внеурочная деятельность Афлатун 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Пояснительная записка. КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11._aflatun.docx50.27 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ Жуковский Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ№1

(МОУ ГИМНАЗИЯ  №1)

ПРИНЯТА

 на заседании ШМО

 Руководитель ШМО:

__________ / Н.В. Левина

          (подпись)            (Фамилия И.О.)

Протокол №  1_

от «_30_» _августа _2019г.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

по УВР:

 __________ / Н.П.Антонова

(подпись)                  (Фамилия И.О.)

от «_30_» _августа _2019г..

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Гимназия №1

 ___________ Н.И. Варлыгина

(подпись)

Приказ № 447        

от «_30_» _августа __2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Афлатун»

                        (базовый уровень)

ФИО  учителя

Борисова Марина Витальевна

учитель высшей квалификационной категории

Класс:

2 «А»

Количество часов:

всего - 34,

в неделю -  1

На основе:     Учебные пособия - рабочие тетради  секретариата Афлатун в Нидерландах «Серия Афлатун. Книга 2», материалы  отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми Центра стратегических разработок АСОУ.

.

г. о.Жуковский  

2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Афлатун» для 2 «А» класса на уровне начального общего образования составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014г., с изм. от 02.05.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015г.);
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протоколом от 08 апреля 2015 года №1/15);
  • Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование) под редакцией В. А. Горского. М.: «Просвещение», 2011г.
  • ООП НОО Муниципального общеобразовательного учреждения Гимназии № 1 г.о. Жуковский.

Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей с учетом специфики данного образовательного учреждения.   В соответствии с учебным планом МОУ Гимназия №1 курс «Афлатун» во 2 «А» классе изучают 1 час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа в год.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Начальное экономическое и финансовое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Когда дети  уверены в себе, социально-ответственны и образованны в финансовом отношении, у них появляется возможность изменить к лучшему и свою жизнь, и окружающий мир. Тогда они в состоянии принести пользу своей семье, своему  городу, понять в чем заключается ценность ресурсов и скопить достаточно денег для осуществления своей мечты.

Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс внеурочных занятий по финансовой грамотности  в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Необходимость введения курса «Афлатун: финансовое и социальное образование детей» обусловлена несоответствием действующих программ по экономике для учащихся общеобразовательных школ и требований повседневной жизни детей, которые ежедневно сталкиваются с практическими вопросами экономики.

В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по курсу «Афлатун: финансовое и социальное образование детей», мы опираемся на рекомендации и учебные пособия секретариата Афлатун в Нидерландах, материалы  отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми Центра стратегических разработок АСОУ  (Сергеевой Т.Ф.,  Сечкаревой  Е.В.), проект Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», Конвенцию ООН о правах ребенка.

Слово «афлатун» арабского происхождения, оно означает «исследователь». Афлатун - это также имя Платона в арабской традиции. Персонаж Афлатун сопровождает детей в ходе обучения, он помогает детям проникнуться идеей программы и лучше изучить материал. Роль Афлатуна - научить ребенка опираться на себя, чтобы стать ответственным, активным гражданином, инициатором перемен в своей собственной жизни и жизни общества.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является формирование целостного представления о социальном и финансовом образовании детей, создание условий для повсеместной осведомленности о социальных и экономических правах детей.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • понимание учащимися своих личностных ценностей;
  • изучение этических аспектов финансов;
  • знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка и со своими обязанностями по отношению к самим себе, своей семье, обществу и окружающей среде;
  • понимание важности делать сбережения и тратить разумно;
  • применение навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.

