Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников"
методическая разработка (1 класс)

Гольцова Тамара Игоревна

Обобщение опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего школьного возраста по авторской программе "Что мы Родиной зове?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся  с тяжелыми нарушениями речи»

Обобщение опыта

воспитателя

Гольцовой Тамары Игоревны

по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников».

Г. Орел, 2020 г.

                                                   

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I .Информационный …………………………………………………3

Раздел I I. Технологический.………………………………............................4

          2.1 Актуальность проблемы ……………………………………………4

          2.2 Цель и задачи ………………………………………………………..5

          2.3 Теоретическая интерпретация опыта.      ………………………….6

          2.4 Результаты работы………………………………………………….11

Список используемой литературы………………………………………..….13

 Приложения…………………………………………………………………   14

Раздел I. Информационный

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников»

     

 Автор:  Гольцова Тамара Игоревна

Должность: воспитатель

Место работы:  КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся  с тяжелыми нарушениями речи»

Образование:  Высшее

ОГПИ 1994 г., преподаватель педагогики и психологии дошкольной.

Общий стаж педагогической деятельности:  43 года.

Квалификационная категория: высшая

Условия становления опыта: педагогическое пространство –  школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Орел, учащиеся  1 – 4 классов.

Автором обобщён опыт, накопленный в течение последних восьми лет.

В экспертизе опыта участвовали:

Ляпина Н.Е.– зам. директора по ВР школы-интерната ;

Можина И.В. –  руководитель МО школы-интерната, воспитатель.

                               

Раздел II. Технологический

2.1Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания

Последнее десятилетие ХХ начало ХХI веков для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
     Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
    В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного нравственно-патриотического воспитания, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей.
     Учитывая актуальность данного вопроса в наши дни и то, что гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в области образования, принимая во внимание Концепцию патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2020г.) и
 Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493)

2.2.Цель и задачи

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю:

Формировать у детей школьного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Для достижения поставленных целей решаю следующие

задачи: 

  1. формирование у школьников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  2. формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  4. воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  6. формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  7. воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам  Отечества.
  8.  воспитание здорового образа жизни.
  9.  воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

2.3.Теоретическая интерпретация опыта.

   Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и  любовь к   родным местам,  и   гордость  за  свой  народ , и   ощущение    своей   неразрывности    с окружающим   миром,  и  желание  сохранять  и приумножать  богатства  своей страны.
Формы работы с учащимися  по нравственно-патриотическому воспитанию детей являются :

  • Классные часы, час общения, беседы,   деловые и ролевые игры, заочные путешествия.
  • Разнообразные виды творческой деятельности детей, беседы, диспуты, викторины.
  • Исследовательская и проектная деятельность
  • Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.
  • Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной аппаратуры.
  • Экскурсии по местам боевой славы, поездки, походы.
  • Детская благотворительность.
  • Тематические  и творческие вечера, концертные программы гражданско-патриотического направления.
  • Организация выставок, ярмарок, отчет творческих работ,

     Они повышают детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Стараюсь приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Предлагаю найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Учитывая психику ребенка с ОНР младшего школьного возраста, где характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.  Для устойчивости интереса ребенка   использую п
едагогические принципы :

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в старших классах общеобразовательной  школе.
  6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

      Каждая тема  подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей,  представляю во время общих праздников, семейных развлечений.
     Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому я использую не только художественную литературу, иллюстрации, но и "живые" наглядные предметы и материалы, (национальные костюмы, поделки, сувениры, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого мы посещаем различные музеи города Орла. Именно здесь ребенку открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, здесь расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
    У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к семье, школе-интернату, городу в котором ребенок живет, к Родине.
    Считаю, что произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности ребенка в духе патриотизма.
    В нашем классе создан уголок «Читательский уголок», где собран интересный художественный материал для знакомства детей с лучшими, доступными для восприятия произведениями авторов земляков.    

Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. В своей работе также использую различные виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками,  тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. Важное место в народной педагогике России занимают пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине и защите Отечества, теме патриотизма, героизма, смелости, трусости, предательства: «С родимой земли умри - не сходи», «Русский не с мечом, ни с калачом не шутит», «Храбрость города берёт» и др.

