Патриотическое воспитание младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Дикая Ольга Валерьевна

Патритотическое воспитание младших школьников в МБОУ "Ерцевская СШ им. С.И. Бочарова", учителя Дикая О.В., Махотина Ю.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriot.vosp_._mahotina_dikaya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Дикая,

Ю.И. Махотина

учителя начальных классов 1 категории

МБОУ «Ерцевская СШ им. С.И. Бочарова», п. Ерцево

«Патриотическое воспитание младших школьников».

         Патриотическое  воспитание -  часть  общей  культуры  государства.  Задача  педагогов – как  можно  раньше пробудить  в  ребенке  любовь  к  родной  земле, воспитывать любовь и уважение  к  близким,  к родному  дому, родной  школе. Необходимо  с детства  формировать  такие  качества,  которые помогут  ребенку стать  настоящим человеком  и  гражданином  общества.

Что же такое патриотизм? По толковому словарю русского языка С.И. Ожегова,  «патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

           Основой воспитательной работы учителя начальных классов МБОУ «Ерцевская СШ им. С.И. Бочарова» является программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, одним из направлений которой является воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

Цель  патриотического воспитания –  воспитание  уважительного отношения  к  героическому    прошлому  Родины,  развитие  социальной  активности, патриотизма и гражданской  позиции.  Срок реализации  программы – четыре  года. На каждый учебный год поставлены определенные задачи: в 1 классе делается упор на отношения в семье между старшими и младшими, вводятся понятия «Родина», «столица»; во 2 классе учащиеся знакомятся с правами и обязанностями гражданина России, учатся негативному отношению к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. В 3 - 4 классах – изучаются  основные события истории Российского государства, рассматривается политическое устройство государства, дети учатся  отвечать за свои поступки,  прививается интерес к участию в делах класса, школы, семьи, поселка, воспитывается уважение к защитникам Родины.

Ценностями патриотического воспитания  выступают такие понятия, как: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Основной формой патриотического воспитания являются классные часы.      

За 4 года реализации Программы духовно – нравственного развития и воспитания  обучающихся на классных часах были освещены такие темы как: «100 лет Великой Российской Революции», «Архангельской области- 80 лет: помним, гордимся, храним», «Памяти жертв терроризма», «Моя малая Родина», «Офицер – профессия героическая», «Увлекательное путешествие по Архангельской области», «День защитника Отечества», «Присоединение Крыма к России», «Мы такие разные, но мы вместе», «День памяти жертв Холокоста», «Памяти павших будьте достойны», «Поклонимся великим тем годам», «Наше право», «Что такое ответственность», «Государство – это мы», «Моя Родина – Коноша» «Отечественная война 1812 года», «День народного единства»,  «День Победы», «Коношскому району – 85 лет», посвящённые истории нашей Родины, «День Конституции РФ», «Россия, Россия – края дорогие!».  

На классных часах мы стараемся сформировать у детей также положительное отношение к законам и их выполнению, способствовать формированию их правовой культуры (темы: «Основной закон РФ», «Наше право», «Права в жизни»). Классный час «Мы все разные, но все ученики с равными правами» раскрыл детям такое понятие, как толерантность.

Вопросы патриотизма рассматривались также на уроках. В учебниках хорошо подобраны задания, которые помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а подводить его к нужному выводу.  

На уроках окружающего мира учащиеся заочно отправляются в путешествия по знаменитым городам нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве».  

На уроках литературного чтения знакомятся с историей родины через различные произведения известных русских писателей о нашей стране, о красоте нашей природы.

 Рубрика «Путешествие в прошлое» учебника математики, через  решение задач, знакомит детей с жизнью наших предков, их развитием, с великими учеными, открытиями, великими путешественниками.  

Уроки русского языка учат любить русский язык и русское слово.   На уроках «Основы религиозных культур и светской этики» учащиеся учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, населяющим нашу многонациональную страну, быть милосердными, добрыми, знакомятся с народными праздниками.   Ребята участвовали в создании социальной рекламы по  теме «Спешите делать добро!» (плакаты были размещены в классном кабинете).    На уроках ИЗО и технологии ребята знакомятся национальным декоративно-прикладным искусством, народными обрядами и традициями.

            Региональный УМК «Морянка» также способствует воспитанию уважительного отношения  к  нашей малой родине - Архангельской области.