МЕСТО ВНЕУРОЧНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане начальной школы МОУ Гимназия № 1 на изучение курса «Афлатун» отводится 1 час в неделю.  Всего во 2 классе – 34 часов (учебный год во 2 классе - 34 недели.)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия (УУД):

  • идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству через такой атрибут как денежная единица;
  • проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности как части общей культуры человека;
  • проявлять понимание и уважение к деньгам как части материальной ценности;
  • проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
  • проявлять социальную активность, гражданскую позицию при решении конкретных личностно значимых задач и целей.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • учитывать выделенные учителем, группой ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать свою деятельность группы, класса;
  • давать оценку своей работы;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как финансы, денежная единица, бюджет, рынок, партнёр и др.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: предусмотрительность, рачительность, бережливость, хозяйственность;
  • использовать имеющийся практический финансовый опыт при выполнении учебных действий;
  • осуществлять расширенный поиск информации использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Социально значимые результаты

Развитие социальных мотивов:

  • стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность;
  •  быть полезным обществу.

Значительную помощь учителю в проведении занятий с учащимися окажет учебно-методический комплект, разработанный для каждого класса. В него входят:

  • программа и учебно-тематический план с краткими методическими рекомендациями, перечнем планируемых результатов освоения обучающимися программы курса (по классам), списком литературы для учителей и учащихся;
  • руководство для учителей с поурочными разработками по всем разделам и темам;
  • книга для учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа предназначена для первого года обучения в рамках внеурочной деятельности в начальной школе.

Данная программа построена на основе принципов непрерывности и преемственности. Непрерывность предусматривает постоянное движение от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаниями других наук, культурой делового общения и поведения. Она осуществляется за счет целесообразной совокупностей путей, средств, способов и форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений, формирования экономического мышления, способности к деловому общению, воспитания инициативности, предприимчивости, творческого отношения к делу в целях получения запланированного конечного результат с наименьшими затратами всех видов ресурсов.

Преемственность находит выражение в линейно-циклической структуре, где каждая из ступеней общеобразовательной школы, решая общие задачи финансового и социального образования, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся.

Отличительной чертой данной программы является преимущественно практическая направленность, которая диктует необходимость использования различных методических приемов в деятельности учителя. Имеющийся отечественный и зарубежный опыт преподавания позволяет рекомендовать применение следующих способов преподнесения и активизации знаний учащихся с целью формирования у них навыков коммерческого мышления:

  • деловые игры, тесты, викторины;
  • домашний разбор публикаций в деловой прессе с целью выработки у учащихся навыков самостоятельного анализа ситуаций, возникающих в сфере бизнеса, и поиска путей их решения;
  • проведение конкурсов на лучшую идею создания школьной фирмы (лучший бизнес-план);
  • создание школьных фирм с заранее заданным сроком деятельности и четко определенными целями функционирования;
  • организация встреч с известными местными предпринимателями, сотрудниками экономических служб местной администрации, представителями банков и налоговой службы;
  • организация и участие благотворительных ярмарок с целью поддержи детей из малообеспеченных семей и детей-инвалидов.

Девиз: «Узнай, где правда, а где – ложь. Исследуй, думай и найдешь!»

    Главная особенность данного курса – это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.

Учебная программа «Афлатун: финансовое и социальное образование детей» определяет содержание предмета и последовательность его прохождения во внеурочной деятельности.

Программа разделена на 8 последовательных уровней.

- первый уровень (1 класс) - уникальность и различия, уважение к другим, представление об экономии средств;

-  второй уровень (2 класс) - взаимосвязь между ребенком и его семьей, соседями и местными органами управления; деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний;

-  третий уровень (3 класс) - понимание себя через понимание своих чувств, финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды;

В ходе изучения курса планируется выполнение следующих проектных и исследовательских работ:

2 класс – «Мы уникальны»;

          – «Бумага или полиэтилен»;

          – «Копилка Афлатун»;

          – «Моя семья».

3 класс – «Сберегательная книжка»;

          – «Копилка Афлатун»;

          – «День Афлатун».

Программа включает в себя пять разделов, основными задачами которых является:

РАЗДЕЛ «Ты, Я и Афлатун: Развитие позитивного и благоприятного восприятия своей

личности»:

1. Познакомить детей с программой «Афлатун», рассказать об истории программы и

описание, в чем заключается ее суть.

