Работа с родителями. Родительское собрание "Доброта начинается с детства"
материал

 Кислицина Анна Васильевна

Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.   Сегодня многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать хорошие поступки, научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом.  Ведь доброта начинается с детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Летка

Родительское собрание

«Доброта начинается с детства»

                                                                               

Составитель: Кислицина А. В.

учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка

  1. Актуальность. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.   Сегодня многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать хорошие поступки, научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом.  Ведь доброта начинается с детства.
  2. Цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты.

Задачи:

  • Согласование действия учителя и родителей в совместном процессе нравственного воспитания школьников.
  • Повышение ответственности родителей за воспитание у детей таких нравственных качеств, как сочувствие, доброта, готовность прийти на помощь.
  • Развивать доброжелательные отношения между родителями, воспитывать чувство любви и уважения к своему ребенку.
  1. Ожидаемый результат:
  • Совместные действия родителей и учителя в процессе нравственного воспитания учащихся.
  • Понимание родителями ответственности за воспитание детей.
  1. План мероприятия:
  1. Вступительное слово.
  2. Ознакомление с результатами анкетирования..
  3. Педагогический всеобуч.
  4. Еще раз о предмете «Основы православной культуры».
  5. Педагогический практикум.
  6. Подведение итогов собрания.

  1. Ход собрания

I. Вступительное слово.

  - Добрый вечер, уважаемые мамы и папы. Наше родительское собрание я хотела бы начать со слов Сергея Михалкова «...Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества».  

  -  Доброта... Что означает это слово? Как вы понимаете значение слова «Доброта?» (высказывания  родителей).

- Заглянем в словари. В словаре С. Ожегова об этом написано следующее: "Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".  

"Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им". Такое определение дано в словаре Д.В. Дмитриева.

-  Знаменитый В. А. Сухомлинский говорил «Добрый человек не сваливается  с неба. Его надо воспитывать».  

II. Ознакомление с результатами анкетирования.

В нашем классе  была проведена анкета для родителей и анкета для детей. ….

Меня порадовало, что многие из родителей хотят видеть наших детей добрыми.    В наше время доброта не утратила свою нравственную силу. Современному человеку нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность.  Конечно, никто не хочет вырастить беспринципного, мягкотелого, слабодушного человека. Этакого добрячка, всему и всегда улыбающегося. Добренького, дрябленького умом и душой человека. Такой человек всем антипатичен, вызывает раздражение, у людей возникает пренебрежительное к нему отношение. Нет, мы не хотим, чтобы наши дети, наши ученики выросли добренькими. Значит ли это, что мы должны воспитывать у них «бойцовские качества»? Чтобы они умели все перенести и, грубее говоря, дать сдачу?

Как сделать так чтобы доброта встала в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость, чтобы наши ученики не стеснялись своей доброты? Как убедить отдельных родителей, особенно пап, которые утверждают обратное: пусть лучше у наших детей будут твердая рука и крепкий лоб, а не мягкое сердце!

III. Педагогический всеобуч.

В своей работе я использую специальные задания и упражнения, чтобы донести до своих воспитанников, что без доброты – подлинной теплоты сердца, которую один человек отдает другому, - невозможна душевная красота.   При подборе заданий часто обращаюсь к   художественной литературе.  Вот   несколько заданий, которые можно использовать в работе со своими детьми.

  1. Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после  дождя земля долго не просыхает. Трава вся в  брызгах, края  канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит  канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя  подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.

- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вот сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в  глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.

- Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его  любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из неё птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток и сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

Вопросы и задания:  

  1. Внимательно прочитайте (прослушайте) рассказ В. Донниковой «Канавка». Какие чувства у вас возникают?
  2. Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку?
  3. Важно ли  было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?
  4. На какие размышления наводит вас этот рассказ?
  5. Найдите в рассказе предложение, в котором автор высказывает главную мысль, или попытайтесь сами ее сформулировать.
  1. Грядки я вскопал соседке

И засеял семена.

– Люди добрые так редки! –

Тихо молвила она.

Похвалою окрыленный

Я подмел тогда ей двор,

И покрасил в цвет зеленый

Покосившийся забор.

Починил в саду беседку,

И в восторге, не шутя,

Громко вскрикнула соседка:

- Ангел ты, а не дитя!

Мне хвалиться не пристало,

Сделал я ей все, что мог,

И она в слезах сказала:

-Таковых приемлет Бог!

Вопросы и задания:  

  1. Внимательно прочитайте (прослушайте) стихотворение.  Какие чувства у вас возникают?
  2. Как вы думаете, зачем все это делал мальчик?
  3. Мальчик любил свою соседку или  помогал ей по другой причине?
  4. В сердце мальчика  живет доброта?

  1. Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Один-одинешенек!

Вопросы и задания:  

  1. Внимательно прочитайте (прослушайте) рассказ Е. Пермяка  «Самое страшное». Какие чувства у вас возникают?
  2. Был ли Вова храбрым, смелым мальчиком?
  3. Почему Вова остался один на свете?
  4. Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка, не убегали животные?
  5. Подберите варианты заглавия к данному рассказу.

  1. Легко ли быть добрым? Порассуждайте.
  2. Соберите русские пословицы и поговорки о добре и доброте. Умейте объяснить их смысл.
  3. Проанализируйте жизнь нашего класса за последнее время и подумайте, какие в нем произошли изменения. Что можете пожелать своему классу на будущее?
  4. Нарисуйте «доброту»

 IV. Еще раз о предмете «Основы православной культуры»

- Новый для нас в этом учебном году предмет «Основы православной культуры» также учит доброте. Вы уже заметили, что в учебнике речь идет о первичных вещах, представлениях — о том, кто ты такой, как ты живешь? Как мыслишь? Зачем творить добро?

