К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Социальные преобразования, происходящие на современном этапе развития общества, способствовали изменению взглядов на обучение и воспитание детей, которые привели к серьезным изменениям в системе образования нашей страны. Существуют тенденции в интегративных процессах общего и специального образования, в результате чего к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Загидуллин Амаль Робертович

Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО

«Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак

amalzag18@gmail.com

THE QUESTION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF SUBJECTS INCLUSIVE EDUCATION

Zagidullin Amal R.

Sterlitamak Branch VPO

"Bashkir State University," Sterlitamak

amalzag18@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Социальные преобразования, происходящие на современном этапе развития общества, способствовали изменению взглядов на обучение и воспитание детей, которые привели к серьезным изменениям в системе образования нашей страны. Существуют тенденции в интегративных процессах общего и специального образования, в результате чего к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

ANNOTATION

Social transformations taking place at the present stage of development of society have contributed to changing attitudes in the training and education of children, which led to major changes in the education system of our country. There are trends in the integrative processes of general and special education, resulting in the issue of education of children with disabilities.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Инклюзивное образование, Психолго-педагогическая поддержка, интеграция

KEYWORDS

Inclusive education, psychological and pedagogical support, integration

Социальные преобразования, происходящие на современном этапе развития общества, способствовали изменению взглядов на обучение и воспитание детей, которые привели к серьезным изменениям в системе образования нашей страны. Существуют тенденции в интегративных процессах общего и специального образования, в результате чего к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Государственная система ранней диагностики и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья становится актуальным для научного изучения и практического внедрении. Соответственно появляется необходимость в психолого-медико-педагогической помощи и сопровождении детей различных возрастных групп и категорий, их ближайшего окружения, а также других участников образовательного процесса.

 Обозначение выше тенденции нашли отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации», в части 5.1 в которой говорится: «Для реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». [3, с. 100]

Таким образом, развитие и совершенствование системы поддержки инклюзивного образования влечёт возникновение организационных, правовых, методических информационных и кадровых проблем в данной модели образования. Именно поэтому, без внимания не должно оставаться сохранение и укрепление здоровья, повышение возможностей гармоничного развития личности ученика, как здорового, и имеющего проблемы со здоровьем.

В настоящее время, содержание психолого-педагогической поддержки субъектов инклюзивного образования становится одним из основных направлений для изучения. Этот процесс взаимосвязан с деятельностью всех субъектов образования, направленных ​​на обеспечение эффективной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду, способствуя его самоопределению, самореализации, самоутверждению. Психолого-педагогическая поддержка является необходимым условием для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личной жизнью и профессиональным самоопределением учащихся любой образовательной организаций. Идея об эффективной организации психолого-педагогической поддержки всех участников инклюзивного образования базируется на следующих принципах:

- рассмотрение видового разнообразия поддержки в качестве основы своего планирования и реализации в практической деятельности образовательных учреждений;

- создание логики процесса поддержки на основе идентификации взаимосвязанных этапов: стратегии, тактики и техники;

- разработка конкретных технологий, адекватных методов, путей и средств для вышеназванных учебных заведений;

- улучшение процесса поддержки социальной адаптации учащихся в условиях развития интегративной деятельности образовательных учреждений. [2, с. 71]

По мнению ряда, учёных (Алехиной С.В., Назаровой Н.М., Пузанковой Е.Н., Бочковой Н.В. и других) создание эффективной системы поддержки позволит решить проблемы развития, воспитания и коррекции детей с проблемами здоровья.

Таким образом, учебный процесс является объектом поддержки, а система отношений ребёнка с миром, с людьми вокруг (взрослыми и сверстниками), с самим собой, их развития, коррекции, восстановление является предметом поддержки.

