Разработка практико-значимого проекта-конспекта занятия для учащихся 4 класса на тему: "Дорогами подвига и святости"
проект по орксэ (4 класс) на тему

Новик Светлана Анатольевна

Тема учебника "Основы православной культуры": "Подвиг веры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novik_s.a._g.dubna_moskovskoy_obl.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2

г. Дубны Московской области»

                                

Разработка практико-значимого проекта-конспекта занятия

для учащихся 4  класса

на тему: ««Дорогами подвига и святости»»

Автор: Новик Светлана Анатольевна, учитель начальных     классов  

                                          2016 г.

Тема учебника  «Основы православной культуры»: «Подвиг веры»

Слайд 2

Задачи урока:

- дать знания о русских святых в контексте истории православной культуры России 20 века;

- углубить раскрытие этических понятий «ответственность», «подвиг» на примере подвига Новомучеников;

- исследовать историю возникновения госпиталя в школе № 2 в годы Великой Отечественной войны.

Основные понятия: Подвиг веры. Новомученики. Исповедники. Любовь. Святыня.

Средства: учебное пособие, иллюстрации №№107-111; презентация.

План: 1. Повторение. 2. Работа по теме урока. 3. Объяснение нового материала. 4. Работа с понятиями. 5. Закрепление. 6. Рефлексия

Форма проведения: беседа, рассказ,  комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа в группах.

 

Оборудование: учебник, словари, компьютер, экран, проектор,

 презентация

Использованные пособия:

  1. Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры». Учебник для учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Москва 2014 год. Стр. 97-100
  2. Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры». Методическое пособие для учителя. Москва 2014 год. Стр. 116-119
  3. Интернет-ресурсы: фото https://yandex.ru/images/search?text=%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%201931&img_url=http%3A%2F%2Ffs00.infourok.ru%2Fimages%2Fdoc%2F235%2F113988%2F1%2Fimg8.jpg&pos=11&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fsamlib.siwatcher.ru%2Fimg%2Fs%2Fshurygin_a_i%2Faaachram%2F01b.jpg&pos=0&rpt=simage

Ход урока:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!

Очень рада видеть вас,

Прозвенел звонок сейчас,

Дружно наш урок начнём,

Его с пользой проведём.

2. Работа по теме урока

У нас сегодня с вами очень важный урок. Мы узнаем много интересного из истории нашей страны и жизни разных людей. Но чтобы начать, нам необходимо назвать тему урока. Для этого прочитайте пословицы и поговорки.

Слайд 3

  • В жизни всегда есть место подвигам (М. Горький).
  • За великими подвигами следует великая известность.
  • Пример героя зовет на подвиг.
  • Подвиг делает тот, кто вперед идет.
  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
  • Боевой подвиг воина славит.

Назовите ключевое слово, которое встречается во всех этих пословицах и поговорках (ответы детей).

Это слово «ПОДВИГ».

Работа для обсуждения в группах:

– Как вы понимаете слово “подвиг”? (ответы детей)

Слайд 4

Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Подвиг – это: (запись в тетради)
– то, что требует напряжения воли;
– преодоление эгоизма и корысти;
– дар другому человеку или целому народу, человечеству;
– жертва человека во имя добра и справедливости.

Слайд 5

Чтение стихотворения учителем.

Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг – в терпенье,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись:
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, -
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской!   (Алексей Хомяков, 1859)

О каких подвигах говорится в стихотворении Алексея Хомякова? (ответы детей)

Ребята нашего класса подготовили интересные сообщения о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны и о самоотверженном подвиге работников 101-ого хирургического полевого госпиталя.

Слайд 6

Дмитрий: На здании нашей школы размещена мемориальная доска «В этом здании с октября 1941г. по февраль 1942г. размещался 101 полевой госпиталь 30 армии», которая была установлена к 35-летию Победы.                                                        

Из истории госпиталя, я узнал, что 13 октября 1941 года школу временно закрывают, и в ней размещается штаб трудовой армии. Бойцы трудовой армии роют окопы, строят блиндажи, землянки. (Глубокие ямы – остатки убежищ, встречались не раз мне в лесу).

101-й подвижной хирургический полевой госпиталь, куда доставлялись раненые 30-й армии генерала Лелюшенко, ведущей бои на  Калининском фронте, вскоре размещают в здании школы, где мы сейчас учимся.

