Программа "Школьный музей"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Данная программа внеурочной деятельности Объединения «Школьный музей » составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от 25 августа 2019г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на педагогическом совете школы протокол № 1 от «25» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А.Левицкая приказ № 316 от «25» августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Объединения «Школьный музей»
Направление:
гражданско-патриатическое
2019-2020 учебный год
Возрастная категория 9-12лет
Составитель:
Гнездилова Лариса Ивановна,
Педагог дополнительного образования
г.Нижневартовск
2019
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности Объединения «Школьный музей » составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение.
Сегодня, как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный Уголок Боевой и Трудовой Славы ( Объединение «Школьный музей» ) своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма обучающихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего города, быта предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении объекта, ни в отношении других. Школьный Уголок Боевой и Трудовой Славы (Объединение «Школьный музей») создает особые условия для воздействия на интеллектуально-эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Программа Объединения «Школьный музей» предполагает организацию внеурочной деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания литературы, географии, искусства и т.д . в условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями, воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный Уголок Боевой и Трудовой Славы ( Объединение «Школьный музей»), так как он является хранителем бесценного исторического наследия.
Цель
- воспитать неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного Уголка Боевой и Трудовой Славы (Объединения «Школьного музея») , содействовать повышению эффективности воспитательной работы.
-создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
-помочь школьникам , проявляющим стремление к освоению мастерства в музейном деле.
Задачи
- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и района;
- формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости системы социально-нравственных ценностей;
- формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
- воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.
- научить обучающихся самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
- развить у обучающегося умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
- сформировать научные и профессиональные интересы
- воспитать музейную культуру
- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и района;
- развитие способностей к поисково-исследовательской , творческой, деятельности
- развитие самостоятельности и инициативы.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и реализовать свои возможности каждому ребёнку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в Школьном Уголке Боевой и Трудовой Славы (Объединения «Школьный музей»)
Направления деятельности:
- Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
- Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
- Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
- Создание в музее условий , при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно
- Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с музейной аудиторией
- лекции;
- экскурсии
- консультации;
- литературные и исторические гостиные;
-киносеансы;
- встречи с интересными людьми;
- исторические игры, викторины;
- проектная и исследовательская деятельность;
- использование интернет-технологий;
- создание видеопрезентаций;
- посещение школьных музеев и музеев города;
- оформление выставок, обновление экспозиций;
- посещение совета ветеранов;
- встречи с ветеранами войны;
Ожидаемые результаты :
- В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
-В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
-В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музе, по проведению мероприятий по профили музея на внутришольном ( выставки, конкурсы, тематические классные часы) и межшкольном( семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще- сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников;
Используемая литература:
1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Емельянов Б.В.- М, 2000г
2.Музей и школа: пособие для учителя/ под редакцией Кудриной Т.А.-М, 1985г
3.Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела/ Столяров Б.А, Соколова Н.Д.-СПб, 2002г
4. примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ГорскийВ.А. Тимофеев А.А.); под редакцией ГорскогоВ.А.-М, Просвещение, 2010г
Календарно- тематическое планирование занятий
для обучающихся 3 классов Объединения «Школьный музей»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
По плану | По факту | |||
1 | Вводное занятие. О чём рассказывает музей. | 1 | ||
2 | Экскурсия « Родом не из детства – из войны…» | 1 | ||
3 | Типология музеев. | 1 | ||
4 | Экскурсия « Земляки, воины - интернационалисты…» | 1 | ||
5 | Роль музеев в жизни человека. | 1 | ||
6 | Экскурсия « Дети войны..» | 1 | ||
7 | Основные социальные функции музеев. | 1 | ||
8 | Экскурсия « Города – герои. Историческое наследие» | 1 | ||
9 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 1 | ||
10 | Экскурсия « Крепость – герой Брест » | 1 | ||
11 | Как работать с газетами, журналами, книгами. | 1 | ||
12 | Экскурсия « Город – герой Киев » | 1 | ||
13 | Учёт и хранение собранных документов и вещей ( на примере школьного музея) | 1 | ||
14 | Экскурсия « 900 дней блокадного Ленинграда » | 1 | ||
15 | Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее ( на примере школьного музея) | 1 | ||
16 | Экскурсия «» | 1 | ||
17 | Как подготовить доклад, выступление , презентацию и правильно провести экскурсию. | 1 | ||
18 | Экскурсия « Сталинград – город-герой » | 1 | ||
19 | Выставочная деятельность музея. | 1 | ||
20 | Экскурсия « Битва за Москву » | 1 | ||
21 | Классификация выставок. | 1 | ||
22 | Экскурсия «Подвиг моряков Севастополя » | 1 | ||
23 | Исторические источники , как средство познания исторического прошлого. | 1 | ||
24 | Экскурсия «Героям битвы под Смоленском посвящается» | 1 | ||
25 | Свидетели истории. | 1 | ||
26 | Экскурсия « Слава героям Мурманска» | 1 | ||
27 | Как записывать воспоминания. | 1 | ||
28 | Экскурсия «Керчь – город воинской славы» | 1 | ||
29 | Забота о ветеранах – наш священный долг. | 1 | ||
30 | Экскурсия «Героический подвиг защитников Одессы» | 1 | ||
31 | Узники концлагерей. | 1 | ||
32 | Экскурсия « Маленькие узники концлагерей.» | 1 | ||
33 | Ветераны трудового фронта. | 1 | ||
34 | Экскурсия « Всё для фронта – всё для победы..» | 1 | ||
35 | Партизанское движение в годы ВОВ. | 1 | ||
36 | Экскурсия « Пионеры – герои..» | 1 | ||
37 | Подвиг медиков в годы ВОВ. | 1 | ||
38 | Экскурсия « Ты вынесла меня из боя…» | 1 | ||
39 | Учёные - фронту. | 1 | ||
40 | Экскурсия « Мужество жителей города–героя Новороссийска » | 1 | ||
41 | Маленькие герои – большой войны. | 1 | ||
42 | Экскурсия « Минск- центр партизанского движения » | 1 | ||
43 | Города – герои. | 1 | ||
44 | Экскурсия « Стойкость и мужество города-героя Тулы» | 1 | ||
45 | Ордена и медали ВОВ. | 1 | ||
46 | Экскурсия «Они победили фашизм » | 1 | ||
47 | Генералы и маршалы ВОВ. | 1 | ||
48 | Экскурсия « Маршал Георгий Жуков- символ Победы» | 1 | ||
49 | Военная техника Победы | 1 | ||
50 | Экскурсия « Сталинград и непокоренный Дом Павлова» | 1 | ||
51 | Пионеры -герои | 1 | ||
52 | Экскурсия «Они стояли насмерть…» | 1 | ||
53 | Комсомольцы Герои | 1 | ||
54 | Экскурсия « Героическим защитникам Ленинграда...» | 1 | ||
55 | Героическая жизнь маршала К.К.Рокосовского | 1 | ||
56 | Экскурсия «Мамаев Курган – центральная высота России…» | 1 | ||
57 | Герои будут жить вечно…. | 1 | ||
58 | Экскурсия « Символы наших побед…» | 1 | ||
59 | Женщины и дети в годы ВОВ | 1 | ||
60 | Экскурсия «Мужество и самоотверженность героев Сапун-горы » | 1 | ||
61 | Молодая гвардия- герои Волгодона | 1 | ||
62 | Экскурсия «Поклонимся, великим тем годам…» | 1 | ||
63 | Пока мы помним- они живы… | 1 | ||
64 | Экскурсия « Слава героям- лётчикам» | 1 | ||
65 | Они рано повзрослели… | 1 | ||
66 | Экскурсия « Героям-подводникам слава!» | 1 | ||
67 | Памятники героям ВОВ у нас и за рубежом… | 1 | ||
68 | Экскурсия « Они сражались за Родину…» | 1 | ||
Итого: | 68ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/09/picture-384-1376054673.jpg)
Презентация "В музее."
Раз в четверть посещаем с ребятами краеведческий музей в своём родном городе. Представляю вашему вниманию одно из таких посещений....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/17/picture-6365-1660730270.jpg)
Презентация «Школьный музей русского быта»
Презентация коллективного проекта«Школьный музей русского быта»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/30/picture-461-1490877357.jpg)
Проект.Виртуальный музей «Мой любимый город»
Идея создания нашего музея простая и бесхитростная - мы хотим собрать, систематизировать и обнародовать банк данных, связанный с происхождением и развитием нашего города.Нами двигает...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-381644-1391952539.jpg)
"Музеи - это здорово! Экспериментаниум - музей занимательных наук." Памятка и материалы для закрепления знаний и информации, полученных на экскурсии.
Мы часто с детьми посещаем музеи. После экскурсии в Музей занимательных наук "Экспериментаниум", возникла идея о создании мини - путеводителей с краткой информацией о музее и небольшими заданиями по с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/08/picture-902441-1488975070.jpg)
Конспект урока "Что такое музей. Какие бывают музеи. Правила поведения в музее".
История музеев, музеи Крыма...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-263880-1378716503.jpg)
Урок в музее Космонавтики и музее Королева
Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....