Рабочая программа курса внеурочной деятельности Волшебный мир
рабочая программа (2 класс)

Гаврилова Марина Александровна

Программа кружка «Волшебный мир» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №1к основной образовательной программе НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29» г. Нижневартовск

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол № 4 от

«     16»      мая    2019 г.

Согласовано:

 Зам.дир. по ВР

С.И.Громовая

 «  30 »  августа  2019 г.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от « 30 » августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ "СШ №29"

_______________Т.В. Бачинина            

 Приказ № 295 от «   30 »    08  2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОЛШЕБНЫЙ МИР

2 класс

(уровень образования)

2019-2020 учебный год

(срок реализации программы)

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу) Гаврилова М.А.

                                      Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы
  3. Тематическое планирование
  4. Требования к уровню освоения содержания курса
  5. Список литературы

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир» модифицированная, разработана на основе  программы «Мастерим игрушки сами»: образовательная программа и конспекты занятий: (для детей 7-14 лет)/ авт.-сост. Н.В. Кочеткова.- Волгоград: Учитель, 2010.

Вид программы: интегрированная

Направленность программы:  художественно-эстетическая  

Автор программы:  Е.А.Спивакова

1. Пояснительная записка

Модифицированная образовательная программа «Мастерская чудес» направлена на обучение детей работе с бумагой и тканью, на знакомство с народной культурой и традициями.  Рабочая программа разработана на основе  программы «Мастерим игрушки сами»: образовательная программа и конспекты занятий: (для детей 7-14 лет)/ авт.-сост. Н.В. Кочеткова.- Волгоград: Учитель, 2010.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Программа кружка «Волшебный мир» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

 Программа кружка «Волшебный мир» предназначена для обучающихся в начальной и основной школе,  для детей в возрасте 8 -13 лет,  ориентирована на активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству. Программа разноуровневая, позволяющая учесть особенности каждого ребёнка. 

В соответствие с концепцией учебного плана, программа курса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.  

Срок реализации программы: 1 год.

 Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах искусства, стилях, знакомит с различными техниками работы с природными материалами, тканью, бумагой, оформительской деятельности, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Цель программы: 

- формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, создание условий для развития творческих способностей и самореализации детей посредством включения их в различные виды прикладного творчества.      

Задачи программы

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

- развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- развивать стремление к творческой самореализации.                  

- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитательные:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;

- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.

       

Актуальность программы

Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена модифицированная  программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:

- возрождения утраченной в период технократии духовности;

- формирования у учащихся целостной картины мира;

- развития общей способности к творчеству;

- умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, социальному запросу, учитывает психофизиологические, возрастные особенности учащихся.

Знания,  приобретённые в результате занятий по данной программе, позволяют  обучающимся получить определенные навыки работы с тканью, что может в дальнейшем пригодиться при выборе профессии.

Особенности программы и педагогическая целесообразность

Программа «Волшебный мир» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

Работа с природными материалами

Работа с различными тканями и материалами

Работа с бумагой

Работа с лентами

Творческие работы

Выставки, экскурсии, праздники.

Особенность программы заключается в её целевой и практической направленности.  Развитие творческой активности обучающихся, их интерес к занятиям – микроцель каждого занятия. Занятия  проводятся в рамках партнерских отношений обучающегося и педагога, без диктата последнего, его немотивированного вмешательства в работу и порицания за ошибки.  Учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника, определяющие конечный результат труда.

Организация образовательного процесса

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

эскиз

воплощение в материале

выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрены творческие работы по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и  выставках.

Принципы обучения

При проведении занятий по программе «Волшебный мир» учитываются следующие принципы:

- целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной, практико-ориентированной сфер деятельности личности;

- доступность, систематичность процесса совместного освоения содержания, форм и методов творческой деятельности;

- осуществление поэтапного дифференцированного и индивидуализированного перехода от репродуктивной к проектно-конструкторской, исследовательской и творческой креативно - продуктивной деятельности;

- наглядность с использованием пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным;

- последовательность решения задач методом усвоения материала от «простого к сложному», в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;

- единство образовательной и воспитательной деятельности.

Проверка результативности

Основными критерием эффективности занятий по данной программе является оценка знаний и умений воспитанников; используются следующие

Формы контроля

  • Текущий (устный опрос);
  • тематический (индивидуальные задания, контрольные работы, тестирование);
  • итоговый (конкурсы, соревнования, тестирование);
  • мини-выставки;
  • участие в районных выставках, конкурсах;
  • повседневное наблюдение.

Итоги реализации программы оцениваются по результатам участия воспитанников районных и областных конкурсах технического мастерства и выставках технического творчества.    

2. Содержание программы

     Вводное занятие. 

Инструктаж по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы для работы на занятиях. Показ презентации  о декоративно – прикладном искусстве. Виды техник декоративно-прикладного творчества.  Чтение стихов о красоте природы. Показ поделок из различных материалов.

   Работа с природными материалами. Чтение стихов, тематические беседы, игры, кроссворды. Сбор и систематизация природного материала, составление гербария. Симметрия, асимметрия. Методы и приёмы составления композиций из листьев, поделок из другого природного материала (грецкий орех, фисташки, шишки, семена, мох, кора деревьев).

 Подготовка материалов для творческой работы «Сова».

  Работа с различными тканями и материалами. 

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Куклы-обереги. Порядок проектирования кукол. Подбор материала для изготовления кукол-оберегов. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

Выполнения творческих работ: куклы-обереги. Оформление и выставка готовых работ.

    Работа с бумагой. 

Тематические беседы, игры, загадки о «волшебных» ножницах. Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами.

 Методика и приёмы симметричного вырезания и вырезание по шаблону. «Вытынанка» - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги.

Знакомство с различными техниками работы с бумагой: айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги, квиллинг (от англ. quilling – от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения, папье-маше («жёванная бумага»), бумагопластика, торцевание, тычкование, оригами.

Творческие работы: «Кленовый лист», «Елочка» в технике складывания бумаги айрис фолдинг.

Конструирование из основных форм «Цветок» в технике квиллинг. Оформление композиции.

Техники связанные с плетением: плетения из газеты. Учимся плести корзины.

Работа с гофрированной бумагой.

Техника выполнения цветов: «Крокусы», «Тюльпаны».

Творческая работа «Сова».

Методы и приёмы выполнения творческих работ. Оформление и показ готовых работ.

        Работа с лентами. История художественной культуры русского народа и ленточного дизайна. Знакомство с работами мастеров. Профессия - вышивальщица. Техники работы с лентами. Основы цветоведения. Понятие композиции.

    Техника «Цумами Канзаши». Творческие работы: «Петух» канзаши из лент, украшения для заколочки, ободка, фоторамки.

      Подготовка выставочных работ. Выставка творческих работ.

3. Тематическое планирование

   Учебно-тематический план на 1год обучения

п/п

Темы

Вводное занятие

1

Инструктаж по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы для работы на занятиях. Виды техник декоративно-прикладного творчества.  Чтение стихов о красоте природы. Показ поделок из различных материалов.

1

Работа с природными материалами

2

Экскурсия в природу. Чтение стихов, тематические беседы, игры, кроссворды. Сбор и систематизация природного материала, составление гербария.

1

3

Симметрия, асимметрия. Методы и приёмы составления композиций из листьев, поделок из другого природного материала (грецкий орех, фисташки, шишки, семена, мох, кора деревьев). Творческая работа «Сова».

1

Работа с различными тканями и материалами

4-5

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Куклы-обереги. Порядок проектирования кукол. Подбор материала для изготовления кукол-оберегов. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

2

-6-7

Мягкая игрушка. Порядок проектирования мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

2

Работа с бумагой

8

 «Вытынанка» искусство вырезания ажурных узоров

2

9-10

Айрис фолдинг («радужное складывание»)

2

11-12

Тычкование.

2

13-15

Папье-маше («жёванная бумага»). Творческая работа «Ваза».

3

16-18

Квиллинг - искусство бумагокручения.

3

19-20

Оригами.

2

21-22

Плетения из газеты.

2

23-24

Работа с гофрированной бумагой.

2

Работа с лентами   

25

История художественной культуры русского народа и ленточного дизайна. Профессия - вышивальщица.

1

26

Экскурсия в районный краеведческий музей. Знакомство с работами мастеров. Техники работы с лентами. Основы цветоведения. Понятие композиции.

1

27-29

Техника «Цумами Канзаши». Встреча с мастерицами.

3

30-32

Творческие работы: «Петух» канзаши из лент, украшения для заколочки, ободка, фоторамки.

3

34

Подготовка выставочных работ. Выставка детского творчества.

1

Итого

34

   

   

  1. Требования к уровню освоения содержания курса

Планируемые результаты:

 Учащиеся получат

- начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;

- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;  

- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;

- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

В результате обучения в объединении  обучающиеся  должны получить 

знания:

о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

о видах декоративно- прикладного искусства;

о народных промыслах;

в области композиции, формообразовании, цветоведения;

о вышивке лентами и изделиях из лент;

умения:

работать нужными инструментами и приспособлениями;

последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента);

делать цветы из лент 2-3 способами и из бумаги, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;

плести корзины из бумаги и оформлять интерьер;

работать в программе Power Point и в сети Интернет.

  1. Список литературы

  1. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
  2.  Быстрицкая А. «Бумажная филигрань» -М.: Просвещение, 1982.
  3. Соколова С. Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
  4. Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
  5. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
  6. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий/ Т.М. Геронимус. - М.: Новая школа,1994.-192с
  7. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов/ Н.В Матяш, В.Д.Симоненко-М.: Вентана-Графф, 2002.-112с.: ил.
  8. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г.
  9.  Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г.
  10.  Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001г.
  11.  Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.
  12.  Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 5-8 классы. – М.: Просвещение, 1994г.

Информационно-электронные ресурсы

  1.  http://festival.1september.ru/
  2.  http://nsportal.ru/
  3.  http://www.twirpx.com/
  4.  http://pochemu4ka.ru/
  5.  http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki-iz-bumagi-svoimi-rukami
  6.  http://aplikacii.ru/
  7.  http://www.solnushki.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш".

Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". (1 - 4 класс)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

Данная рабочая программа предполагает не только развитие визуально-пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Волшебный мир книги."

Рабочая программа курса внеурочной детельности "Волшебный мир книги" составлена с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» на уровне начального образования для 2 класса...