Музыкально-литературная композиция "Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг". Методическая разработка.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Данная музыкально-литературная композиция знакомит учащихся с историй России: подвигом русских моряков во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. и популярной старинной боевой песней "Варяг". Композиция включает в себя рассказ о сражении и песню.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Музыкальный отдел

Сценарий

музыкально-литературной композиции

«Героическая битва крейсера «Варяг».

(для педагогов дополнительного образования)

Составители:

Долгополов О. В. -
концертмейстер

Консультант:

Павлова С.В. –
методист музыкального отдела

2020

1.Информационная карта

  1. Долгополов О. В., концертмейстер.
  2. Общий стаж работы: 37, 5 лет, по данной специальности: 19 лет.
  3. Категория: высшая.
  4. Возраст обучающихся: 7-10 лет.
  5. Продолжительность мероприятия: 10 мин.
  6. Форма мероприятия: выступление.
  7. Название мероприятия: Музыкально-литературная композиция

«Героическая битва крейсера «Варяг».

   8)  Музыкальный материал: песня «Варяг» на стихи Р. Грейнца, перевод Е. М. Студенской, муз. А. Турищева (?), обр. для детского хора и ф-но. О. В. Долгополова.

2. Пояснительная записка.

Музыкально-литературная композиция «Героическая битва крейсера «Варяг» - одна из форм познавательно-воспитательной работы, предусмотренной образовательной программой «Школьный хор».

Цель мероприятия: патриотическое воспитание подрастающего поколения, популяризация хорового пения.

Задачи мероприятия:  

Обучающие: Знакомство учащихся и зрителей с историей своей страны, старинными военными песнями и стихами.

 Развивающие: развитие музыкальных способностей, артистизма и сценического мастерства.

 Воспитательные: воспитание уважения к музыкальной культуре и истории России, к     подвигам русских людей старшего поколения.

Материально-техническое обеспечение:

Зал, стулья, фортепиано, мультимедийное оборудование (ноутбук, экран, проектор), микрофон и звукоусилительная аппаратура.

Предполагаемый результат мероприятия: 

 - освоение и концертное исполнение рассказа о битве легендарного крейсера «Варяг» и старинной русской боевой песни «Варяг»

 - укрепление патриотических чувств  

- сопереживание военно-историческому прошлому страны

Музыкальный материал:

Песня «Варяг».

Ход сценария.

Перед исполнением песни чтецы читают следующий текст:

1-й чтец:

27 января (старого стиля) 1904 года из корейского порта Чемульпо под Андреевским флагом вышли в рейд крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», чтобы принять неравный бой с четырнадцатью японскими кораблями. Экипажи русских кораблей насчитывали 734 человека. Наши моряки находились в полном неведении о разрыве отношений Японии с Русским правительством и начале военных действий.

2-й чтец:

Капитану «Варяга» Всеволоду Рудневу была передана нота от японского контр-адмирала Уриу с требованием покинуть порт. В противном случае японцы намеревались атаковать русские корабли на нейтральном рейде. На предъявленный ультиматум капитан Руднев заявил: «Сделаю попытку прорваться и приму бой, но сдаваться никогда не буду, также и сражаться на нейтральном рейде…».

3-й чтец:

Около одиннадцати часов утра команда крейсера «Варяг» была вызвана наверх, и капитан Руднев обратился к ней: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим ни крейсера, ни себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю…».

4-й чтец:

На канонерской лодке «Кореец» её командир, капитан 2-го ранга Григорий Беляев, поставив команду во фронт, поздравил её с началом войны и предстоящим вступлением в первый бой. Громогласное «ура» гремело на обоих кораблях.

5-й чтец:

На крейсере «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» начали готовиться к бою. По русской традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи, и корабельный священник благословил моряков перед боем. Обе команды, подготовив суда к бою с японской эскадрой, вышли на смертный парад с пением русского гимна «Боже, Царя храни». Вслед за матросами гимн подхватили музыканты оркестра. Это вызвало необычайный подъём.

1-й чтец:

В 11 часов 20 минут утра крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал, предлагавший сдаться. Капитан Руднев приказал на сигналы противника не отвечать.

2-й чтец:

На «Варяге» взвились узкие полотнища боевых флагов. Флагманский корабль японцев «Асама» открыл огонь по крейсеру «Варяг». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик. Штурман Алексей Нирод и несколько матросов погибли. Через две минуты «Варяг» открыл сильный ответный огонь по неприятельскому крейсеру.

