Внеклассное занятие "Фразеологизмы"
план-конспект занятия (4 класс)

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Эти удивительные фразеологизмы»

в 4 А классе

                                             Подготовил  учитель  

                                 Иванова Е.В                                                            
                                                       

Цели: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, познакомить с историей их возникновения, развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать любовь и уважение к русскому языку, формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.  

     

       Задачи урока: 

     предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание  о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; употреблять фразеологизмы в речи; определять стилистическую роль фразеологизмов; определять синтаксическую функцию фразеологизмов.

     личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.

     метапредметные  совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков).

                                                              Ход  мероприятия

1. Организационный  момент.

Добрый день, ребята! Уважаемые гости!

Посмотрите в окно. С каким настроением вы пришли на занятие?

                                                                                                (Грусть, нет солнца).

Мне хочется поднять вам настроение. Посмотрите на слайд. Слайд 2. (Солнышко) 

Улыбнитесь друг другу, гостям и мне. Желаю удачи!   

2. Вступительное слово учителя.

  Посмотрите видеоролик.    («Песня о русском языке»)

- О чём будем сегодня говорить?

Учитель:  Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература. На земле более 2000 языков. Только в России насчитывается около 200. Русский язык является языком общения людей разных наций.

3. Сообщение темы урока.

Слайд 3.   Проблемный вопрос

       Глеб у доски повесил нос.
     Краснеет до корней волос.
     Он в этот час, как говорится,
     Готов сквозь землю провалиться.
     О чём же думал он вчера?
     Когда баклуши бил с утра?

Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов?

- Расшифруйте слово,  и вы узнаете, как они называются. Это и будет темой нашего мероприятия.

- Вспомните, что такое фразеологизмы. (Устойчивые сочетания слов в языке)

- А теперь, опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цель нашего занятия:

Запись на доске:

  • Уточнить, что такое........, выяснить их особенности
  • Выяснить, где узнать лексическое значение........
  • Выяснить роль .......... в речи.

Сегодня мы с вами будем говорить о фразеологизмах.

Чем больше вы сегодня узнаете и запомните фразеологизмов, тем выразительнее и интересней станет ваша речь.

Слайд 4

Скажите, что вы знаете о фразеологизмах. Из какого языка пришло к нам это слово?

 Ученик: Фразеологизмы пришли из древне-греческого языка. Они восходят к двум словам.

     А знаете ли вы, как  появились фразеологизмы?

        Представьте, когда-то давным-давно лежали в мастерской две дужки и стержень, которые можно было использовать и вместе и по отдельности. Но однажды, мастер приварил все эти детали вместе, получилась одна необходимая ему деталь.

Подобное мы можем наблюдать в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания  и употребляются только вместе, целыми сочетаниями. Их называют фразеологизмами. Например, собака, съесть….(Собаку съесть)

 Учитель: Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

- Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

Учащиеся отвечают: Собаку съела. Он не знал значения этого выражения.

Учитель: А вы знаете ,что значит «собаку  съел(а)»?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Учитель: Верно, ребята, выражение «собаку съел» (Разг.),   значит, приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком -  либо деле.

А вот знаете ли вы, что выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение «Мастер  своего дела».

4.Работа в парах

-  Предлагаю поработать в парах.  На партах лежат карточки, вместо точек вставьте названия животных.

  • Голоден как …..(волк)                  
  • Хитер как ….(лиса).
  • Нем как…  (рыба).
  • Труслив как… (заяц)
  • Грязный как …(свинья).
  • Здоров как …(бык).
  • Упрям как… (осел.)

-   Какие фразеологизмы вы запомнили? Может быть, вы вспомните похожие фразеологизмы?

(надут как индюк, неповоротлив как медведь, быстр как уж, верный как пес)

5. Подбор фразеологизмов

Учитель. Вы любите отгадывать загадки? Но это не простые, а фразеологические   загадки.

Слайд 5

Его проглатывают;

он подвешен у человека, который умеет бойко и легко говорить;

за него тянут, заставляя высказаться;

он находится за зубами.                                                                              

                                                    Язык

-  Какие знаете фразеологизмы со словом язык?

  • Бежать высунув язык
  • Держать язык за зубами
  • Как корова языком слизала
  • Найти общий язык
  • Повесить язык на плечо
  • Прикусить язык
  • Тянуть за язык
  • Укоротить язык
  • Чесать язык (чесать языком)

Слайд 6.

