Исследовательский проект «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева» для учащихся 7-10 лет объединения Лего-робототехники»
проект (1, 2, 3 класс)

Оболенцева Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. стала настоящей катастрофой для России. Это героическая и яркая, но в то же время кровопролитная и тяжёлая страница нашей истории. Эта война названа Великой не только из-за её огромных людских потерь, материального ущерба, разрушений, но и из-за поистине великого патриотизма советского народа, поборовшего фашистскую Германию. Наш народ смог не только противостоять вероломному нападению противника, но и отстоять свою Родину в тяжелейшей борьбе против захватчика.

Исследования данной темы  крайне высоки не только для жителей города Петергофа и Санкт-Петербурга, в связи  76 - летием  со дня полного освобождения города Ленинграда 27 января 1944 года от Блокады, но и  для учащихся   нашего объединения.

 Проводя исследование,  учащиеся приобщаются к изучению военной истории Петергофа и его окрестностей, знакомятся с  военными событиями, которые происходили на территории Петергофа во время блокады Ленинграда,  сохраняют память о героических страницах защиты и освобождения города Петергофа в 1941-1944 годах.

       Люди должны знать и помнить своих героев, защищавших их родной город. Петергоф тоже ожесточенно сражался с фашистами, дети проявляли себя истинными героями и патриотами своей Родины, среди них был тринадцатилетний юнга, воспитанник экипажа эсминца «Страшный» Юра Грязев. О  его судьбе    мы  и хотели вам рассказать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_obolentseva_e.e.doc907 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Снова ветер осенний кружит

По безлюдным садовым аллеям

Снова старая рана болит,

Снова сердце о прошлом жалеет,

 

И торопится память назад,

И уносит ее непогода

В Ленинград, в Ленинград, в Ленинград

Октября сорок первого года.

 

Снова видится мне наяву и во сне,

В злую ночь уходящая рота,

Петергофский десант

Военморов Балтийского флота.

В этом учебном году в январе месяце  учащиеся  объединения   Легоробототехники  ГБУ ДО Дома детского творчества  Петродворцового района активно приняли участие в районном открытом  конкурсе по созданию страницы для памятного календаря  «По ту сторону блокады: «Петергоф и окрестности». Ребята представили исследовательский проект «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева» в виде страницы календаря и сняли видеосюжет на тему «Ожившие страницы календаря».

Аннотация: работа над исследовательским проектом  на тему: «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева» - проводилась учащимися и родителями  объединения Легоробототехника. Выбранная тема актуальна и будет представлять  интерес  для педагогов и  учащихся других объединений нашего Дома детского творчества.

Актуальность:  Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. стала настоящей катастрофой для России. Это героическая и яркая, но в то же время кровопролитная и тяжёлая страница нашей истории. Эта война названа Великой не только из-за её огромных людских потерь, материального ущерба, разрушений, но и из-за поистине великого патриотизма советского народа, поборовшего фашистскую Германию. Наш народ смог не только противостоять вероломному нападению противника, но и отстоять свою Родину в тяжелейшей борьбе против захватчика. 

Исследования данной темы  крайне высоки не только для жителей города Петергофа и Санкт-Петербурга, в связи  76 - летием  со дня полного освобождения города Ленинграда 27 января 1944 года от Блокады, но и  для учащихся   нашего объединения.

 Проводя исследование,  учащиеся приобщаются к изучению военной истории Петергофа и его окрестностей, знакомятся с  военными событиями, которые происходили на территории Петергофа во время блокады Ленинграда,  сохраняют память о героических страницах защиты и освобождения города Петергофа в 1941-1944 годах.

        Люди должны знать и помнить своих героев, защищавших их родной город. Петергоф тоже ожесточенно сражался с фашистами, дети проявляли себя истинными героями и патриотами своей Родины, среди них был тринадцатилетний юнга, воспитанник экипажа эсминца «Страшный» Юра Грязев. О  его судьбе    мы  и хотели вам рассказать.

Паспорт проекта:

Тема: «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева»

Руководитель проекта: Оболенцева Е.Е.

Участники  проекта: учащиеся группы  № 2а

Возрастная категория: 7-10 лет

Объединение: Легоробототехника

Состав проектной группы: Суббота  Михаил гр. №2а, Суббота Степан гр.№2а, Догадин  Александр гр. № 2а.

Тип проекта: Исследовательский.

Проблема – дети  мало знают о тех важных событиях, которые происходили  в годы войны, о той трагической судьбе морских десантников, погибших во время защиты Петергофа,  о легендарном подвиге тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева, отправившегося на поиски морского десанта, о судьбе которых после ожесточенных боев в октябре 1941 года ничего не было известно.

Предмет проекта: подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева

Сроки проекта – декабрь - январь 2020 г.

Цель исследования: познакомить учащихся  с важными историческими событиями, происходящими в военном Петергофе в период с 1941-1944 годах, связанных с борьбой советского народа с фашистскими захватчиками. С трагической судьбой морских десантников,  с легендарным подвигом тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева.

Для достижения цели исследования, мы определили необходимость решения следующих задач:

  1. Познакомить  с  военными событиями, которые происходили на территории Петергофа во время блокады Ленинграда.
  2. Приобщить к изучению военной истории Петергофа и его окрестностей в период блокады Ленинграда.
  3. Формировать  уважительное  отношение к военной истории Петергофа и его защитникам, на примере тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева.
  4. Воспитывать чувства патриотизма, чувство уважения к героическому прошлому Петергофа,  чувство товарищества, ответственности за порученное дело.

В процессе исследования нами применялись следующие методы: 

- поиск и анализ публицистической,  литературы;

- поиск информации на сайте Бессмертного полка;

- анализ  источников по теме исследования.

Продукт проектной деятельности: видеоролик и  страница  «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева» для памятного календаря: «По ту сторону блокады: «Петергоф и окрестности».

Форма представления продукта проектной деятельности: защита исследовательского проекта    учащимися  на открытом районном мероприятии 30.01.2020 в актовом зале ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района.

Ожидаемые результаты – формирование уважительного отношения к военной истории Петергофа и его защитников. Участвуя в этом  проекте,   учащийся будут знать важные исторические события, происходящие в военном Петергофе в период с 1941-1944 годах, связанных с борьбой советского народа с фашистскими захватчиками.

Необходимое оборудование:  мультимедиа,  интернет – ресурсы,  литература,  видеокамера, фотоаппарат, военная форма, ноутбук.

Таблица этапов работы над проектом

Этап

Содержание

сроки

участники

ответственные

 Организационно-подготовительный

Стадии:

1.Диагностическая 2. Аналитическая 

3. Поисковая 

4.Планирование 

1.Анкетирование учащихся. Знакомство детей с предстоящей проектной работой (презентация).

  Определение цели, постановка задач.

2. Обсуждение проблематики,  распределение работы между участниками проекта.

3. Выявление необходимых ресурсов: 

источников информации, 

методов и средств проектирования;

 4.  разработка плана осуществления проекта.

01.12

05.12-10.12

Учащиеся  Гр.№2а,

Оболенцева Е.Е.

Практический

Сбор и анализ информации по теме и проблеме проекта;

реализация проекта: получение результатов; 

помощь родителей

11.12-27.12

Учащиеся Гр.№2а, родители

Оболенцева Е.Е.

Заключительный

Стадии:

1. Контрольная;

2.Презентационная

3.  Рефлексивная

1.анализ полученных результатов их обсуждение.

2.  защита проекта.

3.  изучение возможности использования результатов проектной деятельности

11.01-30.01

Учащиеся Гр.№2а, родители

Оболенцева Е.Е.

Содержание проекта:

Организационно-подготовительный этап:

На подготовительном этапе работы  мною была проведена опрос-анкета с учащимися группы №2а.  (10 человек).  

  Учащимся необходимо было ответить на следующие вопросы:

Ф.И. учащегося____________________________________

  1. Когда началась Великая Отечественная война?  (подчеркни верный ответ)

 в 1941 году           в 1939 году          в 1940 году

  1. Как ты думаешь, на территории нашего Петергофа были военные действия? (подчеркни верный ответ)

Да                                    нет                 не знаю

  1. Как ты думаешь, морские десантники из Кронштадта участвовали в защите Петергофа? (подчеркни верный ответ)

Да                                    нет                 не знаю

  1. Хотелось бы тебе  больше об этом  узнать? (подчеркни один из предложенных вариантов ответа)

Да                                    нет                 не знаю

По результатам опроса я выяснила следующее:

  • почти вся группа (9 чел.) ребят на первый  и второй вопросы ответили верно;
  •  об участии морского десанта знали только двое ребят из группы;
  •  почти все ребята  (8 чел.) захотели  узнать о том,  что случилось с морскими  десантниками при  защите Петергофа от немецких захватчиков.

