Программа "Школьный музей"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Гнездилова Лариса Ивановна

Данная программа  внеурочной деятельности Объединения «Школьный музей » составлена на основе  требований Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования (2009г.) направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное  значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл templanir_na_68ch_muzey_18-19.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от 25 августа 2019г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО

на педагогическом совете школы

протокол № 1

от «25» августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А.Левицкая

приказ № 316 от «25» августа 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Объединения «Школьный музей»

Направление:

гражданско-патриатическое

2019-2020 учебный год

                                                                                                     Возрастная категория 9-12лет

                                                                             Составитель:

                                                                                         Гнездилова Лариса Ивановна,

Педагог дополнительного образования

г.Нижневартовск

  2019

Пояснительная записка

     

Данная программа  внеурочной деятельности Объединения «Школьный музей » составлена на основе  требований Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования (2009г.) направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное  значение.

Сегодня, как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в  экономике, ни в культуре, ни в образовании не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек  начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.  Школьный Уголок Боевой и Трудовой  Славы ( Объединение «Школьный музей» ) своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма обучающихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего города, быта предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении объекта, ни в отношении других. Школьный Уголок Боевой и Трудовой  Славы (Объединение «Школьный музей») создает особые условия для воздействия на интеллектуально-эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Программа Объединения «Школьный музей»  предполагает организацию внеурочной деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания литературы, географии, искусства и т.д . в условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Актуальность программы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения,  отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные,  проявляется непонимание значимости культурно-исторических  памятников,  низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями,  воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству,  преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный Уголок Боевой и Трудовой  Славы ( Объединение «Школьный музей»), так как он является хранителем бесценного исторического наследия.


Цель  

- воспитать неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного  Уголка  Боевой и Трудовой  Славы (Объединения «Школьного  музея») , содействовать  повышению эффективности воспитательной работы.

-создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

-помочь школьникам , проявляющим стремление к освоению мастерства в  музейном деле.

Задачи

  •  знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и района;
  • формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости  системы социально-нравственных ценностей;
  • формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
  • воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.
  • научить обучающихся самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
  • развить у обучающегося умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
  • сформировать научные и профессиональные интересы
  • воспитать музейную культуру
  • знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и района;
  • развитие способностей к поисково-исследовательской , творческой, деятельности
  • развитие самостоятельности и инициативы.

Музейная педагогика дает возможность:

  • осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности  и компьютерному обучению;
  • сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
  • раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
  • попробовать собственные силы и реализовать свои возможности каждому ребёнку;
  • объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
  • организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в  Школьном  Уголке Боевой и Трудовой  Славы (Объединения «Школьный музей»)

Направления деятельности:

  • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
  • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
  • Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
  • Создание в музее условий , при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно
  • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.

Формы организации работы с музейной аудиторией

-  лекции;

- экскурсии

- консультации;

 - литературные и исторические гостиные;

-киносеансы;
- встречи с интересными людьми;

- исторические игры, викторины;

- проектная и исследовательская деятельность;

- использование интернет-технологий;

- создание видеопрезентаций;

- посещение школьных музеев и музеев города;

- оформление выставок, обновление экспозиций;

- посещение совета ветеранов;

- встречи с ветеранами войны;

Ожидаемые результаты :

- В обучающей сфере:  приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.

 -В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного  края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение высокого уровня  патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

 -В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музе, по проведению мероприятий по профили музея на внутришольном ( выставки, конкурсы, тематические классные часы) и  межшкольном( семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще- сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников;

Используемая литература:

1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Емельянов Б.В.- М, 2000г

2.Музей и школа: пособие для учителя/ под редакцией Кудриной Т.А.-М, 1985г

3.Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела/ Столяров Б.А, Соколова Н.Д.-СПб, 2002г

4. примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ГорскийВ.А. Тимофеев А.А.); под редакцией ГорскогоВ.А.-М, Просвещение, 2010г

Календарно- тематическое  планирование занятий  

для обучающихся 3 классов Объединения «Школьный музей»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество

часов

По

плану

По

факту

1

Вводное занятие. О чём рассказывает музей.

1

2

Экскурсия « Родом не из детства – из войны…»

1

3

Типология музеев.

1

4

Экскурсия « Земляки, воины - интернационалисты…»

1

5

Роль музеев в жизни человека.

