Методическая разработка занятия по толерантности "Разные возможности - равные права".
методическая разработка (2 класс)

Методическая разработка социальной направленности, в которой обсуждается непростой вопрос для детей о толирантном подходе к людям с ограниченными возможностями. Занятие спланированно так, чтобы доходчиво, с опорой на жизненный опыт дети могли принять и понять моральные аспекты, связанные с принятием "других" людей. Материал излагается поэтапно и на каждом этапе детей ждут разные формы и методы работы: дискуссия "Что я знаю об инвалидности", мини лекция об инвалидности, игра " Имитация". В игре дети примеряют на себя различного рода ограничения и сталкиваются воочию с проблемами и неудобствами людей с ограниченными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Разные возможности – равные права».

Цель: формирование правильного и разумного отношения к детям с

            ограниченными возможностями (детям-инвалидам)

Задачи:

  • Определение уровня осведомленности участников о людях с инвалидностью.
  • Знакомство с понятием «инвалидность».
  • Знакомство с трудностями и способами их преодоления.

План занятия:

  1. Дискуссия «Что я знаю об инвалидности»

2. Мини-лекция об инвалидности

3. Технические приспособления и средства в помощь инвалидам.

4. Игра «Имитация»

5. Итог.

План занятия.

  1. Дискуссия «Что я знаю об инвалидности» (7-12 минут)

Цель: определить уровень понимания вопросов инвалидности у учеников.

а)  Составление кластера «Что такое инвалидность?»

б)  Блиц-опрос всех учеников. 

Примеры вопросов:

1. У кого есть знакомые люди с инвалидностью (родственники, соседи, друзья)?

2. Встречали ли вы людей с инвалидностью? Если “да”, то где?

3. Как вы думаете, сколько людей с инвалидностью в посёлке?

4. Какие бывают виды инвалидности?

5. Почему становятся инвалидами?

6. В каком возрасте становятся инвалидами?

7. Каких людей с инвалидностью больше - пожилых или молодых?

8. Как вы думаете, как люди без инвалидности относятся к людям с инвалидностью?

9. Как вы сами к ним относитесь?

10. С какими трудностями сталкиваются люди с инвалидностью?

11. Кем и где работают люди с инвалидностью?

12. Что люди с инвалидностью делают в свободное время?

13. Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью?

Вывод.

        2.  Мини-лекция об инвалидности (6 минут)

Цель: объяснить современный (социальный) подход к пониманию инвалидности.

- Что же такое инвалидность? Что значит «люди с ограниченными возможностями»?  Человек с инвалидностью постоянно сталкивается в своей жизни с различными ограничениями. Ограничение – это когда ты не можешь легко и просто делать то, что для других людей естественно и привычно. Ты не можешь подняться по лестнице, если ты ушиб ногу, но ты можешь воспользоваться лифтом (если его установили в доме). Тебе сложно есть обычную пищу в школьной столовой, если ты болен, но повар может приготовить для тебя другое блюдо (если он захочет его готовить или, если в столовой имеются другие продукты!). Ты знаешь, что эти ограничения исчезнут, когда ты выздоровишь. Но человек с инвалидностью сталкивается с такими сложностями каждый день. Мы привыкли воспринимать инвалидность, как проблему человека, который отличается от других. Человек, который заболел или получил травму, действительно отличается от других. Но мы же все отличаемся друг от друга – вспомните игру про отличия! Причина проблем человека с инвалидностью – это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности. Возможности человека с инвалидностью ограничены только условиями его жизни. Любой человек станет человеком с ограниченными возможностями, если его окружить барьерами и ограничениями. Иногда нельзя вылечить болезнь, но всегда есть возможность убрать препятствия.

      3. Технические приспособления  в помощь инвалидам (5 -7  минут)

Цель: выяснить причины и следствия вынужденного ограничения для

            инвалидов.

Общество должно понять, что причина инвалидности – это взаимодействие с физическими барьерами и ограничениями со стороны общества.

Примеры физических барьеров.

Тебе встретилось препятствие – и ты что-то не можешь сделать самостоятельно. Ты не можешь без посторонней помощи перешагнуть высокий порог (другой чело- век, высокого роста, – может). Ты не можешь безопасно перейти оживленную дорогу без светофора (другой человек, который быстро бегает, хорошо видит и слышит, – может). Ты не можешь в одиночку поднять тяжелую сумку на 15-й этаж в доме с неработающим лифтом (чемпион по тяжелой атлетике – может).

Примеры препятствий или ограничений, создаваемых отношениями между людьми, так называемых «отношенческих барьеров».

Тебя могут просто не пустить куда-нибудь, если ты на инвалидной коляске, например, могут сказать, что здесь чистый паркет и все ходят в специальных тапочках, а колеса твоей коляски все испачкают и поэтому всем можно пройти, а тебе нельзя.

