Главные вкладки

    Родительское собрание "Доброта начинается с детства"
    методическая разработка по теме

    Федотова Наталья Васильевна

    Конспект собрания

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rod_sobr_dobrota.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    Тема: «Доброта начинается    с детства»

    Цель : показать родителям необходимость целенаправленного

                воспитания у детей доброты, побудить их к этому.

    Предварительная работа :

    1.  Провести анкетирование среди детей и родителей на тему :

    «Каким человеком тебе хочется стать?»

    «Какими вы хотели бы видеть своих детей ?»

    1. Приготовить педагогические ситуации для коллективного разрешения

    Учитель:  Открыть  собрание  я хочу словами С.Михалкова :

       ….Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра.

          Взойдёт он лишь через   годы,  и тогда будет видно, взошёл ли посев добра

          или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь

          и стал членом общества.

    Знаменитый В.А. Сухомлинский говорил:

       ….Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.

    Он с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством.

    Анализируя ваши анкеты и анкеты ваших детей выяснилось, что дети хотели бы быть:

    Сильными, храбрыми, мужественными, умными, находчивыми, бесстрашными, смелыми, красивыми, счастливыми и т.д. И почти никто не ответил : добрыми.

     - Почему ?

       Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу ? Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность ?  Или  в стремительном  темпе 21 века ценятся только « бойцовские качества» человека ?  

      Наверное, тут что-то не так, вернее не совсем тек. Хочется верить. что родители, которые не выразили желания видеть своих детей добрыми, просто перепутали понятия «добрый» и «добренький».

       Конечно никто не хочет вырастить беспринципного, мягкотелого, слабодушного человека. Этакого добрячка, всему и всегда улыбающегося.  Добренького, дрябленького умом и душой человека. Такой человек всем антипатичен, вызывает раздражение, у людей возникает пренебрежительное к нему отношение. Нет, мы не хотим, чтобы наши дети, наши ученики выросли добренькими. Значит ли это, что мы должны воспитывать у них «бойцовские качества»  ? Чтобы они  умели  все перенести и, грубее говоря, дать сдачу ?

         Как сделать чтобы доброта встала в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость, чтобы наши ученики не стеснялись своей доброты ? Как убедить отдельных родителей, особенно пап, которые утверждают обратное:  пусть лучше у наших детей будут твердая рука и крепкий лоб, а не мягкое сердце ?!

      Нужно всегда помнить слова Монтена :

          …..Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

    Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – доброта.

    Итак, разговор сегодня пойдет о доброте.

    1. Обсуждение в группах : « Что такое доброта?.

    (Высказывания родителей).

    Вот  как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С.И.Ожегова :

    …..Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

    Совсем недавно на эту тему был проведён классный час с детьми. Они правильно понимают, что такое доброта, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми.

    И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать бодрые поступки. И главным звеном в этом воспитании служит личный пример.

     

    1. Обсуждение понятий «добрый» и «добренький».

    ( Высказывания родителей).

     …..Что такое добро ? И что такое быть добрым ? Французский писатель Камю писал, что один человек на дверях своего дома повесил плакат:

     « Кто бы ты ни был – добро пожаловать!»

    Фашисты пришли и убили его. Так что евангельское понимание добра нам не подходит : оно полностью развязывает руки злу. А истинное добро состоит как раз в искоренении зла. Ведь чем больше человек любит добро, тем больше он ненавидит зло. Это значит, что нужно воспитывать в ребёнке не доброту всепрощения, а доброту, связанную с неприятием зла, а в более зрелом возрасте – с активной борьбой со злом. Януш Корчак писал :

    ….Мы обязаны учить ребёнка не только любить, но и ненавидеть…..не только подчиняться, но и бунтовать.

    - Согласны ли вы с утверждением Януша Корчака ?

      (Обсуждение).

     Чтобы ответить на часто задаваемый : « Как стать добрее?» - важно запомнить классический пример : человек выходит из метро и придерживает за собой дверь, идущий сзади поступает так же, словно передовая эстафету, а если человек не придерживает за собой дверь, то сзади идущий так же поступает…Своеобразная цепная реакция. Люди порой не знают, как стать добрее.  Личностный пример важнее всех статей и телепередач, потому что движение» Милосердие» никакой демагогии, красивых выступлений, разглагольствований не терпит. Критерий настоящего милосердия – только личная помощь, трудная, часто неблагодарная, но отвечающая потребностям человеческой души.

    1. Обсуждение высказывания « Добро должно быть с кулаками».

    ( Обсуждение).

    Вывод:  Другими словами , это можно выразить так : «Добро должно быть деятельным, сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

     « Сильные – всегда добрые» - утверждал  М.Горький.

    1. Обсуждение пословицы : «За добро добром платят».

    (Обсуждение).

    Вывод :  Действительно, за добро, которое делали, хочется платить тем же.

       В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети : эгоистичные, избалованные, себялюбивые, открытые, простые, любящие всё живое и т. д.

         Ребёнок – как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу. И это добро обязательно должно исходить от членов семьи и всех окружающих.

      Психологи отметили: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Последний « ломается», впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чем утешение. Добрый же, когда его постигает несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей,  во всем прекрасном и светлом, в любимых друзьях и любимом труде. Черствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей.  Доброе же сердце – магнит. Добрый человек всегда окружен искренними людьми, а  это благо, не сравнимое ни с каким материальным. Как известно, искреннюю любовь и дружбу невозможно купить ни за какие деньги.