1

6

Экскурсия « Дети войны..»

1

7

Основные социальные функции музеев.

1

8

Экскурсия « Города – герои. Историческое наследие»

1

9

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

1

10

Экскурсия « Крепость – герой Брест »

1

11

Как работать с газетами,  журналами, книгами.

1

12

Экскурсия « Город – герой Киев »

1

13

Учёт и хранение собранных документов и вещей  ( на примере школьного музея)

1

14

Экскурсия « 900 дней блокадного Ленинграда »

1

15

Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее ( на примере школьного музея)

1

16

Экскурсия «»

1

17

Как подготовить доклад, выступление , презентацию и правильно провести экскурсию.

1

18

Экскурсия « Сталинград – город-герой »

1

19

Выставочная деятельность музея.

1

20

Экскурсия « Битва за Москву »

1

21

Классификация выставок.

1

22

Экскурсия «Подвиг моряков Севастополя »

1

23

Исторические источники , как средство познания исторического прошлого.

1

24

Экскурсия «Героям битвы под Смоленском посвящается»

1

25

Свидетели истории.

1

26

Экскурсия « Слава героям Мурманска»

1

27

Как записывать воспоминания.

1

28

Экскурсия «Керчь – город воинской славы»

1

29

Забота о ветеранах – наш священный долг.

1

30

Экскурсия «Героический подвиг защитников Одессы»

1

31

Узники концлагерей.

1

32

Экскурсия « Маленькие узники  концлагерей.»

1

33

Ветераны трудового фронта.

1

34

Экскурсия « Всё для фронта – всё для победы..»

1

35

Партизанское движение в годы ВОВ.

1

36

Экскурсия « Пионеры – герои..»

1

37

Подвиг медиков в годы ВОВ.

1

38

Экскурсия « Ты вынесла меня из боя…»

1

39

Учёные - фронту.

1

40

Экскурсия « Мужество жителей города–героя Новороссийска »

1

41

Маленькие герои – большой войны.

1

42

Экскурсия « Минск- центр партизанского движения »

1

43

Города – герои.

1

44

Экскурсия « Стойкость и мужество города-героя Тулы»

1

45

Ордена и медали ВОВ.

1

46

Экскурсия «Они победили фашизм »

1

47

Генералы и маршалы ВОВ.

1

48

Экскурсия « Маршал Георгий Жуков- символ Победы»

1

49

Военная техника Победы

1

50

Экскурсия « Сталинград и непокоренный Дом Павлова»

1

51

Пионеры -герои

1

52

Экскурсия «Они стояли насмерть…»

1

53

Комсомольцы Герои

1

54

Экскурсия « Героическим защитникам Ленинграда...»

1

55

Героическая жизнь маршала К.К.Рокосовского

1

56

Экскурсия «Мамаев Курган – центральная высота России…»

1

57

Герои будут жить вечно….

1

58

Экскурсия « Символы наших побед…»

1

59

Женщины и дети в годы ВОВ

1

60

Экскурсия «Мужество и самоотверженность героев Сапун-горы »

1

61

Молодая гвардия- герои Волгодона

1

62

Экскурсия «Поклонимся,  великим тем годам…»

1

63

Пока мы помним- они  живы…

1

64

Экскурсия « Слава героям- лётчикам»

1

65

Они рано повзрослели…

1

66

Экскурсия « Героям-подводникам слава!»

1

67

Памятники героям ВОВ у нас и за рубежом…

1

68

Экскурсия « Они сражались за Родину…»

1

                                                                         Итого:

68ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В музее."

Раз в четверть посещаем с ребятами краеведческий музей в своём родном городе. Представляю вашему вниманию одно из таких посещений....

Презентация «Школьный музей русского быта»

Презентация коллективного проекта«Школьный музей русского быта»...

Проект.Виртуальный музей «Мой любимый город»

Идея создания нашего музея  простая и бесхитростная - мы хотим собрать, систематизировать и обнародовать банк данных, связанный с происхождением и развитием  нашего города.Нами двигает...

"Музеи - это здорово! Экспериментаниум - музей занимательных наук." Памятка и материалы для закрепления знаний и информации, полученных на экскурсии.

Мы часто с детьми посещаем музеи. После экскурсии в Музей занимательных наук "Экспериментаниум", возникла идея о создании мини - путеводителей с краткой информацией о музее и небольшими заданиями по с...

Урок в музее Космонавтики и музее Королева

Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....