Память! Как она необходима людям.
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Сценарий мероприятия к Дню Победы для начальной школы. Это проект в виде страниц семейного альбома, где каждая страница посвящена истории Победы. Это и рассказы внуков о своих прадедах- участниках войны, рассказыоб истории возникновения военных песен, звучит военная поэзия и дается мастер-класс по изготовлению открытки Победы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   МОУ «ООШ с.Каменка Пугачевского района Саратовской области»

Память!

Как она необходима людям.

Сценарий мероприятия

к 75 годовщине Великой Победы

(1-4 классы)

                                                                    Составитель

                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                   

                                                                                                   Резникова Е.Ф.

с. Каменка, 2020 год

Цель: воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за победу советского народа в Великой Отечественной войне. Развивать взаимоотношения и коммуникативные связи детей.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности детей.
  2. Развивать навык работы в команде.
  3. Создавать условия для повышения положительного эмоционального климата в детском коллективе.

Ход сценария

Учитель: В 2020 году мы празднуем 75 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. За 75 победных лет в нашей стране выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась из нашей памяти. Великая Победа – это одновременно грустный и светлый праздник. Нелёгкие испытания выпали на долю нашего народа. Четыре долгих года шла война. Но наш народ сумел выдержать все испытания. Все народы воспевают своих героев – защитников Родины. О них слагают поэмы, поют песни, их именами называют улицы, площади, им ставят памятники. И сколько бы лет ни прошло, в памяти народа будут храниться мужество и отвага воинов, стойкость и вера матерей, радость побед и печаль поражений.

И сегодня мы вновь обращаемся к нашей истории и вспоминаем бессмертный подвиг советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками.

Рассказы о судьбах тех, кто вынес на себе четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество, кто вынес на себе тяготы  войны 1941-1945 годов хранятся в каждой семье, в семейных альбомах. А мы открываем первую страничку нашего альбома .

1 страница « Судьба солдата».

Учитель: Ранним утром 22 июня 1941 года большая беда постучалась в каждый дом, в каждую семью. Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. В Стране Советов не осталось ни одного человека, которого бы она не коснулась. На защиту Родины поднялись все от мала до велика. Деды, отцы, мужья и братья ушли на фронт. Женщины и дети, оставшиеся в тылу, работали в поле, на заводах. «Всё для фронта, всё для победы!»- эти слова стали главными для каждого.

    Даже сейчас, спустя 75 лет, мы помним о том поколении героев. Их, к сожалению, год от года становится всё меньше и меньше. А как хочется, чтобы о них, людях, завоевавших Победу, знали и вы, и ваши дети, и ваши внуки.

    Сейчас мы вспомним о судьбе жителей нашего села, ушедших на фронт и отдавших свои жизни за мирное будущее , за голубое небо над нашими головами.  О своих дедах, участниках Великой Отечественной войны расскажут Зубарев Максим и Жилякова Анастасия ( материал хранится в школьном музее).

2 страница «Песни, опалённые войной».

Учитель: Лютует смерть на линии огня. Раненые нескончаемым потоком поступают в госпитали, на операционные столы. Было очень страшно. Но под пальбу вражеских снарядов советские солдаты самоотверженно сражались на поле боя, защищали свою Родину, свои семьи, родных и близких людей. Защищали мир и приближали счастливый миг Великой Победы. Песня зачастую помогала, воодушевляла советских солдат, поднимала их боевой дух. Многие песни родились в первые дни войны.

    О судьбе одной из таких песен расскажут ребята 1 класса.

1 класс. Мы познакомим вас с историей появления песни «До свиданья, города и хаты» музыка М. Блантера, слова М.Исаковского (1941 г.)

Ученик: День начала войны 22 июня 1941 года был воскресным днём. Сообщение о нападении фашистских войск на нашу страну стало страшным ударом для народа. Нужна была песня, которая поднимала бы боевой дух на фронте и укрепляла веру в нашу победу. Такой стала песня «До свиданья, города и хаты».

