Программа внеурочной деятельности "Дорожная азбука"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''.

В программе делается акцент на особенности работы юных пешеходов в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dorozhnaya_azbuka.docx62.88 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям

Г. Новокузнецк

Программа внеурочной деятельности: «Дорожная азбука»,

здоровьесберегающей направленности

Автор программы: Кондруцкая Е.Н.,  учитель начальных классов

Пояснительная записка

Актуальность создания программы

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Отличительные особенности программы.

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''.

В программе делается акцент на особенности работы юных пешеходов в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Программа занятий «Дорожная азбука» составлена  для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, учитывались интересы детей, возрастные особенности.

Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа занятий по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше дети освоят культуру поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Цель программы:

Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи программы:

Образовательные:

1. Предоставить учащимся базовое образование по правилам дорожного движения в рамках государственных стандартов

2. Познакомить учащихся с историей правил дорожного движения

3. Развитие дорожной грамотности детей.

4. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.

5. Формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения

6. Формирование первичных навыков в оказании первой медицинской помощи при ДТП

Развивающие:

1. Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, наблюдательности.

2. Развивать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

3. Развивать у учащихся навык оказания первой медицинской помощи

4. Развитие чувства самостоятельности и ответственности,

Воспитательные:

1. Формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения

2. Привитие культуры безопасного поведения на дорогах

3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим

Условия реализации образовательной программы

Разработанная программа рассчитана на полный курс обучения детей с 1 по 5  классы, адаптирована для учащихся начальной школы и 5-го класса. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.

Программа «Дорожная азбука» рассчитана на 5 лет. 1 год обучения - 33 часа /1 раз в неделю/, 2 год обучения - 35 часов /1 час в неделю/, 3 год обучения -35 часов /1 час в неделю/, 4 год обучения -35 часов /1 час в неделю/, 5 год обучения – 35 часов /1 час в неделю/.  Количество учащихся в группе 10-12 человек. Группы формируются по запросам родителей, желанию учащихся. Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май.

Каждое занятие по программе «Дорожная азбука» помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:

 Традиционные

 Комбинированные и практические занятия

 Игры

 Праздники

 Конкурсы

 Соревнования

 Викторина

 Занятие-игра

 Театральные постановки

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция )

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение )

• практический (работа в тетрадях, экскурсии)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися  

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. • и другие.

В результате работы у детей будут сформированы следующие УУД:

Предметные:

• приобретают знания и навыки безопасного поведения на улице;

• уметь классифицировать транспортные объекты по общему признаку,

• уметь классифицировать дорожные знаки;        

• усваивают правила движения по дороге;

• понимают сигналы светофоров и регулировщиков;        

• усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;

• учатся пользоваться общественным транспортом, соблюдать правила  

• ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.;

• знакомятся со значением дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги)

• знакомятся с основами первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии

Метапредметные:

• осознанный выбор  поступков и поведения, позволяющих сохранять здоровье

• освоить способы решения проблем творческого и поискового характера (путем анализа различных дорожных ситуаций, билетов по ПДД)

• использование знаково-символических средств (дорожные знаки, дорожная разметка) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

• умение строить алгоритм поиска необходимой информации,

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений

Личностные:

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

• готовность  использовать полученные знания  в повседневной жизни

• соблюдать правила дорожного движения.

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир

Учащиеся должны знать:

1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение  бордюра и пешеходных ограждений.

2. Что такое остановочный путь, его составляющие.

3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.

4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.

5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.

6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.

7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.

9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.

10.   Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.

11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.

12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.

13. Безопасный путь в школу.

14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.

15. Возможности и особенности своего зрения и слуха. 

Учащиеся должны уметь:

1. Определять места перехода через проезжую часть.

2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.

3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.

4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.

5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.

6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.

7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).

8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.

9. Определять признаки движения автомобиля.

10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.

Тематическое планирование

Учебно – тематический план

1 год обучения

№п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Улица полна неожиданностей.

1

1

2.

Наш город и его транспорт.

1

1

3.

Где и как переходить дорогу

1

1

4.

Пешеходная экскурсия «Безопасный путь в школу»

1

1

5.

Элементы улицы. Пешеходные ограждения.

1

1

6.

Настольные игры по правилам дорожного движения.

1

1

7.

Пешеходные переходы.

1

1

8.

Правила перехода дороги с односторонним движением.

1

1

9.

Дорога с двусторонним движением.

1

1

10.

Остановочный путь автомобиля.

1

1

11.

Дорожно – транспортные происшествия.

1

1

12.

Нерегулируемые перекрестки.

1

1

13.

Регулируемые перекрестки.

1

1

14.

Сигналы пешеходного, транспортного светофоров.

