Здоровье начинается с детства
проект по зож по теме

Михеева Мария Андреевна

Данна публикация рассказывает о  апробации здорорвьесберегающих технологий в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagigocheskiy_proekt.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №123 г.о. Самара

Педагогический проект на тему

«Здоровье начинается с детства»

                                                                            Выполнила

                                                                            учитель начальных классов

                                                                            МБОУ СОШ №123 г.о. Самара

                                                                            Михеева Мария Андреевна

   

Самара 2013

      Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Основы формирования культуры здорового и безопасного образа

 жизни  …………………………………………………………………....................6                  

2. Здоровьесберегающее  пространство  в начальной школе как условие качества обучения и методические формы, способствующие здоровьесбережению……………………………………………………………….9

3. Апробация разработанной программы «Здоровье начинается с детства» …11 

4. Формы проведения оздоровительных мероприятий…………………………..14

Заключение…………………………………………………………………………20

Список используемых источников……………………………………………….21

        Введение

        Учебный день школьника насыщен значительными  умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Только разнообразная и интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.

         Возникает закономерный вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы он не причинил вреда здоровью ребёнка,  сформировал интерес к содержанию школьной жизни?

          Несмотря на имеющуюся нормативную базу, в российском образовании пока не сложилась стройная система воспитания здорового ребёнка. Существует множество организационных, методических, материально-технических, кадровых и других препятствий для эффективного проведения данной работы в школе.

         В одной из задач программы по ФГОС второго поколения прописано: расширить комплекс мер по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.  [6]

          Актуальность проблемы  заключается в повышении эффективности обучения, т.к. оно является  ключевой деятельностью любого образовательного учреждения. Непрерывное повышение требований к обучающимся постоянно актуализирует  проблему оценки эффективности образования и развития человека.

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Знания здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Учитель, использующий  эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках. У детей развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений.

               Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

       Объект исследования: формирование здорового образа жизни.

       Предмет: методы и формы формирования здорового образа жизни на основе применения программы «Здоровье начинается с детства».
     
Цель работы:  проектирование здоровьесберегающих технологий в начальной школе и их внедрение в учебный и воспитательный процесс.

Задачи:

  • ознакомиться с нормативно-правовым обеспечением учебного процесса в рамках программы ФГОС, изучить литературу по теме здоворьесбережения;
  • найти формы и методы работы, которые позволят сохранить и улучшить здоровье детей;
  • апробировать разработанную программу для начальных классов «Здоровье начинается с детства» в рамках школы.

   Участники проекта:

 1. Учащиеся 1-4 классов.

2. Учителя, работающие в этих классах.

3. Педагог-психолог.

4. Логопед.

5. Медицинский работник.

6. Родители

  Ожидаемые результаты проекта:

1. Мотивация обучающихся на ЗОЖ.

2. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников

3. Повышения уровня информированности учащихся и родителей о ЗОЖ.

  Показатели результативности проекта:

  1. Увеличение числа детей, занятых в спортивных секциях.
  2. Снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний.
  3. Отсутствие увеличения количества детей с нарушениями осанки.
  4. Сформированность у учащихся и их родителей необходимого уровня  грамотности по вопросам ЗОЖ (по результатам тестирования).

         1. Основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни                       Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением ФГОС — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [6 ]

       Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

•неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

•факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях;

•особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.

       Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

      Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

       При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития,

исходя из того, что формирование здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы. [2]

    Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей деятельности по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

  Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.

Первый этап — анализ состояния и планирование работы по организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; организации просветительской работы с учащимися и родителями; выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап — организация работы  по данному направлению: внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; проведение дней здоровья, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.

     Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями — и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.


2. Здоровьесберегающее пространство в начальной школе как условие качества обучения и методические формы, способствующие здоровьесбережению.

       Одной из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день является «Здоровьесбережение». Это широкое понятие связано с  необходимостью беречь и сохранять  здоровье современных школьников  и учителей  во всём его комплексном проявлении – здоровье души и тела.

Учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. [9]

       Работа по формированию здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:

•интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

•проведение часов здоровья;

•факультативные занятия;

•занятия в кружках;

•проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

•организацию дней здоровья.

Существует множество методических приёмов, способствующих здоровьесбережению, но педагоги продолжают искать новые способы, как увлечь работой по формированию здорового образа жизни, по сохранению и укреплению здоровья.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в современной образовательной школе является урок. Именно на уроке необходимо соблюдать следующие формы:

  • санитарно-гигиенические условия (проветривание, чистота, освещённость);
  • позитивный настрой детей на предстоящую работу, психологическая атмосфера урока, стиль общения учителя;
  • правильный выбор темпа и ритма урока (чередование напряжения и отдыха);
  • соблюдение норм непрерывного письма, чтения, объёма диктантов, норма работы с компьютером;
  • смена видов деятельности на уроке;
  • формирование положительной мотивации к учебной деятельности и стимулирование познавательного процесса;
  • создание условий для творчества в учебной деятельности;
  • включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы;
  • дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся;
  • снятие напряжений от статической позы, профилактика нарушений осанки и зрения. [7]

На основании собственного опыта изучения данной проблемы я пришла к выводу о необходимости систематизации здоровьесберегающих технологий, используемых в обучении. Данная систематизация - это многокомпонентное понятие, включающее, как минимум, три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические технологии.

