Презентация "Сказкотерапия как часть арттерапии".
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Ирина Николаевна Безъязычная

Сказкотерапия--интересный раздел арттерапии, учит детей ненавязчиво, доступно, корректирует поведение, формирует личность. Хочу раскрыть эту тему для коллег научным языком в виде презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

как вид арт-терапии . Учитель начальных классов МБОУ гимназия №18 г.Краснодара Безъязычная Ирина Николаевна

Слайд 2

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством (термин ввел А.Хилл ). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации. В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: – изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.); – библиотерапию (лечебное воздействие чтением); – имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); – музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); – вокалотерапию (лечение пением); – кинезитерапию ( танцетерапия , хореотерапия , коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями и т.д.); – игротерапию ; – маскотерапию ; – песочную терапию; – сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией); – цветотерапию ; – фототерапию.

Слайд 7

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка: 1 . Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. 2 . Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений: отделение от родителей; жизненный выбор ; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом. 3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой — это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий. 4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев — все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках . Особенность метода сказкотерапии заключается в том, что он имеет несколько уровней воздействия на личность: 1) неосознаваемый, 2) осознаваемый, 3) поведенческий

Слайд 10

Основные приемы работы со сказкой 1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации , которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены и проанализированы. 2 . Анализ сказок направлен на осознание и интерпретацию того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев . 3 . Использование сказки как притчи-нравоучения. Практикуется как подсказка варианта разрешения трудной ситуации с помощью метафоры.

Слайд 11

Основные приемы работы со сказкой 4. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию . 5. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

Слайд 12

Основные приемы работы со сказкой 6. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции. 7. Постановка сказок с помощью кукол . Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. 8. Рисование по мотивам сказки . Свободные ассоциации, вызванные сказкой, могут быть выражены в рисунке, который позволяет получить богатый диагностический анализ. 9. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета.

Слайд 13

Среди противопоказаний к терапии л юдей более старшего возраста, необходимо отметить: - глубокую психотическую депрессию с суицидальными мотивами; - дефензивныемалопрогредиентно-шизофренические случаи , когда пациенты упорно сообщают, что становятся в процессе лечения все более "хрупкими ", ранимыми, лечение будит радостные надежды — и только больнее от всего этого "удары жизни"; -бредовую и сверхценную настроенность больных с тенденцией к бредовой интерпретации учения о типологии характеров во вред больному и окружающим его людям .

Слайд 14

Позитивное действие терапии творческим самовыражением основывается на том, что: -Человек обретает свой индивидуальный стержень, который спасает его от эмоциональной напряженности, страхов, неуверенности в будущем. -В творческом процессе человек находит и открывает себя — обретает новые ценности и вносит в свою смятенную и аморфную душу определенность, отвечает себе на вопросы — кто есть я, чего стою, что умею, в чем мое призвание и т.д. -Творческий человек более эмоционально защищен, так как жизненные невзгоды, горе и другой негатив он может воспринимать как творческий материал, на основе которого создается произведение искусства.

Слайд 15

Использованная литература: 1. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с 73 - 85. 2. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия . Дым старинного камина (сказки доктора Балу). - СПб.: Речь, 2002. - С. 36 - 42 3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Развивающая сказкотерапия - СПб.: 2006. - 125 с. 4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005. - 80 с. 5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. - С 12 - 59. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии . - СПб.: «Златоуст», 1998. - 352 с. 7. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. - 214 с. 8. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». - М.: « Киасс », 1996. - 320 с. 9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - Москва, « Владос », 1999. - с. 32 - 274. 10. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35. 11. Презентация по сказкотерапии , интернет-ресурс , педагог-психолог Горшкова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТтерапия в школах санаторного типа.

Арт-терапия – как способ изменения стереотипов поведения ребенка и помощь в адаптации первоклассников средствами художественной деятельности: СКАЗКОтерапией и ИЗОтерапией....

Занятие по теме волшебная клякса: "Друзья весны - Ласточки" с применением арттерапии.

Комбинированное занятиепо теме: «Друзья весны - Ласточки». По ходу занятия можно отследить следующие этапы: - повторение ранее изученного материала.Дети не однократно на уроках и занятиях ранее ...

Программа "Использование арттерапии в работе психолога с воспитанниками реабилитационного центра" для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста

В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развиваю...

Арттерапия на уроках изобразительного искусства

Арттерапия на уроках изобразительного искусства...

Арттерапия в развитии мелкой моторики руки у детей младшего школьного возраста

Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на ис...

Формирование учебной мотивации у младших школьников с ЗПР средствами арттерапии

В данной статье рассмотрены теоретические  аспекты применения артехнологий,как одного из методов фомирования учебной мотивации учащихся. Рассмотрены наиболее основные техники  применяемые в ...