         На занятии я предложила ребятам посмотреть презентацию  о Петергофском  десанте   Балтийского флота. Ребята узнали о том, какие события происходили в сентябре 1941-го года,   когда немцы полностью замкнули железное кольцо Блокады вокруг Ленинграда, захватив Стрельну, Петергоф и, выйдя к Финскому заливу, блокировали остатки 8-й армии на Ораниенбаумском плацдарме.

Между 4 и 5 часами утра 5 октября десант был высажен в Нижнем парке и в Александрии. Неравный бой продолжался несколько дней, в течение которых руководящий операцией Военный совет Балтийского флота в Кронштадте так и не смог ни наладить связь с десантниками, ни высадить подкрепление, ни подвезти боеприпасы, ни организовать мощную артиллерийскую и авиационную поддержку. Оказавшись в окружении, моряки-десантники, тем не менее, заняли круговую оборону и продолжали вести бой, однако плотным артиллерийским огнём их сопротивление было подавлено. О судьбе высадившегося в Петергофе десанте в октябре 1941 года ничего не было известно. Тогда  ребятам  стало интересно узнать о дальнейшей судьбе морских десантников?   

         Мы        решили обратиться к источникам и стали искать информацию в интернете. Наша  исследовательская работа началась с того, что в интернете (ссылка:https://coollib.net/b/455089-vsevolod-borisovich-azarov-zhivyie-poyte-o-nas/read) мы нашли статью  о тринадцатилетнем мальчике Юре Грязеве, выяснили, что он был юнгой на эсминце «Страшный» в Кронштадте. По поручению командира корабля, Юра вместе с товарищем Расторгуевым должны были отправиться в Петергоф под видом беженцев и выяснить о пропавших морских десантниках.

        Нас заинтересовала  дальнейшая судьба мальчика, на сайте Бессмертного полка (ссылка: https://www.moypolk.ru/soldier/gryazev-yuriy-mihaylovich) мы нашли информацию, опубликованную сыном нашего героя.  Мы узнали, что Юрий Михайлович Грязев родился 31 октября 1928 года в деревне Некрасово  Ярославской области.  В сентябре 1941 года, во время Ленинградской блокады, попал на эскадренный миноносец "Страшный" в  Кронштадте. В декабре 1941 года участвовал в разведывательной  операции по следам Петергофского десанта. Попал в плен. Пленные матросы, во время прогулки перебросили его через ограду и он по льду финского залива пополз  к Кронштадту. Подобран  патрулем и отправлен в госпиталь с обморожениями. После госпиталя служил на вспомогательных судах Балтийского флота - Буксирный пароход "Ф-3" до 1943 года;  с 1943 по апрель 1946 - танкер "Марс". Войну закончил в  Латвии. После войны продолжал служить на танкере "Марс", в апреле 1946 года подорвались на мине.  Спасся вместе с немногочисленной группой, проведя несколько часов в Балтийском море, держась за перевернутую шлюпку. В 1949 году вернулся в Ленинград, откуда был призван на службу в армию.

         Для широкого читателя в 70-е годы вышла, быстро ставшая популярной, повесть «Живые, пойте о нас!» Всеволода Азарова и Андрея Зиначёва. Название было заимствовано из маленькой записки, которую нашли в гильзе на территории боёв. Считается, что закопали это послание окружённые противником бойцы. О судьбе Юры мы узнаем из этой книги (смотри приложение №1).

Практический этап:

        Проанализировав полученный  материал,   мы с ребятами разработали сценарий для будущего ролика (смотри приложение №2), выбрали место съемки на улице Аврова, где происходили события, когда юнга и его товарищ напоролись на немецкий патруль. Самым сложным в работе над видеороликом, было уложиться по времени всего 2 минуты (по условию конкурса). Нам хотелось рассказать как можно больше о судьбе мальчика. Мы очень благодарны за помощь родителям ребят, которые активно приняли участие в съемке и монтаже видеоролика.  (смотри видеоролик)

        Следующим  этапом  работы была разработка страницы для календаря (смотри приложение №3), так как события происходили в декабре, мы представили страницу этого месяца.         Для защиты проекта мы разработали сценарий выступления, нам было важно рассказать о подвиге юнги, о том,  как он,   юный мальчишка не побоялся и не сдался, а дошел до конца и выполнил боевое задание (смотри приложение №4).  И здесь нам очень помогли родители, внесли свои коррективы  и предложили в конце выступления ребят,  выйти на сцену и поделиться своими впечатлениями и результатами о проделанной работе.

Ребята начали подготовку к выступлению, мы репетировали не только в классе, но  и на сцене в актовом зале, где должно будет проходить  мероприятие. Для нас было важно, не читать текст, а говорить своими словами. Мы продумали выход на сцену, где будет находиться плакат, как будут чередоваться слайды в презентации. 

 На выступлении нас пришли поддержать ребята из нашего объединения, конечно,  нам было очень приятно. Наше представление проекта всем очень понравилось.

Заключительный этап:

31 января 2020 года  ребята нашего объединения Суббота Степан, Догадин Александр и Суббота Михаил представили защиту проекта и  стали победителями в номинации «Лучший видеосюжет» в районном конкурсе «По ту стороны блокады: Петергоф и его окрестности», который состоялся на базе ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района. Вместе с нами выступили родители ребят.

На снимке директор ГБУ ДО ДДТ Васильева С.В. вручает нашим ребятам грамоту и памятный календарь.

Наши победители.

        В начале мая были  подведены итоги открытого городского фестиваля технического творчества «ТехноКакТУС», организованного Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, администрацией Пушкинского района и Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Центром детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга. Фестиваль проходил с 1 февраля по 29 апреля 2020 года. В номинации «Компьютерная презентация» наши учащиеся представили проект «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева»   и заняли 2 место.

        Работая над  проектом, мы пришли к выводу, что мужество  и стойкость юных защитников  Петергофа таких, как Юрия Грязева  имело большое значение для хода Великой Отечественной войны. И,  что  их дух и стойкость, стали залогом стойкости и мужества. И мы им очень гордимся!  Жива память о творцах славы родной земли, не забыт подвиг, ставший символом Победы, подвиг всего народа и бессмертный подвиг бесстрашия детей, ввергнутых в пучину войны. Детей, с мужеством взрослых вставших на защиту Родины, детей, которые с полной ответственностью и неукротимой верой боролись за право на свободную жизнь.

Наш исследовательский проект практически невозможен без совместной работы ребенка – педагог — родителей.  На мой взгляд,  было важно увлечь не только детей, а также их родителей в нашу  проектную деятельность. Такая совместная работа позволяет мне выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Привлекая родителей, обращаю их внимание на то, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности учащихся  при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

        Считаем, что исследовательский проект  «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева» имеет практическую значимость. Собранный нами материал может использоваться педагогами и учащимися  из  других объединений нашего Дома детского творчества, а так же будет представлен самими участниками проекта в  школе №3  деревни Горбунки Ленинградской области, где учатся  ребята. В дальнейшем мы хотим связаться с сыном Андреем Юрьевичем Грязевым и узнать как можно больше о судьбе  героя.

Список литературы:

  1.  В.Азаров, А. Зеначёв  «Живые пойте о нас!», 1972.
  2. Источник: http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=5809
  3.   Ссылка на сайт Бессмертного полка: https://www.moypolk.ru/soldier/gryazev-yuriy-mihaylovich
  4. Л. М. Видуцкий, Н. И. Семьянов, М. Д. Утюжников, В. Б. Чернобривец Очерки о добровольцах-ополченцах судостроительных заводов // Корабелы на Петергофских рубежах. 1971. С. 133—245
  5. Сайт «PETERGOF» ссылка: https://peterhof.ru/petergofskiy-desant


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юнги 2013

прием в детскую школьную организацию "Алые паруса"...

Посвящение учеников 1 класса в юнги – члены детского объединения «Алые паруса»

Праздничная программа.Стихи, конкурсы, состязания, игра "Поймай рыбку", законы юнги, песни....

Посвящение в юнги д/о "Алые паруса"

Тетрализованное представление для младших школьников....

«Работа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей» Долбина Марина Александровна Начальник лагеря «ЮНГА» г.Георгиевск 2014г.

В данном атериале я рассказываю о работе нашего пришкольного лагея "Юнга", в котором я уже давно являюсь начальником .В материале я рассказываю об особенностях работы, формах работы. Показываю модель ...

Игра-конкурс "Мы юнги"

В программу игры-соревнования  входит 6 этапов, на каждом из которых команде предлагается выполнить задания практического и теоретического характера, а также – решение головоломок, ребусов и зада...

Методическая разработка открытого классного часа для учащихся начальной школы «Воронеж наш, мы память бережем О подвиге твоем, который вечен!»

Разработка предназначена для внеклассного мероприятия учащихся начальной школы.  Мероприятие способствует формированию у молодого поколения чувства патриотизма...