 Тем не менее, данная работа должна выстраиваться в тесном сотрудничестве –   учитель – медработник – педагог-психолог – логопед – родители.

       3. Апробация разработанной программы «Здоровье начинается с детства»       В 2008-2009 учебном году  классными руководителями совместно с медработником школы и школьным психологом была проведена диагностика показателей здоровья детей, поступивших в 1 класс. В ходе  исследования были изучены медицинские карты 50 первоклассников. Получены следующие данные. (табл.1)

Таблица 1                    

Проблема

1 «а»

1 «б»

Нарушение осанки

36%

32%

Ослабленное зрение

12%

22%

Хронические заболевания

20%

12%

Дефекты речи

58%

52%

3 группа здоровья

12%

16%

Здоровые дети

28%

36%

       Таким образом, выясняется, что, не будучи еще школьниками, они уже имеют серьезные проблемы, которые могут в дальнейшем усугубиться и стать причинами,  вызывающими трудности в обучении.

      На основании проведенных исследований было решено разработать программу для младших школьников «Здоровье начинается с детства», мероприятия которой направлены на укрепление здоровья и активизацию самого субъекта воспитания – ребёнка. Данная программа была начата в 2008-2009 учебном году.

 В рамках    программы  на каждой 20-й минуте урока учитель обязан провести дыхательную гимнастику, чередуя ее с  массажем стоп, либо с упражнениями для глаз, применяя  офтальмотренажёры.  В периоды  обострения острых вирусных и распираторных заболеваний рекомендуется проводить гимнастику с аромолампой.  Для массажа  стоп и профилактики плоскостопия изготавливаются специальные фактурные коврики, при выполнении упражнений  на которых идет  воздействие на активные точки стопы. Для тренировки глазных мышц используются разнообразные зрительные тренажёры, а также специально разработанный комплекс упражнений. Особое внимание  уделяется релаксации. Для эмоциональной разгрузки, снятия ажитации учащимся предлагается слушать успокаивающие и нежные произведения композиторов-классиков -  П. Чайковского, Ф. Шопена, Э. Грига,  В.-А. Моцарта и др.)

     Педагог всегда должен помнить о необходимости проведения во время уроков когнитивных и креативных физкультминуток, динамических пауз и подвижных игр на переменах, которые не только способствуют оздоровлению организма, но и формируют мотивацию к изучаемым предметам. (см. Приложение).

    После апробации программы на учащихся данной параллели в течение трех с половиной лет повторное исследование показало следующие результаты.

( табл.2)

Таблица 2

Проблема

4 «а»

4 «б»

Нарушение осанки

32%

20%

Ослабленное зрение

8%

12%

Хронические заболевания

16%

10%

Дефекты речи

36%

36%

3 группа здоровья

4%

6%

Здоровые дети

36%

48%

  Также в ходе исследования детям было предложено заполнить анкету, выявляющую уровень сформированности культуры здорового образа жизни.

Были опрошены 46 учащихся. Получены следующие данные:

  • 3 учащихся предъявляют жалобы на здоровье, которые проявляются в частых головных болях, болях в спине, висках, усталостью глаз;
  • на вопрос о состоянии осанки учащихся мы получили следующие результаты: за письменным столом или партой всегда стараются сидеть правильно 34 человека, «иногда» -  8 человек, остальные не следят за своей осанкой;
  • ни один ребенок не старается избежать уроков физкультуры;
  • снизилось количество детей с нарушениями остроты зрения;
  • 5  учащихся, к сожалению, начинают утро с просмотра телепередач.
  •  о пользе правильного питания осведомлены все опрошенные и согласны с тем, что полные люди чаще болеют;
  •  руки моют регулярно 40 детей;
  •  чистят зубы 2 раза в день 32 ребенка.

 Результаты анкетирования свидетельствуют о повышении уровня грамотности в вопросах о сохранности личного здоровья. Учащиеся больше стали задумываться, какой образ жизни они ведут,  имеют мотивацию на его улучшение.

     Сейчас я работаю в первом классе. В сентябре в тесном сотрудничестве с медсестрой школы, школьным психологом и инспектором по ПДД был составлен план мероприятий по здоровому образу жизни класса.

     При анкетировании родителей выяснилось, что 16% родителей не задумывались о том, что ребенку нужно соблюдать режим дня. Многие родители разрешают первоклассникам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры более 5 часов в день. Решено было провести классный час и родительское собрание на тему «Режим дня школьника». Но все же, многие родители заботятся о здоровье своих детей и семьями посещают бассейн, каток.

 


Формы проведения оздоровительных мероприятий

Оздоровительные. К ним относятся:

Общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц).

Подвижные игры. Их использование зависит от специфики урока, а также от площади классной комнаты. Обычно подвижные игры используют,  когда на уроке присутствует подгруппа учащихся.

Во время физкультурных пауз и динамических перемен целесообразно использовать игры большой подвижности, но обязательно знакомые учащимся.