Не цветы, а вянут;

 не ладони, а ими хлопают;

не белье, а их развешивают доверчивые люди.  

                                                                 Уши

-  Какие знаете фразеологизмы со словом уши? Назовите известные фразеологизмы.

  • Держать ухо востро
  • Навострить уши
  • Не видать как своих ушей
  • Покраснел до ушей
  • Развесить уши

Слайд 7.

Его вешают, приходя в уныние,

 его задирают, зазнаваясь,

его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.  

                                                              Нос

-  Какие знаете фразеологизмы со словом нос? Приведите примеры.

  • Водить за нос
  • Задирать нос
  • Зарубить на носу
  • Клевать носом
  • Любопытной Варваре на базаре нос оторвали
  • Нос повесить
  • Остаться с носом
  • С гулькин нос
  • Совать свой нос в чужие дела

Учитель.  Молодцы! Теперь подведем итог работы. Проверим,  внимательно ли вы слушали.

На доске карточки со словами.

 Вам необходимо распределить карточки со словами,  отнеся их к одному из трех слов: нос, уши, язык.

                   

                      НОС                       ЯЗЫК                       УШИ

 

 клевать (1)                        бежать высунув(2)                       как корова слизала (2)

с гулькин (1)                      держать востро (3)                         не видать как своих (3)    

повесить на плечо (2)               

6.  Игра «Доскажи словечко»

Учитель.  Ребята будут по очереди читать стихи, а вы добавьте недостающее слово или словосочетание. Объясните значение фразеологизмов.

1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой…   (не разольешь)

2.  Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…  (медвежью услугу)

3.  Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес… (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут)

4.  Мне сказали: “Ваш Алеша,
На уроке сел в … (калошу)»
Я смеюсь: “Ведь это ложь,
Нет таких больших калош!”

5.  У маленького Паши
Ботинки просят….  
(КАШИ)

Учитель.  Объясните эти устойчивые выражения, можете пользоваться словарями.

Водой не разольешь – крепкая дружба, друг всегда помогает, рядом.

Оказать медвежью услугу –  услугу, повлёкшую, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана.

Кто в лес, кто по дрова –  вразнобой, вразброд; нестройно

Уши вянут – устал слушать (слышать), надоело, достало.

Сесть в калошу - оказываться в нелепом, смешном положении; терпеть неудачу.

Ботинки просят кашу – требуют ремонта

7. Выступления учеников

Учитель.  Русский язык богат фразеологическими оборотами, но в речи, мы используем их очень мало. Фразеологические обороты  украшают речь, делают её выразительной, образной. Ребята приготовили нам интересный материал о происхождении некоторых фразеологизмов.

Учитель. Рассмотрите слайд и назовите фразеологизм.

Кот наплакал     (Слайды 8, 9)

Выступление ученика.  

Есть несколько версий возникновения фразеологизма "кот наплакал". Первая версия - это зоологическая версия.  Вторая версия говорит, что выражение "кот наплакал" произошло от арабского выражения, которое переводится "перестать получать достаточно денег". Вот и увидели сходство с плачущим котом и стали применять относительно малого количества денежных средств - "денег кот наплакал".

Клевать носом     (Слайды 10, 11)

Учитель. Вспомните  фразеологизм.   .

Этот фразеологизм возник,  когда наблюдали за птицей. Когда птица клюет зерна, она низко наклоняется к земле.  

 

Выступление ученика.      ….. расскажет о происхождении

Выражение имеет два значения.  В одном случае выражение упоминается тогда, когда человек очень низко склоняется к земле, почти клюет ее носом. Второй смысл этого выражения выявляется в той ситуации, когда человек медленно проваливает в сон и при этом делает характерное движение.

Спать без задних ног    (Слайды 12, 13)

Учитель.  Попробуйте назвать фразеологизм.

Выступление ученицы.

Происхождение связано с тем, как спит лошадь.  После тяжёлой работы лошадь ложится спать с расслабленными задними ногами. Если в это время заставить её подняться, то она будет пытаться встать на передние ноги, а задние некоторое время будут непослушными.

8. Работа в группах

Памятка

«Как работать в группе»

  1. Будьте уважительны и добры к каждому члену группы. Выслушивайте каждого. Говорите по существу.
  2. Внимательно прочитайте, прослушайте задание. Уточните, всё ли каждому понятно в этом задании.
  3. Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.
  4. Запишите ответ каждый в своём черновике.
  5. При необходимости обратитесь за разъяснением к учителю.