Раненые  (контуженные и обмороженные солдаты и офицеры) днем и ночью поступают прямо с поля боя. В классах места хватает не всем, даже коридоры заполнены.  И всех жалко. Всем хочется помочь. Медицинский персонал и его добровольные помощники работают почти без отдыха, буквально валятся с ног от усталости и от недосыпания (спят часа по два в сутки). После оказания первой помощи отправляют раненых в тыловые госпитали. Тех, кто после операции умирает,  хоронят в братских могилах. Их имена я узнал на мемориальной плите монумента.

Слайд 7

Вероника: На братских могилах на Большой Волге стоят две памятные стелы в память о героях Великой Отечественной войны. Вторую ещё зовут Стеной памяти. Там ежегодно 9 мая проходят мероприятия, посвящённые Дню Победы, а 22 июня служится молебен о погибших воинах. На плитах выбито 106 имён умерших в госпиталях от ран, из них двое бойцов так и остались безымянными. Три госпиталя располагались на территории Дубны – все в школе № 2. Фамилии погибших на войне жителей БВ и окрестных деревень увековечены на новой стеле – 347 человек. На ней же в дни памяти звонит поминальный колокол. Улицу, ведущую к Братским могилам, назвали имени 9 мая.

Пусть память о них не умрет никогда,

И имя солдат, отстоявших свободу,

Останется в камне навеки.

Есть такие события, над которыми время не властно, они навсегда останутся в памяти народной. Именно таким событием явилась Великая Отечественная война 1941-1945г. Она вошла в историю нашей страны в историю человечества как эпопея, незабываемая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям. А главное – по массовому героизму на полях сражения и самоотверженному подвигу народа на трудовом фронте.

3. Повторение.

На прошлых занятиях мы с вами говорили о многих святых. Были среди них и мученики. Вспомним их имена и историю жизни. В чём состоял их подвиг? (ответы детей).

  1. Объяснение нового материала. Рассказ учителя

Сегодня мы поговорим о святых людях, которые жили в России почти в то время, что наши прабабушки и прадедушки – в 20-е годы 20 века. Эти люди тоже совершили подвиг, пострадали за веру Христову в России в 20 веке. История христианской культуры рассказывает о том, что Россия была страной православной. В начале 20 века в России произошла революция – и стали менять привычную, складывавшуюся тысячу лет жизнь православных людей. Но разрушение православных традиций  жизни было очень болезненным. Представьте себе, что кто-то захотел бы вырвать с корнем старый развесистый дуб. Его мощные корни вросли глубоко-глубоко в землю, в ветвях много птиц свили гнёзда и из года в год выводят своих птенцов, пение этих птиц изо дня в день радует слух людей. Для того, чтобы сломать такое дерево, следовало бы раскопать всю землю вокруг, выломать его корни, разогнать птиц. Таким мощным деревом в России была православная вера. Тысячу лет росло это дерево на земле Русской. Когда стали рушить мощное дерево христианской веры, христиане встали на её защиту. И если мы сегодня с вами попробуем обозначить одним словом самое главное в произошедших событиях истории 20 века, мы обозначим его словами НОВОМУЧЕНИКИ, ИСПОВЕДНИКИ.

  1. Работа с основными понятиями

Слайд 8

НОВОМУЧЕНИКИ – новые, вновь прославленные святые 20 века. Они прославлены за мужественное исповедание (открытую защиту, утверждение) христианской веры (учащиеся записывают в словарик).

Слово «исповедники» родственно слову «исповедь».

Что объединяет эти слова? Качество души христианина – честность.

ИСПОВЕДНИК – честно, открыто называет себя христианином, защищает свою веру, жертвует жизнью (учащиеся записывают в словарик).

ИСПОВЕДЬ – это Таинство Церкви: перед Богом христианин называет свои грехи и приносит в них покаяния. Таинство Исповеди совершается перед Таинством … каким? Перед Таинством Причастия.

Причастник принимает на себя Святые Тело и Кровь Христовы. А святой исповедник – мученик получает в награду небесные венцы.

Мученик христианский – это христианин, который принял смерть, не желая отречься от веры. Читая рассказы о святых – их жития, мы можем узнать о том, как были увенчаны их подвиги.

Как вы понимаете слово «увенчаны»? (ответы детей)

Венец – подобие короны.

Кто венчал (награждал) мучеников? Где это происходило? В каком царстве: земном или Небесном? (ответы детей)

Вспоминаем, что такое Небесное Царство?