Вышеизложенное позволяет нам выделить ряд ведущих принципов поддержки участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования:

- гуманизация интенсиональных аспектов образовательного процесса;

- интегрированный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка с особенностями развития;

- подстраивание программ и подходов в образовательной и воспитательной работе;

- многообразие видов индивидуальной и коллективной деятельности с учетом интересов и способностей, как обычных детей, так и с особенностями развития;

- профессионализм и компетентность учителей, работающих в режиме интеграции;

- взаимодополняющая работа учителей, родителей, учащихся в организации учебно-воспитательного процесса;

- защита прав и интересов детей с особенностями развития;

- гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями в образовательном процессе;

- учёт региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации в данной местности.

В целом успех процесса поддержки образовательного включения детей с особенностями развития, зависит от ряда условий:

- ранняя социально-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии детей;

- наличие необходимого программно-методического и кадрового обеспечения в дошкольных и школьных учебных заведениях общего типа;

- создание дифференцированного учебно-воспитательного процесса, высокая изменчивость, гибкость учебных и образовательных программ;

- формирование и поддержка благоприятных межличностных отношений в детском коллективе, а также между учителями и детьми, учителями и родителями.

Предполагается, что комплекс этих условий будет способствовать созданию эффективной системы поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, их реабилитации и интеграции личностных потенциалов.

Среди основных общих целей психолого-педагогической поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить следующие:

- предотвращение возможных проблем в развитии ребенка;

- помощь ребёнку в решении актуальных проблем развития, воспитания и социализации;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

- психологическая поддержка образовательных программ;

- формирование адекватной самооценки;

- защита и укрепление физического и психологического здоровья;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, учителей;

- формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья;

Важно подчеркнуть, что в зависимости от системы образования содержание психолого-педагогической поддержки имеет свою специфику.

На этапе дошкольного образования необходима ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, психологическое обеспечение готовности детей с проблемами здоровья к обучению в школе в условиях интеграции.

На этапе начального школьного образования важно выявить готовность к обучению в школе, обеспечить психологическую адаптацию к школе, стимулировать интерес ученика к учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, поддержки в формировании желания учиться, развития творческих способностей.

На уровне основной школы - поддержка подростка с ограниченными возможностями здоровья состоит переходе к главной школе, адаптация к новым условиям обучения, помощь в решение личных проблем и проблем социализации, формировании жизненных навыков, профилактике неврозов, помощь в создании конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактике девиантного поведения.

На уровне средней школы должна осуществляться помощь в профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, развития психосоциальной компетентности, предотвращение девиантного поведения. [1, с. 109]

В процессе организации инклюзивного образования ведущую роль играет наставник, классный руководитель, воспитатель, которые обеспечивают необходимую психолого-педагогическую поддержку ребенку в решении проблем обучения, воспитания и развития в условиях интеграции. Основная цель их деятельности состоит в предотвращении дезадаптации ребенка, появление критических ситуаций во время проблемных взаимодействий с участниками образовательного процесса.

Таким образом, особое внимание должно быть уделено к переходным этапам в развитии и воспитании детей с особенностями в развитии, которые предполагает различение уровней поддержки.

Список литературы

1. Борозинец Н.М., Козловская Г.Ю. Организационно-педагогические основы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб, пособие. – Ставрополь: СГПИ, 2009. –109

2. Рубцов В.В., Дубровин И.В., Метелкова Е.И. Концепция развития системы психологическогообеспечения (психологическойслужбы) образования в Российской Федерации: Наука и образование, 2007, №. 1, стр. 69-82

3. Слюсарева Е. САнтропологические основы организации и содержания специальной психологической помощи детям и подросткам: – Ставрополь: СГПИ, 2010. –99=101

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

       Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...

«Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования». презентация

laquo;Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования»....

«Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования».

laquo;Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования»....

Статья «Формирование психолого-педагогической готовности воспитателя к инклюзивному образованию детей»

Ребенку предоставлена возможность выразить свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, где педагог даст оценку положительным действиям детей, тем самым закладывая в личности каждого реб...