1

1

15.

Игра «Регулировщик».

1

1

16.

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

1

1

17.

Игра «Мы – пассажиры».

1

1

18.

Подземный и надземный пешеходный переходы.

1

1

19.

Действия пешеходов при приближении транспорта.

1

1

20.

Городской маршрутный транспорт.

1

1

21.

Правила поведения на остановке.

1

1

22.

Правила перехода проезжей части после выхода из транспорта.

1

1

23.

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

1

24.

Информационно-указательные знаки.

1

1

25.

Предупреждающие знаки.

1

1

26.

Где можно и нельзя играть.

1

1

27.

Места для игр.

1

1

28.

Опасность игр рядом с проезжей частью.

1

1

29.

Ты – велосипедист.

1

1

30.

История велосипеда и его устройство.

1

1

31.

Тест по ПДД.

1

1

32.

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

1

1

33.

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»

1

1

Итого:

28

5

33

Учебно – тематический план

2 год обучения

№п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

1

1

2.

Мы учимся соблюдать правила дорожного движения.

1

1

3.

Настольные игры по правилам дорожного движения.

1

1

4.

Особенности движения пешеходов по скользкой дороге.

1

1

5.

Остановочный путь автомобиля.

1

1

6.

Пешеходные переходы.

1

1

7.

Пешеходные переходы в микрорайоне школы.

1

1

8.

Опасные ситуации при переходе дороги.

1

1

9.

Подземный и наземный пешеходные переходы.

1

1

10.

Нерегулируемые перекрестки.

1

1

11.

Типы перекрестков.

1

1

12.

Предупредительные сигналы, подаваемые водителем.

1

1

13.

Регулируемые перекрестки.

1

1

14.

Сигналы светофора.

1

1

15.

Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрестке.

1

1

16.

Регулировщик и его сигналы.

1

1

17.

Действия пешеходов по этим сигналам.

1

1

18.

Для чего регулировщику нужен жезл?

1

1

19.

Поездка на автобусе и троллейбусе.

1

1

20.

Правила пассажиров в общественном транспорте.

1

1

21.

Правила перехода проезжей части при движении к остановке.

1

1

22.

Поездка на трамвае и на других видах транспорта.

1

1

23.

Правила пользования маршрутным такси.

1

1

24.

Дорожные знаки.

1

1

25.

Предупреждающие знаки.

1

1

26.

Дорожная разметка.

1

1

27.

Дорога в школу.

1

1

28.

Микрорайон школы.

1

1

29.

Опасность игр вблизи проезжей части.

1

1

30.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми.

1

1

31.

Ты – велосипедист.

1

1

32.

Дорога глазами водителей.

1

1

33.

Дорожная обстановка в разное время года.

1

1

34.

Тест по ПДД

1

1

35.

Праздник «Мы знаем ПДД».

1

1

Итого:

31

4

35

Учебно – тематический план

3 год обучения

№п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Дисциплина на дороге.

1

1

2.

Скорость движения и торможения автомобиля.

1

1

3.

Особенности движения пешеходов в разное время года.

1

1

4.

Пешеходные переходы.

1

1

5.

Опасные ситуации при переходе проезжей части.

1

1

6.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми.

1

1

7.

Правила перехода проезжей части.

1

1

8.

Нерегулируемые перекрестки.

1

1

9.

Опасные ситуации при переходе проезжей части.

1

1

10.

Регулируемые перекрестки.

1

1

11.

Назначение светофора.

1

1

12.

Регулировщик и его сигналы.

1

1

13.

Инспектор дорожной полиции.

1

1

14.

Викторина по ПДД.

1

1

15.

Правила перехода улицы, где нет пешеходного перехода.

1

1

16.

Поездка в автобусе и троллейбусе.

1

1

17.

Автобусные и трамвайные остановки в микрорайоне.

1

1

18.

Правила пользования автобусом и троллейбусом.

1

1

19.

Поездка на трамвае.

1

1

20.

Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси.

1

1

21.

Дорожные знаки.

1

1

22.

Дорожная разметка.

1

1

23.

Значение дорожных знаков.

1

1

24.

Где можно и где нельзя играть.

1

1

25.

Опасность игр вблизи железнодорожных путей.

1

1

26.

Ты – велосипедист.

1

1

27.

Устройство велосипеда.

1

1

28.

Игры и соревнования на велосипедах.

1

1

29.

Правила перехода загородных дорог.

1

1

30.

Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.

1

1

31.

Улица глазами водителей.

1

1

32.

Дорожно-транспортные происшествия.

1

1

33.

Причины ДТП.

1

1

34.

Тест по ПДД.

1

1

35.

Игра – соревнование по ПДД.