Тебя могут не пустить в самолет: Авиакомпания «S7» прославилась тем, что отказывалась принимать на борт самолёта авиапассажиров с оплаченными билетами и прошедших регистрацию, требуя чтобы вместе с пассажиром с инвалидностью летел сопровождающий его человек.

Технические приспособления.

«Кто пользуется пандусами?» люди на инвалидных колясках; родители с детскими колясками; пожилые люди, которым трудно подниматься по лестнице; молодые люди на роликовых коньках, скейтах и т. д. «Какие есть еще приспособления для людей на колясках?» лифт; подъемник «Кто еще пользуется лифтами?» все: мамы с детскими колясками; жители дома; грузчики «Для кого придуманы лифты – для людей с инвалидностью?» для всех, в том числе – для людей с инвалидностью «Как вы думаете – какие приспособления могут быть полезными для людей с инвалидностью по слуху?» субтитры в телепередачах и кинофильмах; информационное табло на вокзале или в аэропорту; бегущая строка в салоне автобуса или вагоне метро; виброзвонок на телефоне «А могут ли разговаривать неслышащие люди? Что может помочь неслышащему человеку при разговоре?» слуховой аппарат; жестовый язык Какие могут быть приспособления для людей с инвалидностью по зрению?» При переходе дороги: звуковой светофор на платформах станций метро; возле бордюров пешеходных тротуаров: рельефные полосы желтого цвета. Для слабовидящих – желтый цвет лучше виден на сером фоне или в темноте. Незрячие люди пользуются белой тростью и могут ощутить рельеф тростью или подошвой. А могут ли читать незрячие люди? Что может помочь незрячим людям при чтении? слух (аудиокниги) , осязание (книги, напечатанные шрифтом Брайля).

5) Игра «Имитация» (5-7 минут).

 Цель: дать возможность детям прочувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается незрячий человек, человек без руки или ноги, и понять, что он при этом ощущает.

       H:\DCIM\100CANON\IMG_6086.JPG

Ученику-добровольцу завязывают глаза и дают задание, которое он должен выполнить. Например, найти предмет, игрушку, которую спрятал ведущий, или написать на доске имя, нарисовать рисунок.

 Выбираются добровольцы: участник и помощник.

Участнику объясняется задание: «Сейчас мы завяжем тебе глаза, и ты с завязанными глазами выполнишь следующее задание – от двери класса подойти к доске, найти мел, написать свое имя и вернуться на свое место».

Инструкции к помощнику: «Твоя задача – оберегать твоего товарища от падений и от столкновений с окружающими предметами».

 Вопрос: «Все ли понятно?»

 Затем участнику завязываются глаза, и он выполняет зада- ние. z Помощник помогает участнику по его просьбе и опекает его.

По окончанию процесса, участник находится в состоянии стресса, необходимо его «вернуть», задавая вопросы: Все нормально? Ты с нами?

Вопросы после игры.

К участнику:  Что ты чувствовал?  Что ты делал? Трудно ли было? Если трудно, то когда?

К помощнику: Хотелось ли тебе помочь? Если хотелось, то когда?

Ко всем:  Что вы видели?  Где ему было трудно?  Когда ему было трудно? С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются плохо видящие или совсем не видящие люди?

 Дополнительный вопрос по этике: Как помогали человеку с завязанными глазами? А каким способом еще можно помочь незрячему человеку сориентироваться в пространстве?

Варианты ответов: проговаривать обстановку вслух, взять за руку. Также важно, чтобы вокруг было тихо – другие ребята не кричали, поскольку дополнительный шум только мешает сориентироваться в пространстве.

        H:\DCIM\100CANON\IMG_6087.JPG

5. Итог.

в Декларации прав ребенка записано – ребенок имеет право:

  • на семью;
  • на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;
  • посещать школу и учиться;
  • на равенство в правах;
  • свободно выражать свои мысли;
  • на собственное мнение;
  • на имя и гражданство;
  • на получение информации;
  • на защиту от насилия и жестокого обращения;
  • на медицинское обслуживание;
  • на отдых и досуг

А ребёнок инвалид имеет право:

  • на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Да, мы родились с разными возможностями, но с равными правами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по изучению правил дорожного движения

Причинами роста дорожно- транспортных происшествий, по- прежнему является отсутствие у юных участников дорожного движения знаний и навыков безопасного поведения на проезжей части....

Методическая разработка занятия по профилактике правонарушений по теме: "Правила поведения учащихся в школе и на улице"

Данная методическая разработка позволяет обсудить с ребятами основные правила безопасного поведения....

Методическая разработка занятия «Основные правила ухода за комнатными растениями» (ФГОС НОО)

Занятие разработано в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Карусель природы" (ФГОС НОО, интеграция общего и дополнительного образования). Занятие ориенти...

Разные возможности- равные права"

Классный час " Разные возможности- равные права"...

Методическая разработка занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «По дорогам сказки»

Данная разработка представляет собой конспект нестандартного занятия физкультурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в 1 классе....