Родительское собрание
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Конева марина Александровна

Тема: Проектирование родительского собрания. Оформление протокола родительского собрания

Цель: отработать умение в разработке родительского собрания и оформлении к нему протокола проведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koneva_marina_21_gruppa._roditelskoe_sobranie.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 19

Тема: Проектирование родительского собрания. Оформление протокола родительского собрания

Цель: отработать умение в разработке родительского собрания и оформлении к нему протокола проведения.

Ход работы

Тема: «Детская ложь: способы профилактики»

Цель: Показать родителям важность и значимость проблемы развития у детей лжи. Познакомить родителей с упражнениями, на развитие честности у детей младшего школьного возраста.

Материально-техническое обеспечение: памятки родителям, книга по психологии, презентация.

Ход собрания:

I. Организация начала собрания

1. Приветствие

- Здравствуйте, дорогие родители! Я очень рад вас сегодня видеть на нашем собрании. Спасибо, что вы нашли время и пришли сегодня, чтобы обсудить несколько значимых вопросов, касающихся наших детей.

2. Сообщение темы и целей собрания

Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с тем, что младший школьники прибегают к тому, что иногда скрывают от нас правду, на сегодняшнем родительском собрании мы с вами выясним, почему так происходит и как нам с этим бороться.

II. Реализация проекта собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

Давайте вспомним стихотворение Р. Алдонина:

Я не вру! 
Нет, я не вру! Я видел сам,
Как тетя на прогулку
Вела огромнейшего пса
Вчера по переулку.
А переулок снег занес
И тетенька устала,
Пес в зубы взял ее и нес,
Наверно, два квартала!

А на шоссе, напротив нас,
Была большая пробка.
Ползли машины целый час,
Подергиваясь робко.
Но вдруг взревел один мотор
И поверху, по крышам
Погнал свой джип один шофер
И так из пробки вышел!

Еще я видел, Крокодил
Переходил дорогу
И столб фонарный укусил
За крашеную ногу.
Столб так запрыгал! Так завыл!
Что извинялся Крокодил.

Вы что смеетесь? Я не вру,
Не вру, я уверяю!
Я просто изобрел игру –
Хожу и сочиняю!

Как часто наши дети врут, а когда просто играют и сочиняют сказки? Как же нам с вами различить ложь, от детских небылиц. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими, честными людьми. Но все в большей или меньшей мере сталкиваются с проблемой детской лжи. Осознав, что их ребёнок говорит неправду, родители часто впадают в отчаяние и начинают искать ответы на вопросы – что делать, если ребёнок врет? И почему вообще в нормальной, вполне благополучной семье ребенок начал врать? Где он этому научился, и кто его этому научил? Может, это друзья у него такие плохие? Можно ли бороться с детской ложью, а если можно, то как?

  1. Беседа о лжи и ее видах.

Итак, что такое детская ложь? Ложь определяется как распространение заведомо неверной информации. Известный американский психолог Пол Экман дал такое определение: ложь – это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это. Если ваш ребенок решил исказить информацию и сам верит своим фантазиям, это не более чем правдивый вымысел. Он вполне искренне может заявить вам, что вчера к нему в гости живой тигрёнок приходил. Такая фантазия для детей естественна. К примеру, вспомните рассказ «Фантазёры» детского писателя Николая Носова. Герои рассказа – двое мальчишек, которые рассказывают друг другу о своих приключениях. Море-де они запросто переплыть могут, и летать умели раньше, сейчас вот только разучились. Один из них вообще на Луну летал – вовсе это не трудно! А второму, когда он океан переплывал, акула голову откусила, так он без головы до берега доплыл и домой пошёл. А голова у него потом новая выросла…

Если вся ложь вашего ребёнка сводится к сочинению похожих историй, то волноваться вам совершенно не из-за чего. У вашего ребенка очень богатое воображение, только и всего. Возможно, у него есть творческие способности, а их надо поощрять и развивать.

Прежде чем прибегнуть к настоящей детской лжи, когда неправда говорится уже преднамеренно, случается, что ребенок врет, ещё не понимая этого. Примерно до четырёх лет малышам ложь ещё совершенно не нужна. В ней просто нет необходимости. Он просто делает всё то, что ему хочется и считает всё это правильным. Он ещё просто не осознаёт нравственную сторону понятий лжи и правды. В разумении малыша все думают так же, как и он. Маленькие дети просто не умеют смотреть на все события глазами взрослого человека. Кроме того, у них ещё совершенно не развита так называемая «внутренняя речь». Они ещё не умеют мысленно проговаривать, предварительно осмысливая, свой монолог. Поэтому и говорят сразу, не задумываясь, всё, что приходит в голову. Можно сказать, что до трёх-четырёх лет дети просто вообще не умеют лгать.