2. Формировать у детей самовосприятие, чувство уверенности в себе.

3. Помочь в изучении своего тела и как с ним обращаться;

4. Познакомить детей с разными видами эмоций, как их понимать и как выражать.

РАЗДЕЛ «Я и моя семья: забота о людях, которых мы любим».

1.Познакомить детей с различными составами семей.

2.Научить детей называть всех членов семьи и помочь осознать, какую важную роль

играют окружающие нас люди.

3. Дать общее понятие о труде, подчеркивая важность труда каждого члена семьи.

РАЗДЕЛ «Я и мои друзья: Помогая друг другу»

1.Дать детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание

иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться

только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства;

закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление.

2. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения;

формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться

в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать

формированию дружного коллектива.

РАЗДЕЛ «Я и общество: Живем и работаем вместе»:

1. Формировать в сознании детей понятия общества и соседства и изучить основные

процессы продажи и покупки.

2.Формировать представления о ближайшем окружении детей и взаимодействию с ним.

РАЗДЕЛ «Я и общество: Живем и работаем вместе»:

1. Формировать в сознании детей понятия общества и соседства и изучить основные

процессы продажи и покупки.

2.Формировать представления о ближайшем окружении детей и взаимодействию с ним.

РАЗДЕЛ «Я и деньги: Тратим, копим и делимся»:

В этом разделе изучаются основные финансовые понятия, благодаря которым дети смогут

сделать первые шаги в направлении социального и финансового образования. Раздел

структурирован таким образом, чтобы дети имели возможность сначала разобраться, что

такое деньги, а потом осознать их ценность. Далее детям помогают понять, что означает

тратить, копить и делиться. И, наконец, дети смогут продемонстрировать знания и

умения, полученные в процессе обучения, применив модель рыночных отношений на

практике. 

Форма и режим занятий:

Занятия проводятся в форме внеурочной деятельности продолжительностью 35 минут 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 занятия в год.

Формы обучения:

Экономическая подготовка в начальной школе основывается на практических формах работы учащихся:

– моделирование различных ситуаций;

– выполнение творческих заданий;

– создание проектов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер темы

Наименования разделов и тем

Количество часов на изучение темы

Количество часов по факту

1

Добро пожаловать в мир Афлатун.

6

6

2

Создавать, чтобы сохранить

5

5

3

Афлатун сияет для других

5

5

4

Моя семья  

4

4

5

Учимся делать покупки.

7

7

6

 Ценить и быть благодарным.

4

3

7

Афлатунец получает значок.

3

3

ИТОГО:

34

 3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

п/п

Авторы

Название

Издательство

1

Подболотова М.И., Сергеева Т.Ф.

Серия Афлатун Книга 2

ООО «Сигнал Экспресс»

2

Смоленцева А. А.

Сборник методических разработок по формированию финансовой грамотности детей и молодежи.

АСОУ, 2016г.

Шатова А. Д.

«Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику»

М.: Детство-Пресс, 2008г.

3

Шатова А. Д.

Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников.

М.: Ювента, 2003г.

4

Экономическое воспитание дошкольников.

М.: Педобщество России, 2005.

Технические средства обучения:

  1. Классная (магнитная доска) с набором приспособлений для крепления пособий.
  2. Экспозиционный экран и проектор.
  3. Персональный компьютер.
  4. Ксерокс. Принтер.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

 

№ уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика

основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Тема 1.  Добро пожаловать в мир Афлатун.

 (6 часов)

1.

Давай исследовать.

Работа в рабочей тетради.

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста;

05.09.2019

2.

Подумай об этом.

идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству через такой атрибут как денежная единица;

12.09.2019

3.

Расследование

адекватно воспринимать свою деятельность группы, класса;

давать оценку своей работы;

19.09.2019

4.

Готовность к действиям

(подготовка к работе с пазлами)

27.09.2019

5.

Проект «Мы уникальны»; ковер из пазлов.

