, годами. И труд ложился всей своей тяжестью на женщин и подростков. Остаётся лишь удивляться возможностям человека и сокрушаться о высокой смертности в военном Архангельске. Голод и дефицит товаров первой необходимости усугублялись недостатком дров и электроэнергии. Жилые дома освещались лишь на час-два в сутки. Из-за отсутствия энергии, изношенности вагонов и путей, недостатка специалистов ежедневно останавливался трамвай – практически единственный вид внутригородского общественного транспорта. Улицы города чистились крайне редко, так, что из-за завалов грязи и снега даже на центральной магистрали города не могли разъехаться две машины. Мрачную картину являл Архангельск в годы войны.

4. Слайд №4 (Вклад города в дело Победы)

(Выступления детей)

*Лесопромышленный комплекс

22 архангельских лесозавода были привлечены к выполнению военных заказов: производству ящиков для снарядов, саней, лыж, корпусов мин, ружейных заготовок, деталей для самолётов. Лес широко применялся для строительства оборонительных рубежей.

*Целлюлозно-бумажная промышленность

На комбинатах развернули производство необходимых фронту пороховой целлюлозы, специальных сортов бумаги. Наряду с основной продукцией на комбинатах города были произведены тысячи тонн извести, сотни тонн скипидара, заменившего горючее для автомобилей, верёвки, мыла и прочей продукции лесохимического производства.

*Лёгкая промышленность

Изделия, пошитые фабриками лёгкой промышленности города, - гимнастёрки, кителя, подшлемники, пилотки направлялись для защитников Родины.

*Деятельность научных сотрудников

Химиками АЛТИ В.М. Никитиным и И.М. Боховкиным была создана горючая жидкость для борьбы с танками, доцентом мединститута В.И. Ведринским – специальная паста, предупреждающая отпотевание и замерзание оптических приборов. Под руководством профессора Ф.А. Чеснокова были найдены более доступные способы производства мыла, одеколона, спичек. Сотрудники Центральной водорослевой научно-исследовательской         лаборатории, руководимой К.П. Гемп, сумели впервые в стране получить пенициллин – крайне дорогое и редкое лекарство, доставлявшееся в ту пору из-за границы. Эта желтоватая мазь, полученная из плесени, спасла не одну тысячу жизней. Не одну тысячу северян уберегли от смерти и разработки архангельских учёных под руководством доцента АГМИ П.П. Матусиса по борьбе с цингой. Только от авитаминоза в Архангельске в 1942 г. умирал каждый десятый больной. По рекомендациям северных медиков добытая в окрестных лесах хвоя стала перерабатываться в витаминный экстракт.  Бочки с этой горькой хвойной жидкостью выставлялись в проходных. Кружка выпитого экстракта становилась пропуском на предприятие. Лишь такими крайними мерами удалось приостановить распространение цинги.

*Создание Народного фонда обороны

Учитель:

- Что такое Народный фонд обороны?

Ученик:

     Война требовала большие денежные средства для организации военного   производства.     Архангелогородцы стали активными участниками создания Народного фонда обороны. Свыше 47 миллионов рублей, более 1 кг золота, 41,5 кг серебра, 130 тысяч  предметов тёплой одежды и обуви, 100 тысяч пудов картофеля, тысячи центнеров мяса, рыбы, овощей передали жители Архангельска в этот фонд.

Рассказ учителя.

  Слайд №5 (Работа вузов и техникумов Архангельска в годы войны)

Во время бомбежек 1942 года погибли 150 архангелогородцев, ранено около 200 человек. Сгорело 130 домов, 45 различных учреждений, канатная и трикотажная  фабрики, в том числе и один из корпусов АЛТИ (сейчас АГТУ). Одна из бомб попала в здание Архангельского   Лесотехнического института, в котором размещался госпиталь. Начался пожар. Раненые и больные были спешно вывезены и временно размещены на берегу реки. Пожар в учебном корпусе АЛТИ потушить не удалось, здание было почти полностью уничтожено огнем, уцелели лишь отдельные помещения первого этажа, перекрытые бетонными конструкциями и подвалы. Основное учебное оборудование удалось спасти, за исключением тяжелых агрегатов, закрепленных на фундаменте.

Несмотря на трудности военного времени, продолжали действовать вузы и   техникумы        Архангельска. За годы войны институтами города было подготовлено   для фронта и тыла более 500 инженеров, 600 учителей, 900 врачей. Свыше трёх   тысяч судоводителей, механиков, фельдшеров, учителей, агрономов выпустили  училища техникумы города.

  Слайд №6 (Помощь раненым и больным) На слайде фотография (В палате госпиталя, расположенного в здании медицинского института).[1,с.210]

        Отеческую заботу проявляли жители Архангельска о раненых воинах. Пригородные колхозы направляли раненым воинам продукты питания. Архангельск  стал госпитальной базой Карельского фронта, к концу 1941 года в области   действовал 31 госпиталь. 25 тонн крови сдали 17 тысяч доноров за годы войны.

