Чтобы память жила в сердцах
проект (4 класс)

Карташева Ольга Олеговна

Сегодня важна проблема возрождения патриотизма как одной из важнейшей духовно-нравственной ценности, формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции, социально-значимых качеств. Патриотизм как явление национального согласия в обществе и качество гражданина сегодня актуален для российской действительности не в меньшей степени, чем в годы Великой Отечественной войны или другие трудные периоды отечественной истории. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Московской области

г.о. Павловский Посад, ул. Каляева, д. 2, тел. 8 (49643) 5-22-98

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

ЧТОБЫ ПАМЯТЬ  ЖИЛА В СЕРДЦАХ

Автор проекта:

Учитель начальных классов МОУ СОШ №6

Карташева Ольга Олеговна

Павловский Посад

2019 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: «Чтобы память жила в сердцах»

География проекта: г.о. Павловский Посад

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

  • создание мемориальной доски в память жертв авианалёта на станцию Павлово-Посад 22 октября 1941 года;
  • формирование чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому, нашим традициям через сохранение памяти к его защитникам;
  • сохранение памяти о Великой Отечественной войне среди подрастающего поколения;
  • включение учащихся в поисковую работу с различными источниками информации;
  • создание условий для реализации патриотических качеств обучающихся школы в конкретном социально значимом деле.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • восстановить хронологию событий 22 октября 1941 года, происходивших на территории нашего города во время Великой Отечественной войны;
  • развивать познавательный интерес, активность, желание познать свою малую родину;
  • развивать творческие способности учащихся через организацию поисковой деятельности.

Сроки выполнения проекта: май 2019 г. - октябрь 2019 г.

Бюджет проекта: не требует финансовых затрат.

Ожидаемые результаты:

  • Активизации интереса к углубленному изучению военной истории родного края, воспитание уважения к его прошлому, сопричастности к его истории.
  • Использование полученных материалов на уроках истории и в работе школьного музея.
  • Повышение познавательной активности учащихся, их готовность принять личное практическое участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня важна проблема возрождения патриотизма как одной из важнейшей духовно-нравственной ценности, формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции, социально-значимых качеств. Патриотизм как явление национального согласия в обществе и качество гражданина сегодня актуален для российской действительности не в меньшей степени, чем в годы Великой Отечественной войны или другие трудные периоды отечественной истории. 

В патриотизме всегда ярко выражены две основные составляющие: 

  • во-первых, любовь к малой Родине, к месту, где человек родился, впервые увидел небо, впитал природу родного края и прошел становление как личность; 
  • во-вторых, любовь к Отечеству, государству как стране - к обществу, представителем и гражданином которого являешься.

В свое время И. Эренбург писал: “Для того, чтобы патриотизм был крепким и непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине - родному городу, родной природе, селу, краю”. Восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание нравственности, духовности и гражданственности невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю.

В связи с этим неуклонно возрастает роль исторического краеведения в учебной и внеурочной работе. Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов, профессий и положения, стала поисковая и исследовательская работа, посвященная знакомству с военной историей города Павловский Посад. Данный проект имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут учащимся и классным руководителям при подготовке к тематическим классным часам по патриотическому воспитанию. Несомненно, проектная деятельность в краеведении становится не только популярным, но и важным элементом современной жизни.

Однажды на классном часе, посвящённом Великой Отечественной войне, я рассказывала ребятам об авианалёте на железнодорожную станцию «Павловский Посад» 22 октября 1941 года, о котором мне рассказывала моя бабушка Челышева Лидия Михайловна. Мой рассказ нашёл живой отклик у детей, и мы решили найти больше сведений об этом трагической странице истории нашего города. Наша инициативная группа записывала беседы со старожилами города, нашим краеведом Жуковой Е.В. Также мы вели переписку с Красным Крестом РФ, Центральным архивом Министерства обороны РФ и киностудией «Беларусь-фильм», делали запросы в военном комиссариате г. о. Павловский Посад. Нам удалось собрать воспоминания очевидцев авианалёта и их потомков, однако место захоронения погибших в авианалёте утеряно. Поэтому было принято решение об увековечивании памяти жертв в виде памятной мемориальной доски на здании ж/д вокзала Павловского Посада.

1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОЕКТА

Одна из форм увековечения памяти – мемориальные доски. Именно по ним, расположенным на фасадах домов, можно пусть и бегло, но самостоятельно ознакомиться с историей города, его знаменитыми жителями, знаменательными событиями.