 Особое место занимают сказки. Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианского гуманизма, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей младших школьников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму традиций русского народа, его обычаев. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом.    Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. На примере положительных героев русских народных сказок,  дети усваивают духовно-нравственные категории: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, и  др.      Передо мной  стоит задача  — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекаю внимание детей, выбираю яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес. Поэтому, перед началом работы по воспитанию любви к родному краю, я сама его хорошо изучила и тщательно продумала, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для нашей местности.

   Природе, экологическому воспитанию отвожу особую роль в духовно-нравственном воспитании, особенно воспитании патриотизма, так как родная природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребенок способен понимать, что он относительно природы может быть созидателем. Темы природы в беседах, занятия, дают возможность помочь детям почувствовать красоту и хрупкость родной природы, необходимость заботы о ней, возможность реально помочь «братьям нашим меньшим».

  Организуют экскурсии в Мужской монастырь, в храм Михаила Архангела приобщая тем самым младших школьников к святыне родного края. 
  В рамках программы рассматривается понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Воспитание любви к своей земле заключается в формировании такого качества личности, как преданность Родине, осознание её величия и славы и переживание своей духовной связи с ней, в потребности в любых условиях беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять её могущество и независимость.
    Диапазон объектов, с которыми знакомлю младших школьников, расширяется от 1 к 4 классу: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты. Младшие школьники должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Объясняю детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.
  На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Считаю важным подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

    Очень важно воспитание патриотизма, который  включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, бережное  отношение к родным местам, гордость за её социальные и культурные достижения, уважительное отношение к историческому прошлому малой родины и унаследованным от него традициям. Данная программа отвечает запросам общества и имеет духовно-нравственную направленность. 

   Эффективное формирование патриотических чувств я вижу тесной связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Большую роль в формировании патриотических чувств школьников играет совместное переживание детьми и взрослыми различных праздников.

   В помощь родителям оформила и провела ряд мероприятий :  родительское собрание «Нравственно патриотическое воспитание», лекторий « Воспитание гражданина начинается в семье», совместные мероприятия: классный час «Моя семья», родители оказали помощь в исследовательской деятельности детей по составлению Генеологического древа своей семьи, оказывали помощь в походе в краеведческий музей, были оформлены плакаты «Традиции  моей семьи».

    Считаю, что моя работа  в данном направлении способствует правильному развитию микроклимата в семьях моих учеников, а также воспитанию любви к своей стране. 

    Полагаю, что детям необходимо показывать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Именно это важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.  
   Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех, (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.


Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну сочетаю с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
   Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому считаю особенно важно именно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, в местах их проживания, об их быте, характере труда и т.д.
   К концу 4 класса мои ученики твёрдо будут  знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
   Таким образом, реализуя региональный компонент в содержании образования, я решаю задачи по нравственно-патриотическому воспитанию.         Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
   "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко использую в своей работе классного руководителя и с детьми, и с их родителями.
   В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует от меня большого такта и терпения, так как в некоторых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого внимания и чуткости к каждому ребенку.
   Хочу отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной может помочь детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

    В этой связи большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города. Итоги таких экскурсий представляю на фотовыставках, выступлениях детей на утренниках.    
    Время от времени включаю в совместные с родителями внеклассные мероприятия работу фольклорного плана, а также традиционные местные праздники и обряды. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к малой Родине.
    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
  Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
 3. Описание опыта и педагогические условия его применения.

    Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию в процессе ознакомления с родным краем начала с выяснения того, какой багаж знаний имеется у детей о городе Орле, в котором они живут. Проанализировав имеющиеся данные о знаниях учащихся, наметила для себя направления работы и составила систему воспитательных мероприятий, направленных на развитие нравственно-патриотических чувств. Она включает в себя работу с детьми, работу с родителями, работу с учреждениями дополнительного образования. Работу проводила планово, систематически, последовательно. Материал подбирала так, чтобы он был доступен детям, идя по пути от простого, близкого к более сложному, далекому (от своей улицы, улицы, на которой находится школа-интернат, до главных мест в городе). От единичного, конкретного, наглядного к общему с постепенным расширением знаний.
     В основу патриотического воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
     Проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе внеклассных мероприятий, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, гимназии, семьи, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.
 В моей практике стали традиционными следующие проекты:

«Моя семья».
«Мой город».