      Слайд №7 (Голод)

                     Перевозя тысячи тонн продовольствия для страны, Архангельск при этом голодал. Норма   выдачи хлеба в отдельные дни едва превышала минимальную норму в блокадном Ленинграде. После блокадного Ленинграда Архангельск в дни войны оказался на втором месте по смертности среди мирного населения. Люди замерзали в собственной постели, не в силах разжечь печурку после 14-часовой смены; тех, кто, шагая с завода трамвайными путями, умирал, обессилев от голода; тех, кто, спасая город от пожаров, погиб, приняв грудью шипящий осколок. У переживших войну старожилов на всю жизнь остался в памяти вкус жёсткого вороньего и сладкого собачьего мяса, угарный запах тюленьего жира. Помнят они и грузовики, вывозившие навалом трупы на городские кладбища. В годы войны в Архангельске было тяжёлое продовольственное положение. Те, кто работал на заводах (например: СЦБК, СЛДК, СМЗ, «Красная кузница»), получал по 800 грамм хлеба, а те, кто работал в библиотеках, в детских садах, в школах получал  по 400 грамм. Но было время, когда норма хлеба составляла 125-200 грамм. О том голодном времени в нашем городе напоминает Памятник тюленю, что стоит на Набережной Северной Двины в районе площади Мира.

III. Работа с текстами.

         Обучающиеся читают текст №1 (отрывок из художественно-документальной книги Светланы Лойченко и Михаила Попова «Ребята с Гайдаровской улицы»). [5,с.6]

- А голодно, ребятки, жилось, - вздохнула Анна Тимофеевна. – Особенно зимой. Хлеба – с твою ладошку, показала она на Сенину руку. – Одной тюлениной, считай, питались. Как-то, помню, склады продуктовые разбомбило. Это на Смольном Буяне. Сахар там был, табак… Всё перемешалось. Кругом грязь, головёшки. А мы ползаем с девчатами, собираем остатки да слёзы льём. А от чего больше те слёзы – от табака ли, от горя, - и сами не знаем…

- Ваши впечатления о прочитанном (Высказывания детей)

      Слайд №8 (Детство, опалённое войной)

        Обучающиеся читают текст №2 (отрывок из воспоминаний Валентины Николаевны Петровой) [4,с.138-139]

- 1 сентября 1944 года я пошла в первый класс. Одеты мы были очень бедно, худенькие, бледненькие, сидели за партами, но как мы старались учиться! Тетради у нас были из чистой газетной бумаги. Бабушка их заранее линовала косыми линиями и клеточками. Часто на уроках дети отсутствовали: у кого-то умерла мама, и девочку отправили в детский дом, кому-то не в чем было идти в школу…  Пришла весна 1945 года, а с нею и Победа! Помню хорошо этот день. И сегодня он для меня самый светлый и радостный…

- Ваши впечатления о прочитанном (Высказывания детей)

Слайд №9 Митинг трудящихся г.Архангельска. День Победы. 9 мая 1945г.

Слайд №10 (Архангельск – «Город воинской славы»).

 На территории Российской Федерации 38 городов носят почётное звание «Город  воинской славы». Среди них и город Архангельск. 5 декабря 2009 года городам Пскову, Козельску и   Архангельску  были присвоены звания «Город воинской славы». 31 августа 2011 года на Набережной Северной Двины торжественно открыли стелу в честь воинской славы. Стела – 12-метровый гранитный монумент, увенчанный позолоченным гербом России. Подобные стелы установлены и в других городах воинской славы России, но нашу отличает наличие на постаменте ростр – символических носовых частей кораблей, как знак того, что Архангельск является городом морской славы России. Это памятник тем, кого уже нет, и памятник при жизни тем, кто рядом с нами.

Слайд №11(Монумент воинам-архангелогородцам) Выразительное чтение учителем стихотворения М. Владимова

              Ещё тогда нас не было на свете,

              Когда с Победой вы домой пришли.

              Солдаты Мая, слава вам навеки

              От всей земли, от всей земли!

                        Благодарим, солдаты, вас

                        За жизнь, за детство и весну,

                        За тишину,

                        За мирный дом,

                        За мир, в котором мы живём!

Слайд №12 (Память)

Учитель:

Как рядовой боец – в опалённой

Порохом и заскорузлой от крови шинели –

Архангельск вернулся с войны.

IV. Итог

Подведение итога урока. Дети высказывают свои впечатления и пожелания.

Список литературы

  1. Богданов Е.Ф., Колмаков Ю.И. Архангельск 1584-1984. Фрагменты истории: Северо – западное книжное издательство, 1984
  2. Костров К.К. Северяне – Победе: Северо – западное книжное издательство, 1980
  3. Куратоз А.А. Наш край в истории СССР: Северо – западное книжное издательство, 1974
  4. Лебедева Г.К. Детство, опалённое войной 1941-1945гг.: [сборник] ОАО «ИПП «Правда Севера», 2005-344с.
  5. Лихачёв Д.С. Журнал «Двина» Город-богатырь №1, 2004
  6. Овсянкин Е.И., Беданова Л.А. Во имя Победы: Администрация Архангельской области, 2005
  7. Супрун М.Н. Журнал «Двина» Архангельск в войне №1, 2004
  8. Тюкина Л.Г. Архангельск: Издательство «Планета» Москва,  1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...