Ученик:   В день начала войны известный поэт Михаил Исаковский написал стихотворение и на следующий день позвонил своему другу, композитору Матвею Блантеру, с просьбой сочинить мелодию к этому стихотворению.

Ученик:   Вот как об этом вспоминает композитор Матвей Блантер: « Слова новой песни Михаил Исаковский  продиктовал мне по телефону. Это было 23 июня 1941 года. Я чувствовал, что, как воздух нужна была песня, которая укрепляла бы веру в нашу победу. И слова Михаила Исаковского мне показались именно такими. Несколько часов я не отходил от фортепиано. Вечером, когда музыка была готова, я позвонил Михаилу Васильевичу и спел в трубку. Моя мелодия понравилась поэту.

Ученик: Так, в первые дни войны появилась песня «До свиданья, города и хаты», которая была напечатана в газете Правда» под названием «Прощальная песня»

1 класс исполняет песню «До свиданья, города и хаты».

2 и 4 классы. Сопровождают рассказ презентацией.

«И превратились в белых журавлей…»: история самой грустной военной песни в СССР

Песня «Журавли» до сих пор вызывает отклик в сердцах, рассказывая настоящую историю о тех, кто не вернулся с полей Великой Отечественной Войны. Эту песню когда-то исполнял знаменитый певец СССР Марк Бернес. Она стала последней в его карьере и венцом всей его певческой жизни, ведь история, которая легла в основу текста «Журавлей» невероятная и потрясающая. Грустная и величественная одновременно.

«Их было семеро»

В Северной Осетии есть село Дзуарикау, где жила семья Газдановых. У них было семеро детей, семь сыновей, на которых родители не могли нарадоваться. Да и наглядеться не успели – пришла Вторая мировая война. Первый сын ушел на фронт сразу же и погиб в этом же году – под Москвой. В 1942 война забрала у Газдановых еще двух сыновей – оба стали героями и умерли при обороне Севастополя. Мать не выдержала таких известий – трое сыновей уже были в братских могилах – женщина умерла с горя. А отец снова и снова выдерживал удары судьбы – одни за другим гибли дети в боях при Новороссийске, Киеве и Белоруссии.

Шестеро их уже было. Шесть конвертов похоронок, как птички с поникшими крыльями, лежали в столе, а отец нянчил единственную внучку, оставшуюся от первого сына и ждал. Последнего оставшегося в живых Газданова. И дождался…

Почтальон, работавший в этом селе, отказался нести похоронку, которая пришла на последнего сына. Он погиб при взятии Берлина уже в конце войны – в 1945 году. Старейшины села решили сами принести скорбную весть, и когда старик увидел последний конверт, то его сердце остановилось.

Уже позже в 1963 году в селе установили самый пронзительный обелиск военных лет: у подножия большой скалы стоит скорбящая мать, а над ее головой улетает семь журавлей. Они прощаются с ней и с землей, которую защитили ценой своей жизни.

Как родилась песня «Журавли»?

Однажды этот памятник в своих путешествиях посетил известный поэт Расул Гамзатов. Узнав историю семи сыновей и семьи Газдановых поэт написал одно из самых пронзительных своих стихотворений, сначала на своем родном языке, на аварском. А перевод, который мы слышим до сих пор, принадлежит Науму Гребневу.

Это стихотворение настолько поразило певца Марка Бернеса, что он обратился к известному композитору Яну Френкелю с просьбой переложить его на музыку. Френкель всего за два месяца написал мелодию, и когда Бернес услышал ее, то слезы потекли по его суровому мужскому лицу. Совсем больной, Бернес был болен раком легких, Марк с трудом передвигался, но все же приехал в студию, чтобы записать эту бессмертную и невыразимо грустную песню, которая отражает всю скорбь каждого, кто потерял своих родных и близких на войне.

Звучит песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.