                                           Доброта бывает 3 видов :

    ПАССИВНАЯ

    АКТИВНАЯ

    БОРЮЩАЯСЯ

      Человек не ударит слабого, не оборвет робкого, не заденет самолюбия, легкоранимого. Но пройдет мимо зла.

       Добрые чувства не разрешают человеку делать зло, но и заставляют его совершать добрые дела.

     Это самая высокая ступень, самое прекрасное, самое бескорыстное и благородное проявление. Эта доброта выбирает себе хозяина среди людей с чувством собственного достоинства. Ибо только уважающий себя и ощущающий поэтому себя сильным может по-настоящему почувствовать несправедливость, зло, унижение одного человека другим.

    - Согласны вы с делением доброты на три вида ?

       (Обсуждение).

    1. Решение педагогических ситуаций.

    1.)     «….Моя дочь ходит в музыкальную школу и на фигурное катание. Дома я её

           избавляю  от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге,

           объяснить ей задание»

      - Ваше мнение? ( Обсуждение).

    Вывод : Отучив дочь заботиться о других, мать отучит её заботиться  и о собственной матери.

    2.)  «…На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил  

         девочку по голове портфелем.

       - Ты что делаешь ? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у портфеля  

        совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?

       - Разве можно так мальчик ? – со всех сторон послышалось.

         - А пусть не плюется на переменах ! – с искренней убедительностью в правоте

         содеянного ответил тот.

        - Видите ? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.

       - Он защищался !

        - Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет. Но портфель  

          тоже надо беречь, ведь год только начался.»

    - Как поступили бы вы ? ( Обсуждение ).

           3.)  «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.

    - Так что же ты плачешь ? У тебя будет красивая собака и птицы.

    - Я их не  хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.

    -О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка ?

    - В чем не права мать ?

     - Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?

    - Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?

           4.)«….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали.  Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.

       – Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.

                  Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности

                Отец ответил : « У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в

              беде».

    - Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым,

      нуждающимся ?

        5). «…Как то в морозный вечер пришлось долго ждать автобус. На остановке мерзла мать с двумя детьми – 4-летним мальчиком и 5-летней девочкой. Девочка с гораздо большим мужеством переносила холод. Хныкал и плакал мальчик. В руках у девочки была кукла, у мальчика – пистолет. Когда девочка начинала хныкать, мать говорила ей: «Смотри, как замерзла твоя Катя, закутай её получше». Девочка спасала от мороза куклу и забывала о себе. Предложение пострелять никак не могло отвлечь мальчика от собственных ощущений».

    -Можно ли применить утверждение В.А.Сухомлинского «..Добрый человек не сваливается с неба. Его надо воспитывать» к данной ситуации?

       6.)  «…Ребята играли в войну. Старший брат был «фашистом», а мальчик, ученик 1 класса, - «партизаном». Старший затащил его на чердак дома, скрутил руки проволокой и   бил по голове кирпичом до тех пор, пока «партизан» не перестал дышать. После этого тщательно вычистил курточку, вымыл руки и несколько дней, пока продолжались поиски мальчика, спокойно жил, ходил в школу, играл во дворе. Он довольно подробно и без особого волнения отвечал на вопросы следователя».

    -Как, каким путем школьник пришел к этому преступлению?

         7). « ….Шум и крики ребят во дворе заставил выглянуть в окно : мужчина держал на привязи лисенка. Он рвался с верёвки, бросался в стороны. Вскоре все увидели лисёнка на балконе второго этажа. Ему сделали будку и он стал там жить. К осени лисёнок превратился в пушистого, красивого зверька.  Мальчишки охотно объясняли : это растёт воротник для Бориной мамы. А Боря,  видя обращенное на него внимание, улыбался и подтверждал слова товарищей. В его сердце не осталось места для благородного порыва, как освободить зверя.  Вместе с отцом он будет хвастаться, что поймал лисенка, сам его вырастил, сам убил и сделал воротник.

    - Ваше отношение к мальчику и отцу ?

    - В чем виноват отец ?

    - Как помочь Боре и что бы вы посоветовали отцу?

       8.) «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.

    -«Ты куда ? – спросила девочка.

    - «В больницу,  навестить Марину.»

    Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.

    - «А если дождь будет ?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.

    - Дала ли урок доброты  мать своей дочери ? Как она это сделала ?

    - почему дочь прижалась к руке матери ?

    - Захочется  ли Наташе снова принести радость другому

    Итог : Если мы будем внимательны к людям, с  которыми вступаем  во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких, - это и будет проявлением доброты. Любой человек раним любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что, ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.

            Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором  мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше получим , чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку…..

       Научиться по-настоящему быть добрым – трудно. Путь к Доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и подъёмы: чередование зла и добра. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих свершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

             Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости. Желая им добра, не убоимся того, что преодоление зла или даже просто инерции во имя общего блага требует усилий и трудностей,  то есть не сулит «лёгкой» жизни, если понимать под «лёгкостью» отсутствие усилий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Биография начинается с детства. Эссе.

    Эссе. Размышления на тему "Кем быть? Каким быть?""...

    Все начинается с детства

    Презентация о жизни и творчестве А.П. Чехова для младщих школьников...

    Родительское собрание "Доброта начинается с детства"

    Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты и побудить их к этому...

    Здоровье начинается с детства

    Данна публикация рассказывает о  апробации здорорвьесберегающих технологий в начальной школе....

    Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова (к 100-летию со дня рождения) «Все начинается с детства»

    сформировать интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений С.В.Михалкова...

    Все начинается с детства…

    статья о воспитании...

    Всё начинается с детства

    ПРичины , по которым я выбрала профессию учителя...