Социальная акция как средство духовного развития личности младшего школьника
презентация к уроку

Адамбаева Людмила Анатольевна

Большое значение приобретают методы,  приемы и формы работы педагога, с помощью которых  он стремится  обеспечить личностное равновесие ребенка. В нашем образовательном учреждении традиционными формами "самовоспитания" стали Уроки Мужества, Уроки гражданственности, проекты, встречи с замечательными людьми города.\, семейные праздники.

К таким педагогическим средствам относится и  социальная акция, поскольку помимо информационной она имеет адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность социальной акции позволяет быстро и корректно включать учащихся  в систему социальных отношений и связей.

Именно эту форму я использовала с детьми при реализации проекта "В память о солдате...", посвященного участнику Великой Отечественной войны Рахманову Александру Ивановичу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adambaeva_lyudmila_anatolevna_1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Адамбаева Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов

 высшая квалификационная категория

                                                                                         МКОУ "Школа № 5" МО г. Ирбит

                                                                                            Свердловская область

Тема  "Социальная акция как средство

 духовного развития личности младшего школьника"

Проблема  духовного воспитания  подрастающего поколения  стала  сегодня одной  из самых существенных в обществе.  Нацеленность  воспитательного процесса  на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни  ребенка социальными смыслами, солидарная устремленность в будущее -  это то   понимание духовно-нравственного развития  личности, которое  реализуется в нашем образовательном учреждении через внеурочную  деятельность.

Внеурочная деятельность имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств.  С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей. Соответственно, большое значение приобретают методы,  приемы и формы работы педагога, с помощью которых  он стремится  обеспечить личностное равновесие ребенка. В нашем образовательном учреждении традиционными формами "самовоспитания" стали Уроки Мужества, Уроки гражданственности, проекты, встречи с замечательными людьми города.\, семейные праздники.

К таким педагогическим средствам относится и  социальная акция, поскольку помимо информационной она имеет адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность социальной акции позволяет быстро и корректно включать учащихся  в систему социальных отношений и связей.

Именно эту форму я использовала с детьми при реализации проекта "В память о солдате...", посвященного участнику Великой Отечественной войны Рахманову Александру Ивановичу.

Что же мы понимали под понятием "социальная акция"? Согласно трактовке многих информационных источников,  социальная акция — это мероприятие, направленное на привлечение внимания людей к определенной проблеме, попытка заставить задуматься. Основной  целью социальных акций является  расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, ценностей, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, культурных значений. Данные мероприятия  помогают в развитии креативности, гибкости, умения принимать  новый опыт.

Безусловно, ещё не определив конкретное название нашей социальной акции, мы были твердо уверены на первом этапе её реализации, что она несет патриотический характер. В процессе разработки, подготовки  и реализации  акции "В память о солдате..."  мы  ответили  на следующие  вопросы:

Вопросы

Ответы

На решение какой проблемы направлена социальная акция?

Социальная акция был  направлена на увековечивание памяти  участника Вов.

Кто является ее целевой группой?

Целевой группой стали учащиеся 9-10 лет МКОУ "Школа № 5" г. Ирбита.

Какова цель социальной акции, и какие задачи она решает?

Цель социальной акции - привлечение внимания  общественности к проблеме сохранения исторической памяти об уральцах - защитниках Отечества, тружениках тыла, детях и подростках военного времени, внесших значительный вклад в Победу.

Когда и где проходит социальная акция?

Место проведения социальной акции - город Ирбит - Байкаловский район Краснополянское поселение.

С кем вместе?

Социальные партнеры - семья участника Великой Отечественной войны, родственники, учащиеся Краснополянской  СОШ.

Какова форма социальной акции?

Форма социальной акции - информационный продукт: Книги  памяти  "В память о солдате...".

Социальная акция "В память о солдате..." была реализована в  три этапа.

1 этап - подготовительный, цель  которого организационная, информационная, методическая, психологическая и финансовая подготовка. Реализация данного этапа обеспечивалась взаимодействием с Рахмановой В.А, вдовой участника Вов,  выявлением проблемы и её формулировкой, формированием команды исполнителей, распределением обязанностей и зон ответственности между членами команды, установлением  контактов  с социальными партнерами. Было проведено  интервьюирование близких родственников Рахманова А.И., подготовлен информационный  продукт. Социальная акция обеспечивалась определением целей и задач, выбором формы проведения, разработкой сценария. В процессе работы проведено обучение членов команды приемам взаимодействия с социальными партнерами. Финансовая подготовка обеспечивалась закупкой необходимых   материалов для её  проведения.