После четырёх лет, с развитием внутренней речи, у ребенка появляется умение прикинуть в уме, что стоит говорить, а что – нет. А ещё после четырёх лет ребенок начинает задумываться над вопросами – за что сегодня на него сердились взрослые? можно ли было избежать наказания? а за что его сегодня похвалили? что сделать для того, чтобы его опять поощрили?

Задумавшись над тем, как сделать свою жизнь более удобной, чтобы избежать «ухабов», он вдруг понимает, что есть хороший выход – сказать неправду. И тогда психология детской лжи меняется. Теперь ребенок начинает лгать осознанно, так как ложь теперь служит ему средством, с помощью которого он облегчает себе жизнь. Особенно тогда, когда от родителей он постоянно слышит запреты. Ложь становится для ребенка привычкой, его защитой.

Детская ложь — это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей, он испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая самооценка. Не оправдывая ожиданий родителей, которые ему об этом постоянно сообщают, он имеет трудности в учебе и (или) нарушения поведения.

  1. Выявление причин детской лжи

Какие причины толкают ребенка на «преднамеренную ложь»?

1. Вопросы - ловушки, которые расставляют сами же взрослые.

«Катя, ты любишь свою младшую сестренку?»- спрашивает бабушка. Что должна ответить Катя, чтобы получить одобрение со стороны взрослых? А то, что сестра постоянно забирает ее игрушки, порвала любимую книжку, ей достается большая часть маминой любви и заботы, а все проделки и шалости «сходят ей с рук» - часто остается незамеченными.

Словом, такие вопросы «о любви», настоящая провокация, и, если вы не владеете ситуацией, их лучше не задавать.

2. Постоянные «нельзя», завышенные требования, боязнь наказаний, приводят к тому, что ребенок начинает врать, скрывая за ложью серьезные поступки.

Ложь из страха наиболее частая разновидность лжи. Ребенок врет, потому что боится, что его накажут или унизят. Стыд – одно из самых тягостных переживаний. Кроме того, ребенок может солгать из-за страха огорчить, разочаровать родителей, а может – из страха быть отвергнутым, лишенным родительской любви.

В любом случае, если причиной детской лжи стал страх, то налицо нарушение взаимопонимания между родителями и ребенком. Очень важно понять: где, когда было потеряно доверие и безопасность во взаимоотношениях? Не получилось ли так, что наказания и ограничения бывают несоразмерны с виной, а ребенка осуждают там, где он ждёт поддержки? А возможно и то, что ребенок нуждается в уверенности, что его проблемы не безразличны окружающим.

Ложь из стремления избежать наказания используется либо для сокрытия действий ребенка, которые были направлены на получение удовольствий, оказавшихся под запретом родителей (например, ребенок, включил компьютер, хотя ему это не было разрешено), либо для сокрытия нечаянной оплошности (сломал пульт от телевизора). Данный вид лжи встречается особенно часто в семьях, где запреты и наказания как форма общения преобладают над диалогом в общении с ребенком.

Страх унижения также может спровоцировать ребенка на ложь. В основе данного вида лжи – стыд, осознание ребенком неправильности своего поступка. Как правило, ребенком в данном случае руководит стремление защитить себя, сохранить положительное отношение к себе. Например, в случаях детских краж, часто ребенок не признается в совершенном поступке не только потому, что боится наказания, но и потому, что стремится «сохранить свое лицо».

Стремление добыть нечто, чего иначе не получишь также может спровоцировать на ложь.

III. Заключительная часть

1. Решение родительского собрания

Рекомендации родителям.

1. Поощряйте честность. Вместо того, чтобы ругать ребенка, когда он говорит неправду, хвалите его, когда он рассказывает о том, как все было на самом деле.

2. Не пытайтесь уличить ребенка в случившемся. Не стоит задавать множество вопросов о происшествии. В конце концов, во многих случаях его причастность очевидна: если у него весь рот в шоколаде, вы можете быть точно уверены в том, что случилось с конфетами его сестры. Не стоит добиваться от ребенка признания, если это потребует настоящего сражения с ним.

3. Выстраивайте доверительные отношения. Продемонстрируйте ребенку, что доверяете ему, и он может всегда доверять вам в ответ и говорить всю правду. Всегда держите свое слово и приносите извинения, если иногда у вас не получается выполнить то, что обещали. Он в большей степени учится на вашем примере, чем на ваших наставлениях.

