Программа внеурочной деятельности "Скоморошка"
рабочая программа (2, 3 класс)

Программа для детей с интеллектуальными нарушениями (8 вид). Программа по театральной деятельности расчитана на 2 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_skomoroshka.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Приложение №_____»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа»

УТВЕРЖДАЮ:                                          Программа принята

Директор МКОУ «Школа»                                       решением педагогического совета

______________Ф.И.О                                      Протокол № 1

«___»___________________2016                                  от «_30_»   августа  2016  г.

                                                                     

                                                                                                                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Скоморошка»

1 – 4 класс

 Вариант 1

                                                                                   Автор - составитель:

                                                                           Новикова А.А.,

                                                                                               учитель начальных классов

Новокузнецк, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа внеурочных занятий общекультурного направления «Скоморошка» разработана на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП МКОУ «Специальная школа №20», на основании программы формирования БУД и на основе авторской программы Дроновой Т.Н. «Играем в театр», М.: «Просвещение», 2004г. – 60с.

Цели:

-  развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

- развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации. 

Искусство театра влияет на сложную систему чувств человека, вовлекает зрителя в действие, заставляет сопереживать, то есть принимать героя, оправдывать или осуждать его действия, мысли. Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Соглашаясь или не соглашаясь с героем, принимая его позицию и принципы, зритель сопоставляет происходящее с собой, собственным опытом, приходит к определенным выводам, дает мотивированную оценку не только сценическому действию, но и своим поступкам, убеждаясь или сомневаясь в их правильности. Таким образом, роль, происходящая на сцене для реализации формулы «понято» – «пережито», «принято – «сделано» становится очевидной.

Театральное искусство, демонстрируя мастерство творческого перевоплощения, вызывает потребность зрителя в собственном перевоплощении, в реализации собственных идей, то есть в творчестве.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Содержание курса по внеурочной деятельности «Скоморошка» предусматривает включение следующих разделов «Вводное занятие», «Театральная игра», «Ритмопластика», «Культура речи», «Этика и этикет», «Жесты», «Постановка сценки», «Постановка сказки»

1 год обучения

«Вводное занятие» - 1 час

«Театральная игра» - 4 часа

«Ритмопластика» - 2 часа

«Культура речи» - 4 часа

«Этика и этикет» - 2 часа

«Постановка сценки» - 10 часов

«Постановка сказки» - 12 часов

           2 год обучения

«Вводное занятие» - 1 час

«Театральная игра» - 4 часа

«Ритмопластика» - 2 часа

«Культура речи» - 4 часа

«Этика и этикет» - 2 часа

«Жесты» - 1 час

«Постановка сценки» - 10 часов

«Постановка сказки» - 11 часов.

Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся как одного класса, так и для обучающихся одной параллели.

Театр в настоящее время выступает как средство познания мира и тех качеств личности, которые определяют эстетические потребности человека. Через театральное искусство учащиеся входят в мир чувств, в их сознание входит добро и зло, представления о гуманизме, высших человеческих качествах: совести, чести, достоинстве. Театральное искусство опирается на эмоциональную сферу человека, его душу, духовность и является «почвой», на которой могут произрастать духовный, нравственно-эстетический потенциал учащихся.

Поэтому так важно сегодня средствами театрального искусства формировать и утверждать в подрастающем поколении эти качества как определяющие факторы личности. Театр выработал собственные средства влияния на человека. Этот вид искусства формирует умение видеть и понимать прекрасное, поскольку является особым видом искусства, синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Поэтому влияние театра на человека многогранно: он действует на разные стороны человеческого восприятия комплексно, вызывая игру воображения, формируя образное мышление, что очень важно в пору становления личности.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

       Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: игра, рассказ, беседа.

Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа № 20» курс внеурочной деятельности «Скоморошка» является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Общий объём учебного времени составляет 68 часов. 1 год обучения - 34 часа (1 час в неделю), 2 год обучения – 34 часа (1 час в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.        

Предметные результаты:

  1 год обучения:    

      Минимальный уровень:

- четко произносить в разных темпах 2-4 скороговорки;  

- выполнять комплекс упражнений по сценическому движению, сценической речи;

- обыгрывать этюды.

Достаточный уровень:

- четко произносить в разных темпах 4-6 скороговорок;  

- выполнять комплекс упражнений по сценическому движению, сценической речи;

- обыгрывать этюды;

- работать с текстом роли.

2 год обучения:

     Минимальный уровень:  

- выполнять комплекс упражнений по сценическому движению, сценической речи;

- показывать жестом согласие и несогласие;

- обыгрывать этюды.

Достаточный уровень:

- выполнять комплекс упражнений по сценическому движению, сценической речи;

- показывать жестом согласие и несогласие, плач;

- обыгрывать этюды;

- работать с текстом роли.

