Занятие "Принятие решений"
план-конспект

Коробицына Гульмира Василовна

Обучение несовершеннолетних принятию решений в экстренных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_prinyatie_resheniya_1.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ»

Цель: Обучение несовершеннолетних принимать решения в экстренных ситуациях в рамках основы безопасной жизнедеятельности.

Задачи: Ознакомить детей с понятием «Принятие решения»

Научить несовершеннолетних действовать по алгоритму в экстренной ситуации

Способствовать сплочению коллектива и принимать совместные решения

Время: 30-35 минут.

Материалы: инструкция, карточки с описанием сложных ситуаций, компас, зеркальце, пятилитровая бутыль воды, противомоскитная сетка, одна коробка с армейским рационом питания, карта Тихого океана, надувная подушка для путешествий, двухлитровый баллон дизельного топлива, транзисторный приемник, репеллент для отпугивания акул, пластиковая тарелка, один флакон одеколона, пятнадцать метров веревки, две коробки шоколада, набор рыболовных принадлежностей, импровизированная лодка (из модулей).

План

  1. Вводная часть
  2. Мультимедийная презентация «Притча про двух лягушек»
  3. Упражнение «свисток»
  4. Игра «Принятие экстремальных решений»

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

1.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Наше занятие называется «Принятие решение», от принятия решения зависит наше будущее и будущее наших родных и близких.

-Мы каждый день, что там «день», каждую минуту принимаем те или иные решения! Вот например сегодня вы принимали какие-нибудь решения?

Даже в сказках героям часто приходилось принимать решения! Помните надпись на камне?

Налево пойдешь - коня потеряешь, 

Направо пойдешь - жизнь потеряешь, 

Прямо пойдешь – счастье найдешь или жив будешь, да себя позабудешь. 

И главное – куда ни пойдешь, все время какие-то неожиданные последствия с реалистичным, а порой смертельным исходом. И в сказке главным героям приходится часто принимать решения!

Сегодня мы обсудим, как и почему люди принимают решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам придется принимать.

Мы можем просто получать принятые решение от других. Пошли к врачу, он за нас полностью принял решение, расписал лечение и мы покорно выполняем.

Мы можем получать помощь в принятии решения, когда за нас решение не принимают, но дают «вспомогательную» информацию, советы, подсказки, похвалу («ты молодец, ты сможешь решить»).

Мы можем принять решение самостоятельно, но от других ожидать исполнение этого решения. Так ребенок, выбравший в магазине игрушку (решил, что именно эта машинка теперь будет принадлежать ему), все же надеется на маму в исполнении этого решения (покупку). Т.Е «я решил — ты исполняешь».

Мы можем принять решение самостоятельно и выполнить его самостоятельно, но от других нам важно получить одобрение. 

 Еще одна форма взаимодействия с окружением в процессе принятия решения — это отказ взаимодействовать с окружением в процессе принятия решения.

«Мне не нужно ваше одобрение», «мне все равно, согласны вы с моим решением или нет». Даже может переходить в откровенный бунт и сопротивление: «я приму решение так, именно потому, что вы настаиваете на обратном», «я решаю и делаю вопреки ожиданиям других.

Воспитатель: Сейчас я ребята предлагаю посмотреть, одну небольшую, но поучительную притчу про двух лягушек. После просмотра мы с вами обсудим, какая же из лягушек приняла правильное решения!

2. Притча про двух лягушек

Мультимедийная презентация

https://www.youtube.com/watch?v=mUu7nSSCRZE

Печатный вариант в приложении №1

Вывод действий.

Мораль:

Никогда не сдавайся и не опускай руки! Одна лягушка приняла решение сдаться и утонула, а другая приняла решение барахтаться. Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.

Побеждает тот, кто не сдается и старается вовремя принять решения!

Бог не посылает человеку испытаний больше, чем тот может выдержать. Так что все в наших руках, у нас есть все ресурсы.

Ты способен на большее, чем думаешь!

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

3.Упражнение «Свисток».