3-й чтец:

При переходе острова Идольми осколками японского снаряда был ранен в голову стоявший у боевой рубки капитан Всеволод Руднев и убиты наповал стоявшие рядом с ним члены команды, но Руднев, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем.

4-й чтец:

Канонерская лодка «Кореец» в это время вела бой против крейсера «Такачихо», представлявшего для канонерки наиболее удобную мишень. Неприятельские крейсеры смогли добиться только одного осколочного попадания в «Корейца». Они были скованы действиями «Варяга».

5-й чтец:

В ходе жестокого боя «Варяг» был сильно повреждён вражеским огнём: машины вышли из строя, половина орудий была уничтожена, сам крейсер имел сильный крен на левый борт. Русские корабли вернулись в порт, где было принято решение снять команды и затопить «Варяг» и «Кореец». По просьбе капитана Руднева командиры иностранных кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Сражение, длившееся около часа, завершилось.

1-й чтец:

Ни один из офицеров и матросов после боя не попал в плен. В рапорте Государю Императору Николаю второму капитан Руднев, сообщая о сражении в Чемульпо, указал, что на «Варяге» убиты мичман, 33 матроса, и есть много раненных. На «Корейце» потерь нет.

2-й чтец:

Через два месяца пароход с моряками «Варяга» и «Корейца» прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, моряков засыпали цветами. На всём пути домой моряков встречали с почестями, симпатией и радушием. Телеграммы поступали из разных стран, подвигом русских героев восхищались на всех континентах!

3-й чтец:

16 апреля 1904 года большая часть спасённой команды прибыла в столицу - Санкт-Петербург. Колонны моряков чеканным шагом проследовали по Невскому проспекту от Николаевского вокзала до Дворцовой площади, где их приветствовал Государь Николай второй.

4-й чтец:

После смотра все моряки были приглашены на торжественный обед в Зимний дворец. После благодарственного молебна все участники героического сражения получили из рук императора Николая второго медаль с надписью: «Да вознесетъ васъ Господь въ свое время». Такие медали носили на особой ленте − белой с синим Андреевским крестом. Каждый матрос получил также именные серебряные часы и другие памятные подарки. По царскому указу всем участникам боя были вручены высшие награды Российской Империи: офицерам – Георгиевские ордена, а нижним чинам – Георгиевские кресты.

5-й чтец:

        Как раз на этом царском приёме впервые и прозвучала песня «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Стихотворение, посвященное подвигу моряков «Варяга», написал немецкий поэт Рудольф Грейнц, а перевела его на русский язык Евгения Михайловна Студенская. Автор музыки песни неизвестен, но есть предположение, что сочинил её воспитанник Двенадцатого Гренадёрского Астраханского полка музыкант Алексей Сергеевич Турищев, который был участником этой торжественной встречи.

Далее звучит музыкальное вступление, и хор исполняет песню «Варяг» (см. нотное приложение отдельным файлом). Для более эффектного исполнения музыкально-литературной композиции детям можно сшить бескозырки с надписью - «Варягъ», а также использовать во время исполнения песни видеоклип (без звука), помещённый в эл. источнике №1.

Список использованных источников:

Литературные и нотные источники:

  1. «Вспомним, братцы, россов славу…» / Автор-составитель О. В. Долгополов. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: Светъ, 2015. – 72 с., ил.

Электронные источники:

  1. Удивительная история песни «Врагу не сдается наш гордый Варяг» https://zen.yandex.ru/media/takaya_istoria/udivitelnaia-istoriia-pesni-vragu-ne-sdaetsia-nash-gordyi-variag-5d87171034808200ad2fd9a2 (выход на стр. 17 сент. 2020 г.). Здесь есть видеоклип песни.
  2. Эл. страница: http://www.abitura.com/not_only/hystorical_physics/song_varyag.html –

о песне «Варяг» (выход на стр. 17 сент. 2020 г.).

3. Эл. страницы: http://irkipedia.ru/content/voenno_morskoy_muzey_v_posyolke_biliktuy http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&page=3&pid=1446   – музей и история крейсера «Варяг» (выход на стр. 17 сент. 2020 г.).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся. Музыкально-литературная композиция "Женщина и война" учителя музыки ГБОУ гимназия №209 Центрального района Санкт-Петербурга "Павловская гимназия" Н.А. Ягудиной

Необходимость таких мероприятий очень нужна и важна! Мы должны воспитывать в детях патриотическое созание, чувство гордости за свою страну, уважение к старшему поколению,  уважение к подвигу ЧЕЛО...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...