2 этап - основной,  цель  которого является реализация сценария социальной акции. На этом этапе мы руководствовались принципами личной и командной ответственности перед семьями Рахмановых, Цымбал, Котовых, максимально интегрировали  наши усилия    для  решения целей и задач акции. Кульминацией основного этапа стало два мероприятия:  передача Книги памяти "В память о солдате..." близким родственникам на Уроке Мужества. который состоялся  8 мая 2013 года в нашей школе и   вручение информационного продукта социальной акции  музею  Краснополянской СОШ на митинге "Герои Вов - наши земляки", который состоялся 8 июня 2013 года. При  реализации данной формы педагогического воздействия для меня было  важным почувствовать настроение её участников, выявить отношение к социальному действию. Принцип  "обратной связи", регламентируемый требованиями к проведению социальной акции, был соблюден. Для нас он был приятной неожиданностью, когда на Уроке Мужества от  близких людей Рахманова А.И. было вручено благодарственное письмо  за оформление  альбома "В память о солдате...".

3 этап - аналитический, целью которого является подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив. Основным компонентом этого этапа стало  пост информационное сопровождение, что нашло отражение в публикациях газеты "Восход".

Перспектива социальной акции "В память о солдате..." была обозначена участием в Международном сетевом  проекте "Книга Славы" портала "Методсовет". Инициативной группой учащихся мы подготовили материал, в соответствии с требованиями Положения проекта, расположили материал для публичного обсуждения пользователей и гостей портала. Продуктом Международного сетевого проекта стала  "Книга Славы", в которую вошли материалы  о Рахманове А.И. и находятся в общественной доступности  http://metodsovet.su/news/itogi_setevogo_proekta_kniga_slavy/2013-10-30-206.

Вся процедура реализации социальной акции "В память о солдате..." и  результаты мною были оформлены в педагогический проект и представлен на Всероссийском  конкурсе  с международным участием "Духовно-нравственное воспитание учащихся". Из семидесяти шести заявленных работ были определены шесть победителей. Приятно было осознать, что выбор конкурсной комиссии остановился на моей работе и был удостоен Дипломом I степени.

Таким образом, одним из педагогических  средств  внеурочной деятельности является социальная акция, организуемая педагогами, обучающимися и представителями социума, участие в которой  у детей формирует и укрепляет основные моральные ценности,  развивает  социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения, а педагогам позволяет позиционировать образовательное  учреждение.  

Источники:

            1.  Пешкова В.П. Социально-педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного  учреждения // Вестник СЗО РАО. 2013. № 1 (13) С. 36-39.

          2.  Назарова И.Г. Внеурочная деятельность - важнейший  компонент современного образовательного процесса в школе.

           3. Валамина О.  В. Развитие культурно-образовательной среды в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин»/ Журнал: "Инновационные проекты   и программы в образовании" №1/2011 http://www.in-exp.ru/faivorite-articles/372- razvitie-socio-kulturnoy-sredy-01-11-55-60.html

          4. Петренко А. Образовательные и социально-педагогические проекты – условие эффективной управленческой деятельности     http://upr.1september.ru/2005/22/6.htm

          5. Шмелькова  Л. В. Проектирование инновационной деятельности в образовательном учреждении http://www.pandia.ru/443994/

           6. Марьин А. Социальное партнерство в образовании

 http://www.proza.ru/2011/01/21/398

           7. Даченков И. Что такое социальный PR?  http://www.dachenkov.ru/

           8. Якимова И. И., Белова О. В. Сценарии социальных акций.  

            http://azbyka.kz/psihologicheskie-akcii-kak-sredstvo-razvitiya-duhovnosti-uchastnikov- obrazovatelnogo-processa

          Интернет - источники

http://хоровод.net/blogs/moi-blog-153/o-socialnoi-akci.html Что такое социальная акция?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Статья "Развитие личности младшего школьника средствами математики"

Основная цель любой системы образования - развитие личности обучаемого. Практически все исследователи отмечают, что развитие личности  в школьном возрасте идет в процессе обучения. Обучение...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.

В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника...