Классный час
план-конспект урока

Горелова Юлия Александровна

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами , интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

image

 

Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_semya_v_moey_zhizni.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Семья в моей жизни»

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами , интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Что для тебя означает понятие Дом?
  2. Как сохранить тепло Дома?
  3. Какая семья считается счастливой?
  4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
  5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Основные понятия:

Конфликт - противоборство, столкновения, серьезное разногласие. Эмоции - волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.

Подготовительный этап:

Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.

1.Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»

прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

-А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.

  • современной песне поется: Родительский дом- начало начал, Ты в жизни моей надежный причал. Родительский дом! Пускай много лет Горит в твоих окнах добрый свет.

Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

  • Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом- это….(крепость, очаг…)

  • Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

  • Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше

внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

Итак, что можно….., что нельзя…..

  • теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)
  1. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.

(«Строительные бригады » назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.

  1. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».

Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери).

Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме-бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.

Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

Проблемная ситуация 1.

Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра- у телефона.

Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях: а) агрессивном, б)неуверенном, в) уверенно-достойном.

-Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?

  • Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о

создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.

Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения. (Обсужение.)

Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости. Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.

  1. Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?» (Развивается способность самоанализа)
  2. Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?

(Развивается способность понимать причины действий других)

  1. У тебя есть человек, который тебе не нравится? Подумай, в чем причина этого неприятия?

(Анализ по аналогии)

  1. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.

Подведение итогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Родительское собрание « Наша дружная семья ».

Цель: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи, объединение коллектива, усиление роли семьи в воспитательном процессе.

Добрый день, дорогие ребят, уважаемые родители, гости, все присутствующие! Мы рады приветствовать вас на родительском собрании, которое называется « Наша дружная семья ».

Сегодня наша встреча посвящена всем вам : взрослым и детям ; сегодня наша программа о том, объединяет всех нас, - всё о семье.

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

  • семейном кругу мы с вами растем, Основа основ - родительский дом.

  • семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи.

  • семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ - родительский дом.

  • каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки и бабушки.

Есть такая пословица: «Счастье - не птица, само не прилетит». Из чего же складывается семейное счастье? «Семья - это семь «Я». О возможных семи слагаемых счастья мы сегодня и поговорим.

Первое слагаемое семейного счастья мы назвали « Я и моя родословная».

Негоже быть «Иванами, не помнящих родства, не знать предков своих, историю рода. А история каждого из нас начинается с детства».

Если свернуть пополам лист бумаги, останется линия сгиба. Означает ли это, что обыкновенная бумага обладает памятью? Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память – то, что связывает нас со своими корнями. Память противостоит уничтожающей

силе времени. Знать свою родословную очень важно, потому что она – связь прошлого, настоящего и будущего. (Раздаются рисунки генеалогического древа. Дети заполняют свои родословные).

  • чего начинается любая семья? Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. У них были сестры, братья, тети, дяди, племянники.

Второе «Я» носит название «Родственные связи».

Поговорим о вас и вашей семье. Попробуйте быстро ответить, кем являются в семье те , кого я буду называть.

1.Свекровь (мать мужа).

2.Свекор (отец мужа).

3.Тёща (мать жены).

4.Тесть (отец жены).

5.Зять (муж дочери).

6.Сноа (жена сына).

7.Золовка (сестра мужа, жена брата).

8.Деверь (брат мужа).

9.Шурин (брат жены).

10. Свояченица (сестра жены).

11.Свояки (женатые на родных сёстрах).

12.Мачеха (неродная мать).

13.Отчим (неродной отец).

14.Падчерица (неродной ребёнок одному из супругов).

Десять братьев и сестёр давно уехали отчего дома, осталась лишь самая младшая. Но раз в год, в день рождения матери, село становится свидетелем трогательного праздника. Дети съезжаются в родной дом за двести, пятьсот, тысячу километров. И не было случая, чтобы кто-то нарушил эту традицию. Другая семья каждый год накануне праздника Победы едет туда, где в сквере маленького городка стоит обелиск. В третьей семье раз в месяц создаётся газета, где обсуждаются семейные дела. Семейные традиции бывают не только

  • знаменитых людей, сколько прекрасных традиций живёт в каждой семье!

Третья «Я» так и называется «Семейные традиции». Об этом нам расскажут наши семьи. Следующая «Я» называется «Дела семейные». Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за двумя детьми и мужем, в течение года перемывает 8000 ножей, 13000 тарелок , 18000 чашек и т. д. А общий вес посуды, переносимый из кухонного шкафа к столу и обратно, за год достигает 5 тонн. И, конечно же, дело чести каждого сына и отца присоединиться к маме-тяжелоатлетке и переложить хотя бы парочку тонн посуды с её могучих плеч на свои. Давайте поможем ей в этом и подарим новый чудесный передник. Выдаётся лист бумаги, ножницы, клей, цветная бумага. Дети с папой готовят передник,

  • мамам даётся задание на знание овощей. Они должны на ощупь определить овощи. А сейчас экзамен для родителей.

Родители вытягивают билеты с проблемными ситуациями, которые они должны разрешить.

Проблемные ситуации.

Анкета «Какие мы родители?»

  1. Считаете  ли  вы,  что  в  вашей  семье  есть  взаимопонимание  с  детьми?
  2. Говорят  ли  с  вами  дети  по  душам,  советуются  ли  по  личным  делам?

3.Интересуются        ли        дети        вашей        работой?

4. 3наете ли вы друзей своих детей?

5. Бывают ли друзья вашего ребёнка у вас дома?

6.Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?

  1. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

  1. Участвуют ли ваши дети в подготовке к праздникам?

9.Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с ними?

  1. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках .концертах?
  2. Обсуждаете ли вы вместе с детьми телепередачи?
  3. Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги?
  4. Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?

14. Предпочитаете ли вы проводить с детьми свободное время?

Ключ к анкете

Поставьте себе по 2 балла за каждый положительный ответ, по1 баллу за ответ «ИНОГДА», и по 0 -за каждый отрицательный ответ. Подсчитайте очки. Если вы набрали 20 баллов, то в вашей семье всё благополучно. Если вы набрали от 10 до 20- то отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно изменить. Если результат ниже 10 баллов, то можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен

             Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

Анкета для родителей № 1

  1. Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.
  • Семья
  • Нравственность

  • Родина
  • Здоровье
  • Образование
  • Дружба
  • Творчество
  • Карьера

  • Другое

(допишите)…………………………………………………………………………

…………

  1. Как Вам кажется, на что должна сделать акцент школа?

  • на обучение
  • на воспитание
  • на сочетание обучения и воспитания
  1. Как Вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что – семья и родители? Школа должна:
  • обучать
  • воспитывать

  • обучать и воспитывать
  • другое

(допишите)…………………………………………………………………………

……………

Семья должна:

  • обучать
  • воспитывать
  • обучать и воспитывать
  • другое

(допишите)………………………………………………………………………

………………

                                                    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1.Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все наши суждения - истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте!

2. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

3. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

4. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

5. Мы привыкли, что дети о чем-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

  1. Когда ребенок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает совесть, но вы наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно.
  2. Провожайте ребенка до дверей; советуйте ему быть осторожным. Встречайте ребенка у дверей, когда он возвращается из школы или прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.
  3. Внушайте ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

  1. По части подарков - никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.
  2. Во всем действуйте собственным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.
  3. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей в доме. Никогда не рано учиться свободе.
  4. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь: любая родительская карьера предполагает эту жертву.

Формы и методы взаимодействия семьи и школы

Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в стенах образовательного учреждения.

Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

правовое просвещение родителей;

оказание помощи родителям в семейном воспитании;

оказание родителями материально- финансовой помощи школе; совместная со школой организация социальной защиты детей; организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассмотрим некоторые правила и советы:

  1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
  2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.
  3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.
  4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).
  5. Мы вместе против проблемы, а не друг против друга

6.. Не разрушайте веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.

  1. Не допускайте проявление у детей чувства агрессивности и вражды.
  2. Не убивайте у учащихся веру в свои силы и способности
  3. Не допускайте даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях. Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

- удалось избежать противостояния и конфронтации;

- удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;

- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку; - обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...