Содержание курса

1 год обучения

  1. Вводное занятие. Цели и задачи театральной деятельности, инструктаж по ТБ. Беседа о правилах поведения на занятиях. Игры на знакомство «Здравствуй, друг».
  2. Театральная игра. Общеразвивающая игра «Воробьи - вороны». Упражнение и этюд «Угадай, что я делаю». Игра на превращение «Превращение комнаты». Игра на память физических действий «Король».
  3. Ритмопластика. Игра на развитие двигательных способностей «Муравьи». Музыкально-пластическая импровизация «Бабочки».
  4. Культура и техника речи. Упражнения на речевое дыхание «Задуй свечу». Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке». Упражнение на свободу звучания с мягкой атакой «Капризуля». Упражнение на опору дыхания «Птичий двор». Творческая игра со словами «Веселые стихи».
  5. Этика и этикет. Этикет. Что это? Культура речевого поведения. Ситуация «В автобусе».
  6. Постановка сценки. Сценка «Урок математики в школе». Этапы работы над ролью: знакомство с текстом, чтение по ролям, обсуждение, распределение ролей, работа над ролью, мизансценирование, работа над сценической речью, сценическим движением, репетиции (прогонные, генеральная), изготовление костюмов, декораций, показ сценки (выступление).
  7. Постановка сказки. Басня «Стрекоза и муравей на новый лад». Этапы работы над басней: прослушивание сказки, обсуждение содержания сказки, распределение ролей, работа над ролью, мизансценирование, репетиции (прогонная, генеральная), работа над изготовлением декораций, костюмов, показ сказки (выступление)

2 год обучения

  1. Вводное занятие. Цели и задачи театральной деятельности, инструктаж по ТБ. Беседа о правилах поведения на занятиях. Игры на знакомство «Здравствуй, друг».
  2. Театральная игра. Общеразвивающая игра «След в след». Упражнение и этюд «Кругосветное путешествие». Игра на превращение «Превращение предмета». Игра на память физических действий «День рождения».
  3. Ритмопластика. Игра на развитие двигательных способностей «Пальма». Музыкально-пластическая импровизация «Осенние листья».
  4. Культура и техника речи. Упражнение на речевое дыхание «3 вида дыхания». Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке». Упражнение на свободу звучания с мягкой атакой «Колокольчики». Упражнение на опору дыхания «Эхо». Творческая игра со словами «Волшебная корзинка».
  5. Этика и этикет. Что значит быть тактичным? Культура речевого поведения. Ситуация «В магазине».
  6. Жесты. «Согласие», «Несогласие», «Иди сюда», «Уходи», «Плач»
  7. Постановка сценки. Сценка «А что у вас?» Этапы работы над ролью: знакомство с текстом, чтение по ролям, обсуждение, распределение ролей, работа над ролью, мизансценирование, работа над сценической речью, сценическим движением, репетиции (прогонные, генеральная), изготовление костюмов, декораций, показ сценки (выступление).
  8. Постановка сказки. Сказка «Волк и семеро козлят на новый лад». Этапы работы над сказкой: прослушивание сказки, обсуждение содержания сказки, распределение ролей, работа над ролью, мизансценирование, репетиции (прогонная, генеральная), работа над изготовлением декораций, костюмов, показ сказки (выступление).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

Название раздела, темы

Всего часов

Основные виды учебной деятельности

I

Вводное занятие

1

Внимательно слушают. Определяют технику безопасности на занятиях.

II

Театральная игра

4

Согласованно выполняют действия, ориентируются в пространстве. Эмоционально показывают заданную позу. Эмоционально показывают условное превращение. Обыгрывают воображаемые предметы.

III

Ритмопластика

2

Равномерно размещаются по комнате, не сталкиваясь друг с другом. Двигаются в разных темпах. Передают в свободных образах настроение музыкального произведения.

IV

Культура и техника речи

4

Владеют комплексом артикуляционных упражнений. Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечают на них.

V

Этика и этикет

2

Определяют понятие этикет. Обыгрывают ситуацию «В автобусе».

VI

Постановка сценки

10

Инсценируют художественное произведение.  Читают по ролям: распределяют роли, отбирают выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. Анализируют увиденное и услышанное, сопереживают, то есть принимают героя, оправдывают или осуждают его действия, мысли. 

VII

Постановка сказки

12

Определяют жанр, тему. Инсценируют художественное произведение.  Читают по ролям: распределяют роли, отбирают выразительные средства (тон, темп, интонация). Демонстрируют мастерство творческого перевоплощения. Оценивают результаты своей деятельности.

2 год обучения

Название раздела, темы

Всего часов

Основные виды учебной деятельности

I

Вводное занятие

1

Внимательно слушают. Определяют технику безопасности на занятиях.

II

Театральная игра

4

Согласованно выполняют действия, ориентируются в пространстве. Эмоционально показывают заданную позу. Эмоционально показывают условное превращение. Обыгрывают воображаемые предметы.

