Рабочая программа курса внеурочной деятельности Шахматы
рабочая программа (2 класс)

Гаврилова Марина Александровна

         Рабочая программа кружка «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №29»

       Утверждаю                                                                                        Согласовано:

       Директор МБОУ «СОШ №29»                                                        Зам. директора  по   ВР

       __________ Бачинина Т.В.                                                                __________Громовая С.И.

      «____» ___________2018 г.                                                             «____» _________2018 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

Для обучающихся 1-4 классов (1 год обучения)

Гавриловой Марины Александровны

2018 – 2019 учебный год

(срок реализации программы)

г.Нижневартовск

2018

Пояснительная записка

         Рабочая программа кружка «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов    организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.   Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.   Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Современные компьютерные технологии в последние годы оказали огромное влияние на шахматы. Появилось множество специальных шахматных программ, предназначенных помочь шахматистам любого уровня. Наилучшие практические результаты для обучения начинающих дает компьютерная программа «Динозавры учат шахматам».

Обучающая компьютерная шахматная программа «Динозавры учат шахматам» имеет простой и понятный даже младшим школьникам интерфейс. В меню программы 4 раздела: «Учиться», «Играть», «Прогресс» и «Бой с динозавром». Раздел «Учиться» содержит 11 уроков, в которых в игровой форме динозавры объясняют обучающимся базовые шахматные знания и предлагают выполнить дидактические игровые задания для закрепления материала. В разделе «Играть» обучающийся может сыграть против компьютерного персонажа на разных уровнях сложности, в зависимости от этапа освоения программы. Раздел «Прогресс» наглядно показывает объем изученного материала. В разделе «Бой с динозавром» обучающийся может провести игровое сражение с динозавром в виде поощрения за успешное выполнение заданий.

Цель:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Образовательные

  • научить обучающихся самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;
  • создать условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

Развивающие

  • способствовать развитию интеллектуальных процессов, творческого мышления;
  • способствовать формированию универсальных способностей  мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);   
  • развивать навыки групповой работы;
  • способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
  • заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности.

Воспитательные

  • способствовать воспитанию целеустремлённости,  самообладания, выдержки

      Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-9 лет.

Сроки реализации программы - 1 год обучения, занятия проводятся -  1 раз в неделю по 40 минут.

Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  

Выполнение программы:

Период обучения

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год:

Тематическое содержание

Тема

Количество часов

1

Шахматная доска

2

2

Шахматные фигуры

1

3

Начальная расстановка фигур

1

4

Ходы и взятие фигур

14

5

Цель шахматной партии

10

6

Всеми фигурами из начального положения

6

Итого

34

Планируемые результаты.

         В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность   для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

- знать шахматные термины (белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья);

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

 -определять последовательность событий;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

      В результате занятий у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как:  аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, усидчивость.

.

                     Оценка  планируемых результатов освоения программы

  В основу изучения программы  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов —  получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов —  получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

И.Г. Сухин «Шахматы первый год или Учусь и Учу».Обнинск: «Духовное возрождение», 1999

Пособие для учителя.

DVD – диск «Шахматы в сказках» ЗАО «ИнформСистемы»

Пособие для учителя

DVD – диск «Шахматная школа» ЗАО «ИнформСистемы»

Пособие для учителя

DVD – диск «Динозавры учат шахматам»

Компьютерная программа

Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программы в учебном кабинете имеется необходимое оборудование:

- персональный компьютер учителя – 1 шт.

- персональный компьютер обучающегося– 9 шт.

- наушники – 9 шт.

- интерактивная доска – 1 шт.

- шахматная доска с фигурами – 15 шт.

- шахматная доска демонстративная с магнитными фигурами – 1 шт.

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Шахматная доска - поле шахматных сражений

1 час

Знакомство с основными понятиями: горизонтали, вертикали, диагонали

1 час

Шахматные фигуры. Первое знакомство.  «Тронул - ходи!». Белая и черная армии.

1 час

Начальная позиция.

1 час

Пешки

1 час

Король

1 час

Ладья

1 час

Слон

1 час

Конь

1 час

Ферзь

1 час

«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.

1 час

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.

1 час

Игра конем на усеченной доске. Конь против ферзя, ладьи, слона.

1 час

«Подножка» (правило взятие на проходе).

1 час

Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

1 час

Белопольные и чернопольные слоны. Ладья против слона.

1 час

Ценность фигур.

1 час

Сравнительная сила фигур.

1 час

Что такое шах. Понятие о шахе.

1 час

Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

1 час

Защита от шаха.

1 час

Техника матования одинокого короля: две ладьи против короля.

1 час

Ферзь и ладья против короля.

1 час

Варианты ничьей.

1 час

Пат.  Отличие пата от мата. Примеры пат.

1 час

Правила рокировки. Длинная и короткая рокировка.

1 час

Начало шахматной партии.

1 час

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

1 час

Правила и законы дебюта.

1 час

Игра всеми фигурами из начального положения.

1 час

Короткие шахматные партии.

1 час

Занимательные страницы шахмат.

1 час

Шахматные сказки.

1 час

Шахматный дебют. Турнир.

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" (первый год обучения)...

Рабочие программы курса внеурочной деятельности "Шахматы"

Программа «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы И. Г. Сухина  и направлена на развивающие  функции ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТЫ»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» 1 - 4 классы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы",1-4 классы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Шахматы"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Шахматы...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" для 4 класса

Адаптированная рабочая программа курса «Шахматы»  в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Удивительные шахматы»

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использо...