4. Не требуйте от вашего малыша того, чего вы не можете выполнить сами, то есть не требуйте говорить правду, еще раз правду и ничего кроме правды 24 часа в сутки. Мы, взрослые люди, нарушаем свои обещания достаточно часто, а уж детям приходится это делать, так как они еще не умеют противостоять сложившимся обстоятельствам. Поэтому постарайтесь понять, что, если ребенок не выполнил свое обещание, возможно, на то были серьезные причины.

5. Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения. Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой. Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора.

6. Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать.

7. Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.

8. Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым. Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской неискренности, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.

Помните, что ребенок честен со своими родителями, если:

- не боится их гнева, не боится быть отвергнутым ими;

- уверен – что бы ни произошло, взрослые не станут его унижать;

- знает, что его поддержат в трудной ситуации, помогут советом;

- знает, что в спорной ситуации вы примете его сторону;

- твёрдо знает, что если его и накажут, то наказание будет справедливым и разумным;

- между родителями и детьми существует доверие.

Наши дети – это повторение нас самих. И никогда нельзя забывать – от того, насколько честны и искренни вы сами, и насколько доверительные отношения между вами и детьми, будет зависеть и то, насколько ваш ребенок будет с вами правдив. Если вы будете это помнить, то вам никогда не придётся ломать голову над тем, как отучать ребенка врать.

Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание..……».

- Благодарю всех за внимание. Желаю вам процветания и благополучия! Я вам подготовила полезные памятки, прочитайте их, пожалуйста, дома. До новых встреч.

2. Подведение итогов

- Скажите, пожалуйста, полезна ли для вас была тема нашего собрания?

- Давайте вернемся к схеме, получилось ли нам найти пути решения данной ситуации и определить эффективные приемы развития памяти. Поделитесь тем, как вы будете решать данную проблему со своим ребёнком?

- Я рада, что нам удалось в ходе сотрудничества найти пути решения такой серьезной проблемы, как развитие детской лжи и о способах ее профилактики. Мне бы хотелось раздать вам памятки по профилактики лжи у младших школьников.

- В заключение хочу сказать всем родителям: главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы.

3. Индивидуальная беседа с родителями

- Тех, кто хочет поговорить со мной индивидуально, я попрошу остаться.

Памятка для родителей по профилактики лжи у обучающихся.

Уважаемые папы и мамы!

Если мы хотим воспитывать честного ребенка, то должны так же честно с ним поступать!

  1. Не путайте ложь и фантазию ребенка.
  2. Требуя честности от ребенка, обратите внимание, всегда ли вы правдивы по отношению к нему? Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил, что ложь мешает доверию, а без доверия нет любви, то и поступать вам следует соответствующим образом.
  3. Если вы хотите научить ребенка быть открытым и честным, то должны быть готовы выслушивать от него подчас и горькую правду, а не только то, что вам приятно. Ваша реакция на выражаемые им чувства помогает ребенку понять, действительно ли честность – лучшая политика.
  4. Если вы узнали, например, что ребенок «завалил» контрольную по математике, не стоит пытаться поймать его на лжи: «Ну как прошла контрольная? Ах, нормально?! На этот раз ты меня не обманешь! Я знаю, что ты ее завалил!» Вместо этого нужно прямо сказать ребенку: «Я знаю, что ты не справился с контрольной. Мы волнуемся и думаем, как тебе помочь».
  5. Постарайтесь настолько душевно успокоить ребенка, чтобы он не испытывал никакой потребности говорить неправду. Мы допускаем грубейшую ошибку, когда давим на ребенка всей тяжестью нашего авторитета. Если ребенок будет уверен в вашей любви и в вашем добром отношении, у него окажется меньше поводов говорить неправду.
  6. Подумайте над характером взаимоотношений с ребенком. Часто ребенок начинает догадываться, что можно сохранить ваше расположение, не сообщая вам обо всех своих поступках, так как то, что вы о них не узнаете, не причинит ему никакого вреда. Чем чаще вы станете ободрять его и поощрять за хорошие поступки, тем более он будет склонен говорить правду.
  7. Помните, что, воспитывая абсолютно правдивого ребенка, мы лишаем его способа защиты от злых людей.

Протокол родительского собрания №1

 от «19» мая 2020 г.

Присутствовали 19 чел.

Отсутствовали 4 чел.

Повестка дня:

1. Детская ложь: способы ее профилактики

2. Разное

По первому вопросу выступили (указывается, кто выступил и что предложил):

1. Классный руководитель с выступлением о видах детской лжи.

2. Классный руководитель с выступлением о причинах детской лжи.

По второму вопросу выступили:

1. Классный руководитель выступила с организационными вопросами.

Решение собрания:

Решили принять к сведению рекомендации учителя и обратить внимание на детско-семейные отношения.

Секретарь заседания _____________ /Шевченко С. Г./

Классный руководитель _____________ /Афанасьева Г. И./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...