2020 год – незабываемый год для всего русского народа. Наша великая страна будет отмечать знаменательную дату – 75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. День Победы - один из самых любимых нашим народом праздников. Это день радости, скорби и памяти. День, который каждого из нас должен заставить задуматься. Великая Отечественная война была и остается нашим единым историческим пространством, общим героическим полем. А Победа в этой войне - общим праздником со слезами на глазах. Молодыми ушли на фронт наши прадеды. Страна доверила им свою судьбу, вручила оружие. Они самоотверженно, не щадя жизни, боролись за наши мирные дни

Путь к Победе отмечен жизнями тех, кто не дожил до Победы. Память об их подвигах незабвенна. И это великая страница истории России. Мы уже живем не в той стране, которую защищало старшее поколение. За эти тридцать лет многое изменилось, но Память человеческая должна остаться. Прошлое забывается быстро. Вот уже выросло поколение, для которого война – далекая история. Но пока жива историческая память народа. Она сохранила, донесла радость Победы.

Мы уже правнуки тех, кто защищал нашу отчизну, кто пережил события великой Отечественной войны, кто восстанавливал нашу страну в послевоенные годы. И мы должны помнить, что Великая Победа в Великой Отечественной войне давалась нелегко и об этом должно знать нынешнее поколение.

2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Организационный этап:

1.Создание творческой группы. Знакомство с обязанностями каждого из группы, определение их деятельности.

2. Определение направления краеведческой работы и способов достижения предполагаемой цели. Выбор проблемы.

3.Обсуждение возможных источников информации.

4. Информирование жителей города о проекте.

5. Беседы со старожилами города и краеведами

Деятельностный этап:

1. Сбор информации по военной истории города из различных источников

2. Работа творческих групп.

Рабочий этап:

1. Проведение классных часов, посвящённых 75 годовщине Победы на основе собранного материала в ходе исследовательской работы по проекту.

2. Оформление эскиза мемориальной доски.

3. Подготовка презентации проекта.

4. Митинг, посвящённый открытию мемориальной доски.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Количественные показатели

Количество учащихся, задействованных в проекте – 343 чел.

Количество родителей – 64 чел.

Выпускников школы разных лет – 56 чел.

Качественные показатели

Изменились отношения к старшему поколению, ветеранам, к истории своей страны, к истории своей школы, выявлено через письменный опрос учащихся.

Учащиеся школы получили опыт установление новых контактов, поиск работы с партнерами, а также опыт работы в команде и проявления социальной и гражданской позиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Снова наступит весна. И придет на нашу землю великий день Победы. Раньше это был день, когда друзья - однополчане могли встретиться, вспомнить о былом, помянуть своих боевых товарищей, поделиться своими заботами. Но все меньше и меньше ветеранов приходят на такие встречи. Как отметим мы память о тех, кто не до жил до великой славной даты 75- летия Великой Победы? В этот день соберутся жители города, чтобы почтить память всех своих родных, близких, не доживших до великой Победы, чтобы почтить их минутой молчания.

Спасибо всем, кто помогает нам реализовать наш проект. Он нужен не только нашей школе, нужен нашему району, это важно для России - чтобы оставаться народом, нужно сберечь свою память.

Увековечивание памяти погибших во время Великой Отечественной войны - наша главная цель, которую мы должны решить в преддверии празднования Дня Победы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В начале войны, когда немецкая авиация господствовала в воздухе, а танковые клинья пробивали нашу оборону в разных местах, санитарные поезда стали объектом постоянной охоты лётчиков немецкой армии. Их не смущало наличие красных крестов и отсутствие защиты поездов.  «Русские не люди. Значит, уничтожать их нужно без оглядки на всякие договоры и нормы морали».

22 октября 1941 года самолётом немецкой авиации был совершён налёт на станцию «Павловский Посад». Вот как об этом вспоминают очевидцы тех страшных событий:

Вячеслав Васильевич Тихонов «Мне было 13 лет в 1941 году, я учился в ремесленном училище. В тот день шёл по улице, вдруг что-то сильно загрохотало, земля загудела под ногами. Я побежал в сторону вокзала, а гул всё приближался, казалось, что звук взрыва уже у меня за спиной, я не выдержал, испугался и упал. Так война вошла в меня через эти детские воспоминания. Хотя я и не воевал, то чувство, которое я пережил во время авианалёта и моё военное детство я старался отразить в своих ролях в фильмах о войне».

