Конспект мастер- класса на тему "Первые ходы - как основа игры"
план-конспект

Конспект мастер- класса на тему "Первые ходы - как основа игры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер –класса на тему «Первые ходы - как основа игры».

1.Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги.  Я хочу показать вам игровые приёмы , которые можно использовать при ознакомлении детей с первыми ходами в шахматной партии.

Цель: представление приёмов, способствующих формированию и развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к игре в шахматы;

Задачи:

-познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями ,которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат ;

-показать приемы закрепления пройденного материала.

2.Практическая часть.

 -Я прошу выйти моих коллег, которые будут в роли «Юных шахматистов» .

Присаживайтесь.

          Шахматная игра

          Чудесных тайн полна…

Вот и сегодня в очередной раз отправимся в увлекательный мир шахмат, где будем разгадывать тайны шахматной доски. Узнаем какие фигуры начинают игру и поупражняемся в продумывании первых ходов. А чтобы узнать, кто начинает шахматную партию ,я предлагаю вам отгадать загадки:

    1). Он, не цокает, конечно,

         Но легко перешагнём

         Через ряд фигур и пешек

         Этим шахматным  …..(конём)

2) Кто не любит прыг да скок?

    Кто ходить привык без спешки

    И берёт наискосок…

    Ну конечно .это …..(пешка)

-Молодцы, отгадали загадки. Это Конь и Пешка.

Шахматную партию может начать любая из этих фигур.

-А давайте вспомним ,как ходят эти фигуры. А поможет нам в этом игровое поле для игры «Твистер» .

    Я прошу  моих «юных шахматистов» пройти на игровое поле.

-Возьмите плоскостные изображения пешек с поля и займите их места.

У нас 2 пешки-черная и белая.

 Кто из них первой покажет ,как ходят пешки?

    Мы узнаем  из стихотворения «Чей ход первый?»

  Утро всегда мудренее

  Белый цвет начинает бой,      

  Чёрный цвет может быть сильнее,

  Если ты владеешь собой!      

 Итак, первый ход  делает… белая пешка.

Показываем и проговариваем стишок

(Белая пешка показывает проговаривая : «Может пешечка –упряма?- Она ходит только прямо.» 2 клетки

Черная пешка точно также показывает ,проговаривая стишок.

Чёрная пешка показывает, проговаривая : «Только вперёд, и ни шагу назад»)1 клетка

-А теперь вспомним как ходит конь. Меняем плоскостные изображения

Показывают, по очереди проговаривая : «Прыг,скок в бок» сначала белый,затем-черный)

-Ну вот , мы с вами вспомнили как передвигаются конь и пешка, узнали что первый ход делают белые фигуры и пешки.

 Теперь пора приступить к шахматному сражению.

Но перед этим я предлагаю вам посмотреть мультфильм. (знакомство с центром шахматной доски )

Можно присесть.

 -Что важного узнали из этого мультфильма?  (В центре фигура становится сильнее и поэтому всегда надо располагать свои фигуры ближе к центру и не пускать туда фигуры противника

                              Работа в тетрадях.

- А теперь нас ждут «Задачки из тетрадки»

Наши шахматные войска из нашей тетрадки готовы приступить к сражению. Но им надо немного помочь.

Возьмите фломастер зелёного цвета…и

  1.  покажите стрелками все возможные ходы пешек

 -А теперь задание посложнее ,

нужно выбрать лучший первый ход для белых и для чёрных пешек. (Вспоминаем мультфильм который мы с вами просмотрели,) 

- Возьмите фломастеры  красного цвета и покажите стрелочкой.

Кто закончил, посмотрите на экран, сравните.

А теперь я попрошу вас выйти  и показать свой выбор на шахматной доске.

-вы показываете лучший ход белых пешек,

а вы –черных.

(игроки ходят пешками –занимают  выделенный центр доски)

-Итак ,наши шахматисты своими  пешками заняли «центр»

. Почему?

Ответы игроков: Центр можно сравнить с высотой. А тот кто владеет высотой-у того огромное преимущество. Оттуда моим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку  и прийти своему королю на помощь.

И так же можно показать  все возможные ходы белого и чёрного коня ,сначала на листочках ,/листочки можно заламинировать и они у вас будут многоразовые. Стрелочки легко стираются влажными салфетками./

а затем на шахматной доске.

И ещё хотелось бы добавить несколько слов про «центр» доски. Чтобы выделить центр ,на первых занятиях ,мы заклеиваем цветной бумагой. А на последующих можно предложить детям самим найти центр и заклеить ,либо закрасить

-Молодцы, хорошо поработали. Я думаю из вас получатся мудрые шахматисты.

 

Вот таким образом мы с нашими воспитанниками вместе учимся играть в шахматы, следуя дидактическим принципам: от простого к сложному; применяя компьютерные технологии, используя художественное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Организация процесса обучения на основе результатов мониторинга ( на примере урока коррекции знаний по математике»

Урок математики в 4 классе по программе "Школа России" Тема: Организация   процесса   обучения   на   основе   результатов ...

Мастер-класса «Функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся»

Выступление на августовском секционном заседании муниципального методического объединения педагогических  работников Лаишевского района на базе МБОУ «Лаишевская СОШ № 2 им. Б.К. Кузнецова&r...

Мастер-класс для конкурса "Педагог года" "Как играть с гиперактивными детьми?"

Данный материал включает разработку занятия  и сопроводительную презентацию....

«Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО»: Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Данный методический материал ставит цель: формирование у педагогического сообщества понимания нового содержания образовательной деятельности в рамках обновлённых ФГОС НОО и ООО.Задачи:1) Трансляц...