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

03.10.2019

6.

17.10.2019

Тема 2.  Создавать, чтобы сохранить (5 часов)

7.

Эксперимент «Бумага или полиэтилен»

Работа в рабочей тетради.

адекватно воспринимать свою деятельность группы, класса;

давать оценку своей работы;

различать способ и результат действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

24.10.2019

8.

31.10.2019

9.

07.11.2019

10.

Подумай об этом

14.11.2019

11.

Расследование:

Афлатун узнает о копилке.

28.11.2019

Тема 3. Афлатун сияет для других. (5 часов)

12.

Давай исследовать - лучшие качества Афлатунца.

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

05.12.2019

13.

Мой день Афлатунца

12.12.2019

14.

Стремимся быть лучше.

19.12.2019

15.

Расследование: Афлатун сияет ярко

26.12.2019

16.

Готовность к действиям: забота об окружающей среде.

16.01.2020

Тема 4.  Моя семья  (  4 часа)

17.

Давай исследовать: познакомьтесь с моей семьей. Проект «Моя семья»

проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина;

проявлять социальную активность, гражданскую позицию при решении конкретных личностно значимых задач и целей.

23.01.2020

18.

30.01.2020

19.

Расследование: Обязанности в семье.

06.02.2020

20.

Готовность к действиям: Афлатунец говорит «спасибо»

13.02.2020

Тема 5.  Учимся делать покупки. (7 часов)

21.

Давай исследовать: Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности как части общей культуры человека;

проявлять понимание и уважение к деньгам как части материальной ценности;

осуществлять простейшие экономические расчёты;

планировать результаты экономии и бережливости.

составление семейного бюджета,

27.02.2020

22

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.

05.03.2020

23

Подумай об этом: Афлатунцы идут за покупками.

12.03.2020

24.

Рынок. Цены на рынке.

19.03.2020

25.

Обмен товаров на деньги.

26.03.2020

26.

Расследование: Что такое деньги.

02.04.2020

27.

16.04.2020

Тема 6.  Ценить и быть благодарным. (4 часа)

28.

Давай исследовать: Помощь другу.

проявлять социальную активность, гражданскую позицию при решении конкретных личностно значимых задач и целей,

давать оценку своей работы;

23.04.2020

29.

Подумай об этом: производство товара.

30.04.2020

30.

Расследование: Разделение труда.

07.05.2020

31.

Расследование: Разделение труда.

Тема 7. Афлатунец получает значок. (3 часа)

32.

Давай исследовать: подводим итоги года.

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

14.05.2020

33.

Готовность к действиям: проект «Изготовление значка Афлатунца».

21.05.2020

34

28.05.2020

   Подпись учителя   _____________  (Борисова М.В.)

«Согласовано»

на заседании ШМО учителей  

                                             начальных классов

Рук. ШМО: ______________ /Левина Н.В./

                 

  Протокол №1  от  " 30 "  августа   2019 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______________________ /Н.П.Антонова/

"        30 "   августа    2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

внеурочная деятельность 4 класс "Проектная деятельность""

внеурочная деятельность "Проектная деятельность" 4 класс...

Занятие по внеурочной деятельности Афлатун" - социальное и финансовое образование учащихся 1 класс "Маленькие банкиры"

Цель моего занятия  – показать, как можно   в игровой форме обучать самых маленьких школьников  финансовой грамотности,  управлять деньгам. Показать,  на каких этап...

Занятие по внеурочной деятельности "Афлатун" на тему "Моя семья."

На занятии рассмотрены задания, направленные на воспитание основных ценностей семьи, проанализированы различные семьи по своему составу, по материальной обеспеченности, по характеру деятельности и т. ...

Внеурочная деятельность. Мастер-класс.Тема: Игры с геометрическими наборами. Изготовление « Танграма» (1 класс)

Цель: - усовершенствовать умения работать с картоном и цветной бумагой; развивать фантазию, мышление, воображение;         -расширить представление учеников о с...