3 класс.  Знаменитая «Катюша» появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера был создан хит на века. Первой исполнительницей песни стала солистка джаз-оркестра Валентина Батищева. Впоследствии ее пели такие легенды российской песни, как Лидия Русланова, Вера Красовицкая, Георгий Виноградов.

Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска. Окрестили их так уже задним числом.

По воспоминаниям авторов, М. Исаковский написал первое яркое и запоминающееся восьмистишие, а дальше у него наступил творческий «ступор». С поэтами такое случается, ничего не обычного. Однако когда стихи попали к композитору и тот «нащупал» подходящую мелодию, Исаковскому волей-неволей пришлось писать продолжение и окончание будущего хита.

Несмотря на то, что война в то время еще не началась, предчувствие ее уже было. На почве него и родилась романтическая идея сюжета о девушке, тоскующей по своему любимому, ушедшему на фронт. Грянула война. «Катюша» в это лихолетье помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу. По воспоминаниям, ею «подзаряжались» даже гитлеровцы – вот насколько победной оказалась сила мелодии, неразрывно слитой с текстом!

3 класс исполняет песню «Катюша».

3 страница «Стихи о войне».

Учитель: Шли жестокие бои за каждую пядь советской земли: Крюково, Ржев, Сталинград, Курск, Ленинград. В минуты затишья солдаты писали письма с фронта, и летели солдатские треугольники к матерям, сёстрам, жёнам с весточкой о том,  что их солдат ещё жив. Но бывало и так, что солдатское письмо приходило слишком поздно. Похоронка опережала, принося в дома горе и боль.

Учитель читает стих. К. Симонова «Жди меня»

Треугольники фронтовых писем. Один из символов Великой Отечественной войны. Их читали всей семьёй, а в деревнях —  подчас и всей улицей, их хранили в шкатулках, реки слёз были над ними пролиты – слёз веры, надежды, любви.

В Воронеже в 2015 году был открыт  Памятник фронтовому почтальону скульптора А. Игнатова. На этом памятнике увековечен ефрейтор Иван Леонтьев, экспедитор-почтальон 33-го стрелкового полка 6-й Краснознаменной стрелковой дивизии, который погиб в 1944 году как раз на фронте.

        Он доставлял почту на передовую и попал под вражеский артиллерийский обстрел. Последнее письмо, которое отправил домой сам Иван Леонтьев датировано январём 1944-го. Почтальон Леонтьев не был особенным героем — и был им, конечно. Но символом профессии он стал потому, что его воинская судьба была типичной. Он был награжден медалью — как многие его коллеги –армейские почтальоны; он много раз под обстрелом приносил солдатам в окопы письма от родных; его ждали, вместе с его сумкой, полной писем – а вес сумки фронтового почтальона в среднем был равен весу пулемета.

Учитель: И встал народ, услышав клич земли

На фронт солдаты Родины ушли,

С отцами рядом были их сыны,

И дети шли дорогами войны.

Аня Викулова ( 2 класс) Сергей Михалков «Быль для детей»

Анастасия Жилякова  ( 3 класс) С. Маршак «Мальчик из села Поповки»

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Валерия Каплунова  ( 1 класс) В. Туров  «Дедушкин портрет»

Бабушка надела ордена,
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
— Ну,  какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!

Ильнара Балекова (4 класс)  А. Воскобойников «Когда на бой смертельный шли вы…»

Когда на бой смертельный шли вы,
Отчизны верные сыны,
О жизни мирной и счастливой
Мечталось вам среди войны.

Вы от фашизма мир спасли,
Вы заслонили нас сердцами.
Поклон вам низкий до земли,
В долгу мы вечном перед вами.

Вы героически прошли
С боями все четыре года,
Вы победить врага смогли
И заслужить любовь народа.

Спасибо вам, отцы и деды,
Спасибо, братья и сыны
За ваш подарок к Дню Победы,
За главный праздник всей страны!

Максим Зубарев ( 1 класс)  Степан Кадашников  «Ветер войны»

 

Как  было много тех героев,

Чьи неизвестны имена.

