Родительское собрание "Доброта начинается с детства"
методическая разработка (4 класс) по теме

Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты и побудить их к этому

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobr_.4.12.12.doc44.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_o_dobrote.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

 Как вы поняли речь пойдёт о доброте. ( Слайд название)

Великий Сухомлинский сказал:  ( Слайд )

Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра.  Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.

Он с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством.

Задавая  вопрос детям: Каким человеком тебе хочется стать?  я услышала ответы, что дети хотели бы быть:

Сильными, храбрыми, мужественными, умными, находчивыми, бесстрашными, смелыми, красивыми, счастливыми и т.д. И почти никто не ответил : добрыми.

 - Почему ?

   Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу ? Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

 Или  в стремительном  темпе 21 века ценятся только « бойцовские качества» человека ?  

Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки. Цель нашей встречи и состоит в том, чтобы показать важность воспитания доброты в детях.

Для этого надо раскрыть смысл слова доброта .

Что такое доброта? На этот вопрос ответ я прочитала в толковом словаре Ожегова: (СЛАЙД) 

 «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.

Дружелюбие – Честность   - Отзывчивость-   Совесть –Сострадание –Благородство – Любовь –

Не секрет, что многие родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

      Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»

       Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».

      Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если ребёнок замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно,он захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.

       Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.

        Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в раннем возрасте мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз-таки в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила.

Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания.

Говорите о сложном просто

Для духовного воспитания детей очень важно читать  им поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло. Лучше, если в книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым можно объяснить детям  своими словами, что происходит.

Детям постарше можно разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.

Как поощрять или наказывать ребенка

Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.

Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что ребёнок раскаивается, помогите ему загладить свою вину . Наказывая, подумай!? Зачем?!

Пять правил о наказании:     (Слайд)

1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.

3. Наказывайте, но не унижайте.

4. . Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему его наказали.

5. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!

Советы родителям в воспитании детей   (Слайд)

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Оценивайте поступок, а не личность.

4. Делайте хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

5. Дайте ребенку ощутить ,что верите в него. (улыбнитесь, прикоснитесь)

6. Родитель должен быть твердым, но добрым.

Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делиться с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать. В заключении хочется всем родителям сказать пожелания из стихотворения А. Татьяничевой.     (Слайд)

 «Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы –

Люди будут к вам добры!».

                                        Завершение слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биография начинается с детства. Эссе.

Эссе. Размышления на тему "Кем быть? Каким быть?""...

Все начинается с детства

Презентация о жизни и творчестве А.П. Чехова для младщих школьников...

Здоровье начинается с детства

Данна публикация рассказывает о  апробации здорорвьесберегающих технологий в начальной школе....

Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова (к 100-летию со дня рождения) «Все начинается с детства»

сформировать интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений С.В.Михалкова...

Все начинается с детства…

статья о воспитании...

Работа с родителями. Родительское собрание "Доброта начинается с детства"

Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.   Сегодня многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда...