"Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении"
статья (2 класс)

Радциг Галина Александровна

Данная статья является результатом обобщения моего педагогического опыта по формированию здоровьесберегающей среды в процессе организиции работы группы продленного дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии

в образовательном учреждении»

Автор: воспитатель группы продленного дня

ГБОУ гимназия № 426

Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

РАДЦИГ ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА

 

         Статистика состояния здоровья детей в современных условиях обучения, что представлена на слайде, ярко иллюстрирует актуальность выбранной для обсуждения темы. А беседа с медиками гимназии о здоровье детей, пришедших в мою группу, окончательно утвердили меня в том, что вопросы сохранения здоровья детей являются первоочередными в процессе организации воспитательной работы.

        Почему же так ухудшается здоровье детей за период обучения в школе?  Видимо, дело в том, что мы, взрослые, родители и педагоги, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если организм ослаблен болезнями и не умеет бороться с недугом?

 

         Основные задачи образовательной организации, которая работает над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы вырастить ребенка нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять свое здоровье и подготовить ученика к самостоятельной жизни.

          Понимая, что никакой вид деятельности не может быть привлекателен для нездорового человека, и осознавая, что дети проводят в группе до 6 часов в день, а в школе в целом до 9-10, я поставила перед собой цель: при решении образовательных, развивающих и воспитательных задач не только сохранить и улучшить здоровье детей.

            Дети уже в школьном возрасте часто понимают, что здоровье –это важно. Но не всегда знают, что и как нужно делать для его сохранения.

           Планируя внеклассные занятия в группе, я  создала несколько блоков со здоровьесберегающим направлением. Это «Советы Айболита», «Уроки безопасности», «Хорошая осанка-здоровью приманка!» На занятиях мы с детьми обсуждаем темы: «Ты то, что ты ешь», «Чем полезен режим дня», «Нет плохой погоды, есть неправильная одежда», «Физкультура и я-лучшие друзья!»

       Это не только беседы или лекции, которые проводит педагог,но  и сообщения, которые готовят сами дети. Это предметно-исследовательская деятельность, это игры на свежем воздухе, физкультминутки с упражнениями для осанки во время самоподготовки. При проведении данных мероприятий у детей развивается любознательность, ответственность, умение себя презентовать перед классом.

 

                Статистика утверждает, что в современной школе двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает и физическому, и психическому здоровью детей.

            Трех часов физкультуру в неделю в соответствии с программой для решения этой задачи недостаточно. Поскольку в гимназии работает большое отделение дополнительного образования детей, я изначально ориентировала и детей, и родителей на занятия с физической направленностью.  Это футбол, акробатика, тхеквондо, танцы. А с руководителем кружка «Подвижные игры» мы договорились, что максимально занятия будут проводиться на улице.

 

             У нас в группе есть занятие, которое я провожу примерно раз в месяц: «Расскажи о своих успехах!» Многие воспитанники занимаются в спортивных секциях вне гимназии и достигают там хороших результатов. Дети приносят в группу свои медали и кубки и рассказывают, за что получены награды. Данные мероприятия не только мотивируют других детей к увеличению физической активности, но и расширяют карту мира ребенка: за пределами гимназии тоже есть много интересного и полезного!

 

             В рамках бесед и практических исследований по темам «Нет плохой погоды, есть неправильная одежда» мы с детьми подробно разобрали, какая одежда нам нужна в разное время года, чтобы оставаться здоровыми.  Здесь мне очень помогают родители. На данный момент все дети одеваются на прогулку в соответствии с нашей петербургской погодой.

 

         При нынешнем засилии гаджетов сложно убедить детей не пользоваться ими постоянно, не предложив им альтернативы.  И она у нас есть и на улице: игры с мячом, со скакалками, командные игры, экскурсии по городу. И в группе: рисование, тематические раскраски, подготовка проектов, занятия по интересам. Телефоном дети пользуются по прямому назначению и в определенное время.

 

       Когда я в прошлом году приняла группу, для меня было неприятным открытием количество сладостей и сладкой газированной воды, которое дети покупали в буфете. Сейчас количество сладкоежек значительно уменьшилось. Этому способствовали и цикл бесед, и работа с родителями, и исследования темы  самими детьми с последующим сообщением для группы.

 

        Процесс самоподготовки выявил, что иногда домашние задания могут быть очень объемные. Совместно с психологом и педагогами классов мы пришли к выводу, что нагрузку можно и нужно снизить. Чередуя физическую и учебную нагрузку, дети стали справляться с домашними заданиями значительно быстрее, освобождая себе вечернее время для приятных и любимых занятий и общения с родителями.

      И, конечно, я очень строго слежу за выполнением режима в группе, графиком проветривания и уборки кабинета, освещением, посадкой детей во время подготовки уроков. Эти простые ежедневные действия формируют именно здоровьесберегающую  среду, необходимую для сохранения и улучшения физического состояния детей.

 

           Мое педагогическое кредо «Дети нас не слышат. Дети на нас смотрят!» Я считаю, что личный пример педагога всегда работает сильнее лекций и бесед и стараюсь показывать детям, что здоровье и активность можно и нужно сохранять в течение всей жизни. Легко быть бодрым и активным, когда тебе 30 лет. Но в 58, 65, 70 лет - это тоже важно и возможно!

 У нас маленький город. Я часто встречаю детей с родителями в парке во время моей пробежки, пешей или лыжной прогулки. Дети и родители видят, что мой образ жизни соответствует тому, что я пропагандирую.

 

         Не менее физической активности важен и психологический климат в группе. Во время прогулки мы с кем-то можем индивидуально обсудить важные вопросы, посекретничать! Как помириться, если ты поссорился с лучшим другом? Почему со мной не хочет играть Маша? Почему с Яромиром все хотят дружить, а со мной нет?    Дети так и говорят: «Можно я сегодня с вами погуляю? У меня есть вопрос!»

 

           Что является результатом этих простых и всем доступных мероприятий? Из 32 человек в группу приходят 25-29. Дети практически не болеют простудными заболеваниями. Они веселы, активны, радостны, хорошо справляются с учебной программой, с удовольствием приходят в группу, с удовольствием посещают кружки в ОДОД, участвуют в конкурсах и соревнованиях.

        Это не только моя личная заслуга. Это коллективная работа совместно с учителями, у которых я всегда нахожу понимание и отклик на свои инициативы по сбережению здоровья детей, с психологом гимназии, с медицинскими работниками! И, конечно, важны поддержка и понимание родителей, что только совместными усилиями мы сохраним здоровье наших детей.

 

         Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Чтобы ребенок был счастливым, надо сохранить его здоровье».

Педагоги сегодня имеют все ресурсы для организации и проведения полного комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий, способствующих укреплению и сохранению крепкого физического и психического здоровья детей.

 Только в условиях здоровьесберегающей  среды  возможно  успешное решение обучающих, воспитательных и развивающих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий...

«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для учащихся начальных классов»

В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данная тема актуальна,...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении  на уровне начального общего образования...

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях

В данной статье представлены элементы педагогической технологии развития учащихся начальной школы с сохранением их физического, психического и духовно-нравственного здоровья....

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании является основной задачей Федеральных государственных об...