Воспитанию уважительного отношения  к  героическому    прошлому  Родины,  развитию  социальной  активности, патриотизма и гражданской  позиции помогают внеурочные мероприятия:   

- общешкольное мероприятие «Масленица»,

- школьный конкурс смотр строя и песни,

- мероприятия декады правовых знаний,

- экскурсии в школьный музей,

- участие в мероприятиях Центра досуга, Детской школы искусств, поселка: «День пожилых людей» (концерт), «День матери» (концерт, конкурс рисунков), конкурс чтецов на 9 мая.

- мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества («Рыцарский турнир»), игровая программа к 8 марта «А ну-ка девочки».

- участие в школьных конкурсах «Мы все разные – мы все равные» (рисунки), «Мы этой памяти верны» (чтецов ко Дню Победы), в районных конкурсах «Моя родина Архангельская область» в номинации «Рисунок», районном заочном конкурсе детского творчества «Край мой Коношский» в номинации «Рисунок» (победитель), в региональном конкурсе рисунков «Экология глазами детей» (победитель районного конкурса), участие в областном конкурсе рисунков «Возвращение к истокам».

- участие в открытии мемориальной доски в память о В.А. Абрамове, легкоатлетические соревнования.

-участие в конкурсе чтецов «Большой России малый уголок» (2, 3 место, районный уровень (в том числе собственные стихи).

- участие в конкурсе «Фестиваль дружбы народов» (1 класс – представляли народ татар, 4 класс –народ цыган (2 место).

- участие в спортивном лыжном празднике в поселке Ерцево, посвященном памяти спортсмена-земляка Алфея Андреевича Корнилова.

-участие в школьных конкурсах в номинации «Рисунок» по теме «Война», «Герои Великой Победы»

-участие в общешкольной военно-спортивной эстафете «Марш-бросок» (на 23 февраля) – 3 место среди 1-2 классов и 1 место среди 3-4 классов в 2020 году.

-участие в акции «Армейский чемоданчик» (2019 г)

Воспитывают патриотические качества занятия кружков внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России», «Экобудильник». Кружок «Праздники, традиции и ремесла народов России» знакомит учащихся с праздниками, традициями и ремеслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времен Петра 1); воспитывает интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; формирует толерантность, чувство патриотизма и гражданственности. Кружок «Экобудильник» воспитывает и прививает любовь к природе, учит ценить и беречь окружающий нас мир.

По окончанию реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования учителя проводят мониторинг достигнутых воспитательных результатов.

20 марта 2019 года в 4 классе Дикой О.В. была проведена диагностика уровня толерантности младших школьников   через систему независимых оценок, по результатам которой у 12 учащихся достаточный уровень толерантности. Такие дети стремятся к объективной оценке окружающих и обоснованности своих суждений о них, признают наличие иного и его право на существование, проявляют готовность к сотрудничеству, равноправному общению, доброжелательны, достаточно терпеливы, стремятся не использовать грубой негативной лексики. 5 учащихся имеют высокий уровень толерантности: дети открыты для многообразия мнений, обладают самоконтролем, выдержкой, умеют правильно оценить свои действия и действия окружающих, умеют слушать собеседника, правильно и точно выражать свои мысли, умеют сотрудничать, обладают высокой культурой поведения, умеют признавать свои ошибки, способны к сопереживанию, честны, в речи не используют негативной лексики. У  4 учащихся – низкий уровень толерантности. Дети не всегда могут правильно оценить свои действия и поступки, действия и поступки окружающих, признают возможность существования иного, другого, однако обычно уверены в его ошибочности, придерживаются собственных представлений, проявляют нетерпение, невыдержанность, чаще всего не способны общаться со сверстниками на равных, драчливы, могут использовать в речи негативную лексику. Средний балл по классу – 3 (достаточный уровень толерантности).

3 марта 2020 года была проведена диагностика уровня толерантности младших школьников 4 Б класса (Махотина Ю.И.). Средний балл по классу – 3. Результаты диагностики: у 10 учащихся достаточный уровень толерантности, один учащийся имеет высокий уровень толерантности, ещё один учащийся имеет низкий уровень толерантности.

Обучающиеся достигли таких воспитательных результатов:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

       

     Список использованной литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

3. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

4. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2008. – № 4. – С. 23.

5. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.

     6. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное

      образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2010. – № 4. – С. 4-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников.

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников. Доклад сопровождается презентацией...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...