Вдохновения, терпения, удачи!

Учитель.  Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы.

Перед вами описания различных случаев из жизни. При помощи фразеологизма можно выразить основную мысль прочитанного. Поработайте в группах Внимательно их прочтите и замените прочитанное предложение фразеологизмом.

(Каждая группа получает две карточки с текстом. Нужно предложение заменить фразеологизмом.)

1 группа

1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)

2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног)

2 группа

3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды)

4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду)

3 группа

5. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят,  шутя в таком случае? (Лёгок на помине).

6. Коля говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово  (Слов на ветер не бросает).

9.Замените  фразеологизмами  выделенные  слова

1.     Всю  четверть  ученик  трудился  усердно. ( Не покладая рук)

       Денег  в кошельке  очень  много. (Куры не клюют)

 

2.     От   мальчишек  я  бежал  быстро. (Сломя голову)

        Иванов  работает  здесь  недавно. (Без году неделя)

 

3.     Соседнее  село  от  нас  совсем  близко. (Рукой подать)

       Это  правило  нужно  запомнить  навсегда. (Зарубить на носу)

                                    10.  Узнай фразеологизм по слайду

Учитель. Художники тоже любят рисовать фразеологические обороты.      
                 Попробуйте узнать фразеологизмы.

 

-  Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают?

Слайды 14-21

Писать как курица лапой (коряво, некрасиво)

Зарубить на носу (запомнить)

Спустя рукава (небрежно, кое - как)

Бить баклуши (бездельничать)

Не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте)

Без царя в голове (глупый, бесшабашный, беспечный, непутёвый, недальновидный человек)

11. Вспомнить и ответить крылатым выражением

Учитель.  Фразеологизмы  нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.

Попробуйте вспомнить и ответить крылатым выражением (в помощь дается рисунок):

1.  Об очень большой тесноте в помещении (рисунок яблока) – яблоку негде упасть

2.  О полной тишине (рисунок мухи) – слышно, как муха пролетит

3.  Об удачливом человеке, счастливом человеке (рисунок рубашки) – в рубашке родился

4.  О человеке,  который ничего не поймал (рисунок зайцы)  - за двумя зайцами погонишься -  ни одного не поймаешь)

5.  О человеке, который невнимателен (рисунок ворона) считать ворон

11.  По предмету вспомнить фразеологизм

Учитель. Предлагаю поработать в группах. Представитель каждой группы вынимает из мешка игрушку  (кошка,  медведь, крокодил). Каждая группа вспоминает или ищет в словарях фразеологизмы, связанные с этим предметом.

кошка 

как кошка с собакой

кошки скребут на душе

 купить кота в мешке

играть в кошки-мышки

медведь 

медвежья услуга

медведь на ухо наступил

крокодил

крокодиловы слезы

Проверка работы.

-   Какие новые фразеологизмы вы узнали? Какие высказывания вас удивили?

12.  Рефлексия.

- Для чего нужно изучать фразеологизмы?

 (они помогают говорить метко, ярко; способствуют развитию логического мышления)

Фразеологизмы являются украшением языка. Они делают нашу речь яркой, образной, выразительной.

-  Чему учились на занятии?

-  Кто доволен сегодня своей работой?

-  Как бы вы оценили свою работу?

-  Какими фразеологизмами вы могли бы оценить свою работу?

  • работали засучив рукава
  • не били баклуши
  • на считали ворон
  • не ударили в грязь лицом
  • не лезли за словом в карман
  • голова была на плечах
  • ловили все на лету
  • язык был хорошо подвешен

Учитель.  Закончить наше занятие мне хотелось бы словами русского писателя А.П.Чехов:    «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке».

13.Подведение  итогов. Награждение.

- Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.

- И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжали  работу.

- Сегодня на уроке  не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

Молодцы, ребята!    

        Стихотворение “Мы живем в стране российской”

(читает ученик наизусть)

Мы живем в стране российской,

 Признаем язык индийский.

 Итальянский, датский, шведский

 И японский признаем,

 И английский, и французский.

 Но в родном краю по-русски

 Пишем, думаем, поем.

 Мы тогда лишь вольно дышим,

 Если речь родную слышим

 На родном нам языке

 И в своей столице древней,

 И в поселке, и в деревне,

               И от дома вдалеке.

14. Заключительное слово учителя.

Ребята! Надеюсь, что вы будете более внимательны к русскому слову, что в своей речи будете употреблять фразеологизмы.  

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...