Воспитатель раскладывает карточки с проблемами текстом вниз в центре круга и предлагает несовершеннолетнему:

-взять карточку;

-прочитать вслух проблему;

-в момент, когда воспитатель подаст знак, несовершеннолетний должен сказать первое пришедшее ему в голову решение данной проблемы.

 Например, если в карточке сказано: «Хулиган пристает к тебе», несовершеннолетний может сказать: «Я его ударю» или движениями показывает, как они дерутся.

Затем ребенок предлагает возможные последствия этого первого решения.

Воспитатель просит других несовершеннолетних предложить свои варианты решения, а также предсказать возможные последствия с их точки зрения.

Воспитатель предлагает первому несовершеннолетнему-добровольцу вернуться к первоначальному решению и посмотреть, следует ли его изменить или оставить прежним?

Воспитатель просит этого ребенка выбрать следующего на ту же роль. Это может быть тот, кто больше других помог в принятии решения.

- Следующий несовершеннолетний берет карточку и т. д.

4. Игра «Принятие экстремальных решений»

Просмотр мини видеозаписи кораблекрушение

https://www.youtube.com/watch?v=Fhnuxa_ZfaY

(Приложение 3, 4)

Воспитатель: Сегодня мы на примере игры узнаем, как и почему люди принимают решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам придется принимать. Наша игра даст вам возможность поучиться принимать решения.

Инструкция

Воспитатель: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче километров от ближайшего берега.

Ниже приведен список из 15 предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы.

Ваша задача — расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий — номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

• Компас

• Зеркальце

• Пятилитровый бутыль воды

• Противомоскитная сетка

• Одна коробка с армейским рационом питания

• Карта Тихого океана

• Надувная подушка (одобрено как плавсредство службой спасения на водах)

• Двухлитровый баллон дизельного топлива

• Транзисторный приемник

• Репеллент для отпугивания акул

• Пластиковая тарелка

• Один флакон одеколона

• Пятнадцать метров веревки

• Упаковка шоколадных конфет

• Набор рыболовных принадлежностей

Выработка решения

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 10 минут для выполнения следующей задачи. Надо выработать общее для всей группы решение. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите в приложении к занятию, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом.

Ответы и их обоснование

Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посреди океана является то, что может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появится помощь. Даже если небольшой спасательный плот и может доплыть до ближайшего берега сам по себе, необходимые запасы продовольствия на нем не уместятся. Поэтому первостепенную важность приобретают зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью. И то и другое можно использовать для сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи, например ящик с армейским рационом питания.

Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием. Краткие пояснения, разумеется, не исчерпывают всех способов применения каждого предмета, а отмечают только самые главные из них.

Основное соображение, на основании которого средства сигнализации помещены выше средств поддержания жизни (пища, вода), состоит в том, что без средств сигнализации практически нет шансов быть замеченными и спасенными. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы, а в течение этого времени можно продержаться без воды и питья.

Выводы

Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Некоторые рекомендации по достижению соглашения:

• не ставить свое мнение превыше всего; подходить к каждому вопросу с позиций логики;

• не отказываться от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта; поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;

• избегать таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение, торг;

• относиться к расхождениям во мнениях как фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

Как сказал великий писатель Салтыков-Щедрин «При открытом обсуждении не только ошибки, но и самые нелепости легко устраняются»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ.Множество решений. Принятие решений

Демонстрация ученикам многообразие принимаемых людьми решений, воспитывать стремление принимать обдуманные решения, воспитывать внимательное отношение к окружающих...

Решение задач. Составление и решение обратных задач.

Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

Решение задач с выбором решения во 2 классе

Решение задачи с выбором решения. Задача красочно оформлена, допускает вариативность решения. Применима как тренажер на уроке математики, а также в дальнейшей работе со слабыми детьми на дополнительны...

Конспект урока по математике в 4 кл. "Решение примеров вида 49+3. Решение задач"

Конспект урока по математике для обучающихся  4 класса коррекционной школы....

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...