«Таинственный мир природы»
«Народное творчество  Орловского края»

 «Искусство».
«Литературная страничка».
«Человек славен трудом»
«Орел – Город- первого салюта».


Так, например,
 1 раздел  «Моя семья». 

Семья и школа– первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. В этом разделе дети знакомятся с историей, традицией своей семьи, школы.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям, учителю, воспитателю . (Приложение №1)
  Использую региональный компонент во внеурочной деятельности школьников. Провожу такие занятия, как экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами, встречи с интересными людьми, уроки-путешествия, экологические викторины и т.д.
  В моей практике стала традиционной такая форма работы с учащимися, как организация экскурсий, целью которых является:
  Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует обогащению знаниями об окружающем мире. Для того чтобы наблюдения не были хаотичными, импульсивными, я их четко продумываю и организую.
  Мы с ребятами посещаем Орловский областной краеведческий музей (выставки «Природа Орловского края», «В царстве минералов», «Быт наших предков», «Из истории Орловского костюма»).

    Знакомство учащихся с бытом жителей родного края формирует понимание взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, создает благоприятные условия для воспитания бережного к ней отношения других.

 Проводимые мною «Часы общения», презентации , беседы и экскурсии по разделам данной проблеме на направлены на формирование уважительного отношения к природе, истории, культуре и традициям родного края.


Интересна и такая форма работы, как экологические викторины и уроки-путешествия. Приведу пример проведенных в начале этого учебного года экологических викторин под названием «Зеленая аптека Орловского края»,» Животный мир Орловского края» и «Путешествие  в зеленый лес», целью которых являлось:

  1. воспитание любви и бережного отношения к природе;
  2. формирование сплоченного классного коллектива.
  3. развитию связной речи, расширение  и активизация словаря детей

     Реализуя региональный компонент образования во внеурочное  время через применение различных методических приёмов, я решаю поставленные перед собой задачи по воспитанию патриотизма. Считаю, что опыт нравственно-патриотического воспитания в процессе ознакомления с родным краем должен строиться на основе качественной диагностики знаний учащихся и гармонично сочетаться с системой воспитательной работы учебного учреждения. Хорошие результаты достигаются и благодаря активности и неравнодушию родителей, оптимистичных, открытых, расположенных к сотрудничеству.

    2.4.Результаты опыта
  • имеются у учащихся чувства любви к семье, школе-интернату,
  •  имеют первые представления о родном городе Орле, Родине;
  • наблюдается интерес учащихся к  культуре Орловского края;
  • воспитание у школьников уважения к подвигу ;
  • активизация творческого потенциала учащихся;
  • проявление  у школьников интереса к истории своего края и Отечества;
  • активизирована поисковая деятельность;
  • сохранено и укреплено физическое и духовное здоровье учащихся, что повысило эффект деятельности по охране здоровья учащихся;
  • привлекла родителей к совместным мнроприятиям класса по патриотическому воспитанию детей.

Дети  знают:

Моя семья.

  • Знают  имя, дату своего рождения, отчество родителей, где работают, с удовольствием рассказывают о семье, семейном быте, традициях;
  • активно участвуют в мероприятиях, готовящихся в классе, школе.

Мой город.

  • Знают свой домашний адрес, адрес школы-интерната, название улиц города, имеют представление о символике города, страны, краткие сведения об истории города. Узнавают на фотографиях достопримечательности города. Имеют представление о Президенте;
  • Знают и выполняют правила безопасного поведения на улице города.

Таинственный мир природы.

  • Знают некоторые растения, животных, птиц, рыб орловского края; Знают правила поведения в природе, рассуждают о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей; иметь элементарные представления об охране природы.

Народное творчество Орловского края.

  • Имеют представление о традициях Орловского края, обычаях, фольклоре;
  • Имеют представление о народно-прикладном творчестве родного края, узнают народные игрушки (плешковская, филимоновская)
  • Узнают Орловский спис, керамику;
  • Узнают орловский фольклор (приметы, заклички, народные песни)

Искусство

  • Называют и с интересом ходят в театры города , ведут беседу о просмотренных спектаклях.

Литератрная страничка.