Гимнастика для глаз. Это специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз интервалом в 30сек.
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  • Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
  • Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть из на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
  • Встать, посмотреть прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку. Повторить 6-8 раз
  • Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми  движениями пальца в течение 1 мин.
  • Сесть, голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа  налево и обратно. Повторит 10-12 раз.
  • Круговые движения глазами в одном и  обратном направлениях. Повторить6-8 раз.
  • Графические тренажеры.

Физкультурно-спортивные. 

Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и т.д.)

Двигательно-речевые.

Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии  с текстом движения. Подготовка двигательно0речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интересам учащихся к изучению того или иного предмета, например, географии (окружающего мира):

Мы отправились в поход

Посмотреть, кто как живет.

На пути у нас овраг –

Перепрыгнули вот так (прыжок)

Переплыли Ниагару,

Посмотрели на Сахару.

И пришли мы вновь домой .

Вот такой наш шар земной.

Целенаправленное использование физминуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету.

Когнитивныве (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:

Дидактические игры с движением. Например, на уроках природоведения при изучении темы « Растительный мир» можно использовать игры «Найди дерево по описанию», «Вершки и корешки» (с использованием наглядности) , «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем».

Развивающие игры. Например, «Испорченный телефон», « Запомни движение и повтори» (ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения в обратной последовательности.

Креативные (творческие) физкультурные минутки

Гимнастика для ума.

Учащиеся придумывают необычные действия с физкультурным инвентарем. Например, мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; фантазируют, на что похожи кегля, скакалка и т.д.

Оригинальные движения (придумывание названия выполняемых движений).

Учащиеся придумывают различные композиции. Например, два мальчика, скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса в карете, девочка на качелях и т.д.

Сюжетно-ролевые игры  (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях).

Использование карточек. Предлагаются карточки с изображением учащихся и животных, выполняющих образные физические упражнения (например, «Летящая птица», «Разминка балерины»). Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.

Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов). Задача – показать эмоциональное состояние персонажа.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

           Физкультминутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3минуты) для проведения физических упражнений , связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление работоспособности, профилактика нарушенной осанки.

Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8- 20-й минуте). Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади.

Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Гигиенические требования к физкультурным паузам: проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на улице, следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки, не допускать переутомления. Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование  и пособие.

Выполнять упражнения учащиеся могут самостоятельно (индивидуально), группами (фронтально). Длительность – 5-8 минут.

Самостоятельный способ выполнения физических упражнений преследует цель научить учащихся целесообразно использовать время между занятиями в активном движении.

Групповой (фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр, которые служат средством эмоциональной нервной разрядки, а сочетающийся с игрой комплекс общеразвивающих упражнений является организующим элементом.

Динамические  перемены – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после второго урока. Длительность динамической паузы – 35 минут.

  1. Подготовка организма к длительной деятельности. Построение, ходьба, бег, общеразвивающие  упражнения в игровой форме.
  2. Подвижные игры, спортивные игры и упражнения, самостоятельная игровая деятельность. Длительность – 22-25 минут.
  3. Посторенние, спокойная ходьба, упражнения на внимание, подведение итогов. Длительность – 4- 6 минут.

  Заключение

         Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.

        Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Поэтому цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.

         Использование здоровьесберегающих программ в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.

         Конечно, нам предстоит выполнить намного больше сделанного. Но зримые результаты индивидуального подхода к ученикам мы видим уже сейчас. Считаем, что работа по реализации здоровьесберегающих технологий  в нашей школе проходит успешно и может быть рекомендована к внедрению в других ОУ.

Список используемой литературы

  1. Баль Л.В, Барканов С.В., Горбатенко С.А. Педагогу о здоровом образе жизни детей: книга для учителя . - М.: Просвещение, 2005
  2.  Все о младшем школьнике. / под ред. Н.Ф. Виноградовой: книга для родителей . – М.: Вентана – Граф, 2005 . -  400с.
  3.  Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М:, Медицина, 1998.
  4. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы.М.,2004.
  5. ОбуховаЛ.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: Вако,2004.- 240с.
  6. Примерная  основная образовательная программа образовательного учреждления. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. –2-е изд.,- переработанное – М.: Просвещение,2010.- 204 с. – (Стандарты второго поколения).
  7. Сметанкин А.А. Учитель здоровья. – СПб:, ЗАО «Биосвязь», 2007.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М:, АПКиПРО, 2005.
  9. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю.  Здоровьесберегающие технологии в образовательно воспитательном процессе - М.: Илекса, 2006

 

 

   

 

   

     

 

 

 

 

   

   

 

   

 

 

 

   

 

 

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биография начинается с детства. Эссе.

Эссе. Размышления на тему "Кем быть? Каким быть?""...

Все начинается с детства

Презентация о жизни и творчестве А.П. Чехова для младщих школьников...

Родительское собрание "Доброта начинается с детства"

Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты и побудить их к этому...

Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова (к 100-летию со дня рождения) «Все начинается с детства»

сформировать интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений С.В.Михалкова...

Все начинается с детства…

статья о воспитании...

Всё начинается с детства

ПРичины , по которым я выбрала профессию учителя...