Роль общения в процессе обучения.
статья

Курбанова Милана Руслановна

Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «У человека не умеющего общаться, ученость становится – педантизмом, остроумие- шутовством, добродушие- лестью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_obshcheniya_v_protsesse_obucheniya.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Роль общения в процессе обучения.

Мир состоит из разных людей, но все мы должны уметь и понимать, и уважать друг друга.

Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «У человека не умеющего общаться, ученость становится – педантизмом, остроумие- шутовством, добродушие- лестью».(Слова Локка)

Уже давно один из философов сказал, что человек это « драгоценный клад и сокровища скрыты глубоко в нем, а открыть их надо как можно раньше. Первыми на поиски клада  отправляются родители и педагоги. Каждого ребенка мы должны научить общаться с миром и друг с другом. Только в этом случае любой с гордостью может произносить «я - человек». А слово состоит из двух значимых слов: чело - высокий ум, век - время отведенное нам в этом мире.

Согласно новым ФГОС огромное внимание нужно уделять развитию коммуникативных универсальных учебных действий, так как для успешного существования в современном обществе, человек должен обладать рядом действий, то есть уметь ставить цель, планировать и достигать ее. Огромную роль играет общение. Неумение общаться приводит ребенка к конфликту с одноклассниками, педагогами и самим с собой. И ни а какой успешности не может идти речи. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают: компетентность и учет позиций других людей, то есть партнеров по общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Основная потребность в общении - это потребность в уважении, в понимании, самореализации и самодостаточности, в стремлении познать других людей. В нашей жизни из-за неумения  ладить с самим собой и окружающими, люди часто причиняют друг другу душевную боль. Вежливость, идущая от сердца, является стержнем общения. Общение между людьми помогает развитию и формированию личности, особенно подчеркну успешной личности. Существует несколько видов общения: индивидуально – личностное (я-я), индивидуально - коллективное(я- мы), коллективно- общественное(мы- мы). Общение должно строиться как игра, по определенным правилам. Мы педагоги должны научить ребенка стремиться быть лучше, поддерживать себя в равновесии с людьми, то есть уметь правильно и грамотно общаться. Все педагоги сами должны знать свой предмет, чувствовать ребенка, правильно оценивать ситуацию, вовремя делать выводы и творчески проявлять себя. Необходимо большое терпение, умение подыгрывать, фантазировать, перевоплощаться создавая атмосферу эмоционального подъема.

Современная педагогика и практика работы лучших учителей доказали, что эффективное обучение сегодня, причем обучение радостное, трудное, но победное, возможно только на позициях педагогики сотрудничества, надо разговаривать с ребенком, а также учить его общаться.

Учить ребенка общаться надо с рождения, а совершенствоваться ему предстоит всю жизнь.

Детям нужно помочь открыть собственное «я». Общение незаменимый помощник. В эмоциональном общении закладываются основы будущей успешной личности: способной видеть, слышать, воспринимать мир, проявлять познавательный интерес, ощущать чувство защищенности и уверенности в себе.

Одним из самых важных, но и самых сложных моментов в процессе общения - умение слушать и слышать собеседника. Оно помогает человеку понять самого себя и других.

Жили на свете три мудреца. Они знали много  всего, и их знания были полезны для подданных той страны, где они жили. Однако, была одна вещь, которой не знал ни один из троих. Никто из них никогда не видел слона.

Но к тому времени, когда в эту страну заехал бродячий цирк, и появилась возможность узнать, что же такое слон, все они состарились и ослепли. Однако, страстное желание узнать, что же представляет собой слон, не исчезло. Взяли они провожатых и отправились в цирк, чтобы познакомиться со слоном. Так как глаза их уже перестали видеть, знакомство с диковинным слоном могло осуществиться только на ощупь.

Подошел первый мудрец к слону со  стороны хобота, ощупал хобот и сказал себе: "Теперь я знаю, что такое слон. Он похож на змею, он длинный и гибкий".

Второй мудрец подошел со стороны ноги слона, ощупал ногу и сказал: " Наконец-то я узнал, что такое слон. Он похож на колонну - круглый и гладкий!"

Третий подошел со стороны хвоста. Пощупав хвост, он воскликнул: "Оба вы ошибаетесь. Слон - это длинная веревка!"

И никто из них не знал на самом деле, что же такое слон, потому что каждый знал только часть.

Поэтому очень часто случается так, что два собеседника не могут найти общий язык по тому или иному вопросу. Таким образом, возникает противостояние двух мнений, т.е. никакого нужного результата от такого общения никто из двоих собеседников получить не сможет, если только этим результатом не будет создание конфликтной ситуации.

Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.д.

В наши дни проблема речевого общения изучается с точки зрения целого ряда наук: философии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, педагогики и педагогической психологии, каждая их которых рассматривает ту или иную грань, хотя в целом это комплексная проблема. Проблема развития навыков общения достаточно актуальна, над ней работали многие отечественные и зарубежные психологи: Л. Фейербах, М.М. Рыбников, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Брудный, Б.П. Парыгин, Г.М. Андреева и др.

Общение должно вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально - психологической оптимизации образовательно-воспитательного процесса» (А.А. Леонтьев).

Много мудрых советов относительно  общения дал В.А Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место современной школы. В.А. Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «Каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным.

Еще раз хочется подчеркнуть, что очень важно поддерживать стремление ребенка в общении с нами педагогами, соблюдать принципы равенства в сотрудничестве с детьми, стремиться проявлять интерес к ребенку в процессе общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказок в процессе обучения глухих школьников.

В нашей школе (в школе-интернате № 65) обучаются глухие дети, большинство из которых имеют сложную структуру дефекта – множество различных сочетанных заболеваний. Мы считаем, что чтение явл...

Роль общения в процессе обучения.

Роль общения в процессе обучения....

Родительское собрание на тему: "Роль общения в процессе обучения младшего школьника"

Данный материал был разработан и проведено собрание родителей в целях повышения мотивации учения детей младшего школьного возраста и создания положительного эмоционального климата в семье и школе....

Тематическое родительское собрание "Роль оценки в процессе обучения школьника. Надо ли ругать за двойку?"

Беседа с родителями о роли оценки в процессе обучения школьника, о том, что успехи в школе сосредотачивают в себе собственные устремления детей и притязания родителей....