III

Ритмопластика

2

Равномерно размещаются по комнате, не сталкиваясь друг с другом. Двигаются в разных темпах. Передают в свободных образах настроение музыкального произведения.

IV

Культура и техника речи

4

Владеют комплексом артикуляционных и дыхательных упражнений. Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечают на них.

V

Этика и этикет

2

Определяют культуру поведения в общественных местах. Обыгрывают ситуацию «В магазине»

VI

Жесты

1

Эмоционально обыгрывают ситуацию жестами.

VII

Постановка сценки

10

Инсценируют художественное произведение.  Читают по ролям: распределяют роли, отбирают выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. Анализируют увиденное и услышанное, сопереживают, то есть принимают героя, оправдывают или осуждают его действия, мысли. 

VIII

Постановка сказки

11

Определяют жанр, тему. Подготавливают костюм для своей роли. Распределяют роли. Быстро перевоплощаются в образ. Демонстрируют мастерство творческого перевоплощения. Оценивают результаты своей деятельности.

Материально-техническое

обеспечение образовательной деятельности

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

Учебники

Рабочие тетради

Дидактические материалы

Дополнительная литература для учащихся

Методические пособия для учителя

А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М. Аркти. 2002

Л.М.Верникова. Открываем театральный сезон. Пед.общество России. М.2003

Л.Б.Белянская. Хочу на сцену.

Печатные пособия

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения

Интернет-ресурсы

Технические средства

Магнитофон, компьютер

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Скоморошка»

1 год обучения 34 часа (1 час в неделю)

№ п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

план

факт

Вводное занятие

1

Общеразвивающая игра «Воробьи - вороны»

1

Театральная игра «Угадай, что я делаю»

1

Игра на превращение «Превращение комнаты»

1

Игра на память физических действий «Король»

1

Игра на развитие двигательных способностей «Муравьи»

1

Музыкально-пластическая импровизация «Бабочки»

1

Развитие артикуляции и речевого дыхания «Сказка о веселом язычке», «Задуй свечу»

1

Упражнения на свободу звучания с мягкой атакой «Капризуля»

1

Упражнения на опору дыхания «Птичий двор»

1

Творческая игра со словами «Веселые стихи»

1

Этикет. Что это?

1

Культура речевого поведения. Ситуация «В автобусе»

1

Знакомство с текстом сценки «Урок математики», распределение ролей, чтение по ролям

1

Работа над ролью

1

Мизансценирование

1

Работа над сценической речью, сценическими движениями

1

Репетиция 1 эпизода

1

Репетиция 2 эпизода

1

Репетиция 3 эпизода

1

Репетиция всей сценки

1

Изготовление костюмов

1

Показ сценки «Урок математики»

1

Знакомство с текстом басни «Стрекоза и муравей на новый лад», распределение ролей, чтение по ролям

1

Работа над ролью

1

Мизансценирование

1

Работа над сценической речью, сценическими движениями

1

Репетиция 1 эпизода

1

Репетиция 2 эпизода

1

Репетиция 3 эпизода

1

Репетиция 4 эпизода

1

Репетиция всей сценки

1

Изготовление костюмов

1

Показ басни «Стрекоза и муравей на новый лад»

1

Календарно-тематическое планирование

Внеурочной деятельности «Скоморошка»

2 год обучения, 34 часа (1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

Вводное занятие

1

Общеразвивающая игра «След в след»

1

Театральная игра «Кругосветное путешествие»

1

Игра на превращение «Превращение предмета»

1

Игра на память физических действий «День рождения»

1

Игра на развитие двигательных способностей «Пальма»

1

Музыкально-пластическая импровизация «Осенние листья»

1

Развитие артикуляции и речевого дыхания «Сказка о веселом язычке», «3 вида дыхания»

1

Упражнения на свободу звучания с мягкой атакой «Колокольчики»

1

Упражнения на опору дыхания «Эхо»

1

Творческая игра со словами «Волшебная корзинка»

1

Что значит быть тактичным?

1

Культура речевого поведения. Ситуация «В магазине»

1

Жесты «Согласие», «Несогласие», «Иди сюда», «Уходи», «Плач»

1

Знакомство с текстом сценки «А что у вас?», распределение ролей, чтение по ролям

1

Работа над ролью

1

Мизансценирование

1

Работа над сценической речью, сценическими движениями

1

Репетиция 1 эпизода

1

Репетиция 2 эпизода

1

Репетиция 3 эпизода

1

Репетиция всей сценки

1

Изготовление костюмов

1

Показ сценки «А что у вас?»

1

Знакомство с текстом сказки «Волк и семеро козлят на новый лад», распределение ролей, чтение по ролям

1

Работа над ролью

1

Мизансценирование

1

Работа над сценической речью, сценическими движениями

1

Репетиция 1 эпизода

1

Репетиция 2 эпизода

1

Репетиция 3 эпизода

1

Репетиция всей сценки

1

Изготовление костюмов

1

Показ сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...