1

1

Итого:

30

5

35

Учебно – тематический план

4 год обучения

№п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Безопасность пешеходов.

1

1

2.

Виды транспортных средств.

1

1

3.

Знаем ли мы правила дорожного движения.

1

1

4.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

5.

Правила поведения в транспорте.

1

1

6.

Проверка знаний ПДД. Тест по ПДД.

1

1

7.

Настольные игры по ПДД.

1

1

8.

Основные понятия и термины ПДД.

1

1

9.

Участники дорожного движения.

1

1

10.

Пешеходные переходы, знаки.

1

1

11.

Предупредительные сигналы.

1

1

12.

Значение предупредительных сигналов.

1

1

13.

Подача звуковых сигналов.

1

1

14.

Движение учащихся группами.

1

1

15.

Порядок движения учащихся в колонне.

1

1

16.

Правила посадки учащихся в общественный транспорт.

1

1

17.

Перевозка людей.

1

1

18.

Особенности перевозки людей.

1

1

19.

Меры предосторожности при перевозке людей.

1

1

20.

Правила перевозки и высадки.

1

1

21.

Особенности перевозки на грузовых автомобилях.

1

1

22.

Нерегулируемые перекрестки.

1

1

23.

Понятия «равнозначные» и «неравнозначные» дороги.

1

1

24.

Оборудование автомобилей специальными приборами.

1

1

25.

Специальные автомобили.

1

1

26.

Транспортные средства.

1

1

27.

Труд водителя.

1

1

28.

Разбор дорожных ситуаций.

1

1

29.

Настольные игры по ПДД.

1

1

30.

Дорожные знаки.

1

1

31.

Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.

1

1

32.

Ты – велосипедист.

1

1

33.

Сигналы велосипедиста.

1

1

34.

Тест по ПДД.

1

1

35.

Игра – соревнование по ПДД.

1

1

Итого:

29

6

35

Учебно – тематический план

5 год обучения

№п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Путешествие в историю ПДД.

1

1

2.

Дорога, что ты расскажешь о себе?

1

1

3.

Виды перекрестков.

1

1

4.

Практическое занятие. Выход на улицы города.

1

1

5.

Дорожно-транспортные происшествия.

1

1

6.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

1

7.

Создание буклета «Будь внимательным и осторожным»

1

1

8.

Государственные службы безопасности и спасения.

1

1

9.

Практическое занятие. Наблюдение за работой ГИБДД на улицах города.

1

1

10.

Каким был первый транспорт.

1

1

11.

Современные транспортные средства – источник повышенной опасности.

1

1

12.

Дорога – зона повышенной опасности.

1

1

13.

Виды транспорта.

1

1

14.

Правила поведения в транспорте.

1

1

15.

Игра «Я – пассажир».

1

1

16.

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

1

1

17.

История возникновения дорожных знаков.

1

1

18.

Группы дорожных знаков. Конкурс рисунков.

1

1

19.

Игра «Угадай, какой знак».

1

1

20.

Тест «Знатоки дорожных знаков».

1

1

21.

История возникновения светофора.

1

1

22.

Виды светофоров.

1

1

23.

Сказки о Светофоре Светофорыче.

1

1

24.

Тест «Знание видов светофоров и их сигналов».

1

1

25.

История появления велосипеда.

1

1

26.

Правила движения на велосипеде.

1

1

27.

Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!»

1

1

28.

Правила дорожного движения велосипедиста, роллера, скейтбордиста.

1

1

29.

Тест «Знание правил движения на велосипеде»

1

1

30.

Практическое занятие «Я – велосипедист»

1

1

31.

Дорожный этикет.

1

1

32.

Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности.

1

1

33.

Опасность на дороге. Как ее избежать.

1

1

34.

Тест по правилам дорожного движения.

1

1

35.

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»

1

1

Итого:

21

14

35

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

• Экран  и проектор

• Ноутбук

• Обучающий игровой комплекс «Букварь пешехода»

• Дидактическая игра «Дорожные знаки»

• Игры настольные

• Дидактический набор «Дорожная безопасность»

• Доступ к сети Интернет

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ "

Программа создана для 2 класса. Курс нацелен на формирование нравственных представлений у детей об их поведении и поступках, а также на представления, связанные с определенными нравственными понятиями...

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Азбука здоровья» нацелен на...

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни ...

Программа внеурочной деятельности "Азбука общения"для начальной школы

Данна программа рассчитана на учащихся начальной школы, на 38 часов и способствует совершенствованию  адекватного коммуникативного поведения....

Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 2 класс

Программа создана для 2 класса.Цель программы: формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненн...

Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"

Это программа по математике для 3 класса по ОС "Шкла 2100"...