У христиан есть особая молитва, в которой они обращаются к Богу словами «Царь Небесный…»

6. Работа с текстом (стр. 97-98), ответы на вопросы:

А) В чём заключается подвиг Новомучеников и Исповедников Российских?

Б) Как называется такой подвиг?

В) Что помогло Новомученикам сохранять мужество и противостоять злу?

6. Физминутка

7. Рубрика «Представление иконы» Задание №1 (рассмотреть икону)

Слайд 9

О событиях жизни Новомучеников и Исповедников Российских рассказывает иконописное изображение, произведение духовной поэзии. На клеймах иконы изображены события гибели многих святых Новомучеников: священномученика Кирилла Казанского, Петра, преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары и других святых.

Обращаю ваше внимание на центральное изображение иконы (средник). Здесь изображение Собора святых. На иконе (передний ряд внизу) мы видим маленьких детей. В центре  - семья Царственных мучеников: царь Николай 2, царица Александра, их дети: великие княжны Татьяна, Мария, Анастасия, Ольга, царевич Алексий.

8. Задание №2 (прочитать на стр. 98)

«Новоявленные звёзды…

Станьте, непобедимые, среди нас».

В песнопении Новомученики названы непобедимыми, так как враги христианской веры не смогли одержать над ними победу – добиться отречения от Христа. Совершенный подвиг называется подвигом веры.

9. Задание №3 (прочитай стихотворение на стр. 99)

Стихотворение было написано поэтом, который жил в 20 веке, когда Новомученики и Исповедники ещё не были прославлены.

О каких же именах и святынях он говорил? (ответы детей)

Слайд  10

Святыней – во времена Христа называлось то, что относилось к храму, к священной пище, которая должна быть потребляема только первосвященниками во дворе скинии. В новозаветное время святыней для христиан является само учение Иисуса Христа («хлеб жизни»), которое не было понятным нехристианам. В более широком смысле, христианской святыней является то, что относится к Христу. Христианскими святынями являются богослужебные предметы (потир, звездица, дарохранительница и др.), святые иконы, храм (величайшая святыня Храм Гроба Господня на Святой Земле) и другие. К святыне христиане относятся с благоговением.

Святыней народа Российского являются имена христианских святых, которые прославили своей жизнью и подвигом веру Христову, почитаются народом имена героев Отечества, защитников России. В Православной Церкви установлен день поминовении (памяти) умерших воинов за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – 9 мая. А Новомученикам и Исповедникам Российским, как и каждому христианскому святому, отведён свой особый день памяти в церковном календаре.

10. Обсуждаем и размышляем «Святыни России» (читаем текст, рассматриваем иллюстрации на стр. 99-100)

История Храма Христа Спасителя.

Слайд 11, 12

Осмысление статьи учебника. Акцентируется внимания на том, что созидание – конец 19 века, разрушение – начало 20 века, возрождение – начало 21 века.

Вопросы для обсуждения в группах:

Слайд 13

 Какой должна быть душа человека, созидающего храм?

Какой душой обладает человек, уничтожающий произведения искусства, святыни родной земли? (ответы детей)

11. Рефлексия

Слайд 14

Я узнал(а), что …

Я не понял(а), потому что …

12. Домашнее задание (в тетради)

1. Рассказать о храме Христа Спасителя;

2. Подготовить рассказ об одной из чудотворных икон Божией Матери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Дорога. Пассажиры."

Тема: Дорога. Пассажиры. Цель: 1. Учить детей различать дорожные знаки.          2. Закрепить знания учащихся о назначении светофора....

УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ и ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ во 2 КЛАССЕ на тему: «Дорога в школу и домой»

Я уже более 10 лет работаю с детьми-инвалидами. А когда то давно , на первых шагах моей работы, я думала- как же тяжело создавать что-то новое и интересное для нормальных ребятишек.  Моё мнение в...

Занятие в ГПД с учащимися 3 класса на тему: "Дорога добра" (коррекционный класс)

Занятие в ГПД с учащимися 3 класса на тему "Дорога добра" в коррекционной школе, направленное на развитие личностных качеств школьников....

Разработки подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий для учащихся начальных классов.

Разработки подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий для учащихся начальных классов....

Внеклассное занятие для учащихся по духовно-нравственному воспитанию ." Подвигу жить!

Проблемы патриотического воспитания активно переосмысляются в настоящее время и приобретают новое значение из-за изменений, происходящих в нашем обществе, стране и мире. Вопросы необходимости патриоти...