Навеки их взяла с собою,

В свой край, неведомый,  война.

 

Они сражались беззаветно,

Патрон последний берегли,

Их имена приносит ветром,

Печальным ветром той войны.

 

Порой слышны, на поле боя,

Через десятки мирных лет:

«Прикрой меня! - прикрою Коля!»

И вспыхнет вдруг ракеты свет.

 

А Коля, в этом тихом поле,

Лежит, не встанет никогда…

Лишь горький ветер, нам порою,

Напомнит страшные года.

 

Сегодня мало кто заплачет

Придя к могилам той войны,

Но это все-таки не значит

Что позабыли Колю мы.

 

Мы помним, помним это горе.

Осталась в памяти война,

И  Русское, родное, поле

Приносит ветром имена.

 4 страница «Мы помним подвиг ваш бессмертный».

 Учитель:   Память! Как она необходима людям. Без памяти о героях, ценой своих жизней подаривших нам мирную жизнь, нельзя идти вперёд. Все люди должны из поколения в поколение, как драгоценную реликвию, с гордостью передавать благодарную память о героях, борцах и защитниках.

Посмотрите видео «Реквием из песка» художницы, графика, мультипликатора, мастера песочной анимации Ксении Симоновой, которая на 5 минут перенесет вас в те времена, о которых, к сожалению, мы иногда забываем в рутине настоящего,  которая, рисуя на песке, выразила своё сопереживание людям, потерявшим своих близких в годы Великой Отечественной войны.

 Источник: https://mirpozitiva.ru/video/422-pozitiv52.html

5 страница «Спасибо деду за Победу!».

Ученик: Нет , мы не видели войны.

               Спасибо вам отцы и деды!

               За этот лучший день весны,

               За майский день, за День Победы!

Мастер- класс от Лизы Елисовой «Открытка ко Дню Победы»( 2 класс)

(Все ребята по группам делают составляющие элементы открытки: 1-звёздочки и лепестки для веточки, 2-  ленточку, 3- звезду объёмную, 4-,цветы из салфеток, затем каждая наклеивает на открытку свои элементы)

Учитель: Друзья,  поздравляю  всех вас с наступающим праздником- 75- летием Великой Победы, который не может оставить равнодушным практически никого. Праздник, который отзывается в сердцах миллионов. Праздник великого мужества и отваги! Низкий поклон и бесконечное уважение каждому, кто самоотверженно отдавал свои силы и жизни во имя Высокой цели – во имя Победы, благодаря которой мы живём.

Эмилия Мамедова ( 1 класс ) читает стихотворение Андрея Усачёва «Что такое День Победы?»

Учитель: С наступающим праздником Великой Победы всех поздравляю и хочу дать напутствие: не забывайте историю своей страны , свою историю. Не забывайте героев войны и рассказывайте о подвигах советских солдат. Живите достойно за них, за всех, за ПОБЕДУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чем люди отличаются друг от друга. Качества людей»

Познакомить ребят с понятием "качества людей"; помочь "исследовать" свои качества....

"Наша служба и опасна , и трудна, но людям необходима всегда"

Данный урок был разработан и проведен в рамках всероссийского урока по ОБЖ. Составлен сценарий совместно с детьми. Они являлись  ведущими " спектакля- урока". Урок прошел интересно и увлекательно...

Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».

Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....

Мы разные люди, но мы люди!

Классный час ко Дню толерантности....

Методическая разработка внеклассного мероприятия с элементами тренинга по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Дарите людям доброту!»

Социальная и педагогическая значимость: сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностям...

Сценарий праздничного концерта к 9 Мая «Сохраните люди память навсегда!»

Данная методическая разработка содержит интересные инсценировки, глубокие стихи военной тематики....

Память.Виды памяти. Развиваем память

Урок психологии в 4 классе.Тема: «Память.Виды памяти. Развиваем память»Цель:Показать разные способы запоминания.Мотивировать детей на тренировку своей памяти.Задачи:Дать представления...