Челышева Лидия Михайловна «Во время войны я работала осмотрщиком вагонов на станции «Павлово-Посад». 22 октября 1941 года прибыли два эшелона: один с ранеными, второй с эвакуирующимися артистами с киностудии «Беларусь-фильм». Раненых начали выносить из вагонов для отправки в госпиталь, а артисты вышли из вагонов, чтобы отдохнуть и обменять продукты. Вдруг послышался гул мотора самолёта, летел он очень низко над землёй, так, что можно было увидеть лицо лётчика. Он почему-то махал белым платком, как сейчас помню, его руки в крагах. Послышались пулемётные очереди и взрывы, люди метались по станции, не зная где укрыться. Мой помощник, видя моё оцепенение, толкнул меня на землю и накрыл собой при очередном заходе на круг самолёта. Раздался взрыв и я почувствовала, что-то горячее потекло по моему телу и люди закричали «Лиду убили!». Потом я потеряла сознание. Позднее выяснилось, что помощник мой погиб, спасая мою жизнь и жизнь моих троих детей».

Янина Агния Григорьевна «Во время авианалёта на вокзал я была уже пожилой женщиной, находилась дома одна. Услышала гул, крики, земля тряслась, взрывной волной выбило стёкла в доме и дубовая дверь, сорванная с петель, накрыла меня. Дверь была очень массивная и все осколки вошли в неё, поэтому я не была ранена. У здания ж/д вокзала осколком бомбы был повреждён угол, также была повреждена крыша водонапорной башни, рельсы были искорёжены. Было много погибших и раненых. Станцию быстро оцепила милиция, посторонних туда не пускали. Железнодорожники в кратчайшие сроки восстановили пути, потому что нужно было возобновлять сообщение между станциями».

Соколова Валентина Ивановна «Мне было 12 лет, когда произошёл авианалёт на нашу станцию. Уроки в школе закончились, когда послышался гул мотора, пулемётные очереди и взрывы. Мы жили вблизи вокзала, я спешила домой, волнуясь за своих родственников, однако, подойдя к вокзальному скверу, я увидела милицию, которая никого не пропускала. Окольными путями я пробралась домой. По пути мне встретились три телеги, покрытые чем-то вроде брезента. Но всё равно были видны руки, ноги погибших. Мне стало очень страшно, и я заплакала. На высоких деревьях, которые росли возле вокзала, висели останки погибших, какие-то тряпки. Я волновалась, живы ли мои близкие. Слава Богу, оказалось, что с ними всё в порядке. Через несколько часов налёт повторился, мы прятались в подполе. Раздался сильный взрыв на торфяном складе возле школы. К счастью наш дом выстоял, только вышибло стёкла. Куда увезли хоронить погибших, я не знаю».

Капанина Галина Васильевна «Мне было 8 лет в октябре 1941 года. Когда начался налёт и бомбёжка станции, мама спрятала нас в подвал. Земля дрожала, сыпались стёкла. Когда всё закончилось, наступила тишина, были слышны крики и плач людей. Такого страха я больше не испытывала за всю свою жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "ПАМЯТЬ СЕРДЦА"

Цели:1)    способствовать формированию у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите;2)    установить и поддерживать контакты ста...

Память сердца

К данной разработке прилагается презентация, демонстрирующая те ужасы, которые пришлось пережить узникам фашистских концлагерей....

Игровая программа для младших школьников "Чтобы сказка на земле жила..."

Игровая программа для младших школьников "Чтобы сказка на земле жила..."...

"Чтобы все запоминать - надо память развивать! "

в презентации представленны упражнения на развитие памяти у младших школьников....

Внеклассное мероприятие "За то, чтобы мы просто жили" ( о героях настоящего времени)

Внеклассное мероприятие«За то, чтобы просто мы жили!»   Видеосюжет из к-ф «Прорыв»  Слайд 1:Ну, а если однажды нагрянет беда  Над Россией нахмурятся тучи  Эти ПАРНИ восп...

Он хотел, чтобы все жили мирно...

Конспект урока мужества "Он хотел, чтобы все жили мирно!" + приложение...

Викторина посвящённая творчеству А.Л.Барто "Хочу, чтоб жили хорошо Вы!" - проведённая в 3 классе

Викторина предназначена для детей начальных классов. Данную работу можно использовать для бесед, предметных недель,  классных часов и внеклассных мероприятий.[[{"type":"media","view_mode":"media_...