Да, подобные вопросы серьезны и сложны! Но сегодня детям как раз не хватает разговора о главном. Все уроки предполагают диалог учителя и ученика. Ученику надо учиться размышлять, сопоставлять, искать ответы, делать свой выбор — таким образом, выстраивается система духовно-нравственных знаний. Получив все  эти умения, ребенок приобретает знания, помогающие ему ориентироваться в жизни. Подумайте, как это важно для него в наше время!

  Уроки «Основы православной культуры» – уроки откровения, сопереживания, ведь на них мы читаем  много притч,  рассказов,  стихотворений,  библиографических  и исторических очерков, смотрим презентации, фрагменты фильмов.  

 Вести разговор о добре, любви помогает мне  книга Б.  А. Ганаго «Навстречу детским сердцам». Это живые беседы, рассказы, совместные открытия для детей, учителя и родителей.

  1. Педагогический практикум

- Предлагаю поработать в группах, разобрать несколько ситуаций и поразмышлять на тему добра и зла.  

  1. Мать читает «Муху - Цокотуху» Корнея Чуковского – первокласснице Анюте и ее брату Алеше, ученику второго класса. Анюте жаль бедную Муху, которая бьется в сетях злого Паука. Слезинки дрожат в глазенках девочки.

–Не плачь, Аленка! – успокаивает ее Алешка. – Муха болезни разносит!

  • Стоит ли жалеть эту муху, если она, как утверждает Алеша (и мы, взрослые, это прекрасно  знаем), «болезни разносит»?
  1. Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали. Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребающую сено.

– Не успеет от дождя убрать все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.

Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности отец ответил:

–У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в беде.

  • Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым, нуждающимся?
  1.  В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а кота Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.

- Так что же ты плачешь? У тебя будет красивая собака и птицы.

- Я их не хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.

  • О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка?
  • В чем не права мать?
  • Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?
  • Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать?  Почему?

  1. Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.

- Ты куда? – спросила девочка.

- В больницу, навестить Марину.

Дочь тоже оделась и пошла за матерью.

Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.

-А если дождь будет?- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.

  • Дала ли урок доброты мать своей дочери?
  • Как она это сделала?
  • Почему дочь прижалась к руке матери?
  • Захочется ли Наташе снова принести радость другому?
  1.  Ребята играли в войну. Старший был «фашистом», а мальчик, ученик первого класса, - «партизаном». Старший затащил его на чердак дома, скрутил руки проволокой и бил по голове кирпичом до тех пор, пока «партизан» не перестал дышать. После этого тщательно вычистил курточку, вымыл руки и несколько дней, пока продолжались поиски мальчика, спокойно жил, ходил в школу, играл во дворе. Он довольно подробно и без особого волнения отвечал на вопросы следователя, рассказывал о том, как и во что они играли страшным трагическим  концом.

(Из журнала «Семья и школа»)

  • Как, каким путем школьник пришел к этому преступлению?

- Очень трудно говорить, комментировать этот случай. Но он заставляет нас задуматься, нужна ли доброта нашим детям.

 

Одним словом, наша с вами задача – разговорить  детей, растревожить, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор; обогатить лексикон младших учащихся новыми словами и понятиями о добре и доброте, расширить представления детей об эти словах, закрепить практические и поведенческие умения и навыки.

  1. Подведение итогов собрания.

Мы много сегодня говорили и размышляли о воспитании доброты в детях. И мне хотелось бы Вам предложить опыт психолога А.Толстых, который сформулировал советы разумному воспитателю.

Советы родителям.

1.    Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2.     Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3.     Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4.     Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельный поступки – не одно и то же.

5.     Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

6.     Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

- И сейчас, уважаемые родители, я предлагаю продолжить фразу:

«Сегодня я понял(а)…» (каждый родитель комментирует свой ответ)

-Закончить нашу встречу хотелось бы замечательным стихотворением К. Кулиева «На мир смотрите добрыми глазами»

На мир смотрите добрыми глазами,

Чтоб добрым было слово, добрым труд,

Пусть дураки сочтут вас дураками,

Злодеи малодушными сочтут.

Нам, людям, лишь добро приносит счастье.

Оно в конце сильнее зла всегда,

Погибает в яме волк с кровавой пастью,

Пожар погасят ветер и вода.

Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,

Пусть в жизни сам злодей не знает зла,

Добро вовеки будет Богом нашим,

Ему – молитва наша и хвала.

 (А. Кулиев)

Используемая литература:

  1. Ганаго Б. А. «Навстречу детским сердцам» – Минск, ПРУП «Минская фабрика цветной печати», 2010.
  2. Купров В.  Доброта начинается с детства. // Начальная школа №8, 2000.

     3. http://k-kuliev.ru/poem/sobr2/1093-2011-12-13-08-40-27.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Родительское собрание (семейный совет) "Ребёнок и школа"

Что делать, если ребёнок идёт в школу без желания? Выход есть!Надо об`единиться семье и школе. А для начала провести семейный совет.Цель: активизировать взаимодействие семьи и школы;Задачи: Опр...

Биография начинается с детства. Эссе.

Эссе. Размышления на тему "Кем быть? Каким быть?""...

Родительское собрание "Доброта начинается с детства"

Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты и побудить их к этому...

Работа с родителями. Родительские собрания, консультации.

Тематические собрания, консультации....

Работа с родителями. Родительские собрания.

В статье описываются современные формы ведения родительского собрания в школее, в соответствии с требованиями ФГОС....

Работа с родителями. Родительские собрания

Проведение родительских собраний по темам: «Особенности адаптационного периода в 1 классе. Меры родительской помощи», «Знакомство с результатами адаптационного периода в 1 классе. Ре...