  •  Знают Орловских поэтов и писателей  (И.Ф. Калиникова, Н.С. Сердюкову, В.И. Корневу, В.Г. Еремина, В.М. Катанова), знают стихи, называют произведения .

Человек славен трудом

  • Имеют представления о труде взрослых; пытаются уважать труд свой и других , оказывают посильную помощь взрослым; знают профессии.

Орел-город первого салюта.

  • Знают о подвигах воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Знают праздники Отечества.

4. Анализ результатов применения опыта

  Традиционно считается, что работать с детьми младшего школьного возраста и воспитывать их легко, что ребенок в этот период –  существо  безмятежное  и бесконфликтное.  Но  это далеко  не  так. Современные  младшие    школьники зачастую  так  информированы  в  современной  технике, экономике, эстраде  и кино,  так  владеют  компьютером,  так  требовательны  к  играм  и   игрушкам, уровню  жизни,  как  не  могло  быть  раньше.  В  то же время многие из них не хотят  учиться, аполитичны, эгоцентричны, не хотят бороться с трудностями. К сожалению,  многие  из  них имеют хронические болезни, тревожны и одиноки. Ценность нравственно-патриотического воспитания в процессе ознакомления с родным краем состоит в ориентации педагога на личность ученика, творчески ищущего свое место в жизни.
  Мои дети    стали   более   коммуникабельны   (кроме   детей    имеющих    тяжелые заболевания),  доброжелательны  в  отношениях  между собой,  с детьми других классов. Дети соблюдают школьный режим, выполняют все необходимые требования, проявляют творческую активность в жизни класса, ,школы-интерната.

       Исследования показывают положительную динамику проведения работы в рамках программы «Что мы Родиной зовем?»  - дети знают и называют место проживания: город,; некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; знают природу города;

- дети называют свой домашний адрес, адрес школы-интерната; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, школе-интернату;

- дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь руг другу, взрослым, старикам.

         Ценным в условиях работы в школе-интернате является то, что во всех видах деятельности идет систематическая и целенаправленная работа направленная на развитие речи детей.

        Высоко оценивают проводимую воспитательную работу в классе родители. По их мнению, мероприятия сплачивают коллектив, прививают навыки культурного общения, способствуют творческому развитию личности, повышают интерес к учебе, расширяют кругозор ребенка. И, наконец, самым главным показателем успешности применения данного опыта является уровень воспитанности класса


5. Заключение

Таким образом, опыт работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем дает положительный результат.
Считаю, что основной источник впечатлений младших школьников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Знание детьми доступного им краеведческого материала будет основой понимания и развития любви к Отечеству.
  Начиная работу по воспитанию любви к родному краю,  прежде всего  сама хорошо знала  его, продумала, что целесообразно показать, о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь, подумала, как, через что можно показать связь родного города со всей страной.
   Представленный опыт может быть применен в следующих педагогических условиях:

  1. наличие в классе материалов по истории родного края, различной художественной литературы, аудиоаппаратуры, теле- и видеоаппаратуры, образцов народного творчества жителей края, и т.п.;
  2. желание учащихся и педагога.

   Мною были подготовлены и проведены ряд мероприятий по реализации данной проблеме: классные часы « Семья, семейные ценности и традиции», «С чего начинается Родина?», «Дорогою Добра»,

     Созданы презентации: « Семья семейные ценности и традиции», « С чего начинается Родина?», «Воспитание гражданина», «Дети- герои ВОВ».,  «Города- Герои», «Прогулка по городу Орел», «Письмо солдату».

Изготовлены пособия : « Природоохранительные знаки», дидактическая игры:  

« Гербы городов Орловской области», «Прогулки по городу», «Найди дерево по названию», «Узнай растение по описанию» (травы), «Узнай растения по описанию» (ягоды).

Большое воспитательно-познавательное воздействие оказывали на детей целенаправленные прогулки к мемориалам и памятникам героев войны, экскурсии в Музей-Диараму, Краеведческий музей., а также поездки в орловское полесье с семьей.

Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.

Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.   
   Пройдет время. Трудно сказать, как сформируется характер ребят, кем они станут  в  будущем,  но  я  уверена,  что  дети крепко  полюбят  землю, город, в котором   они  выросли,  будут  честно  трудиться  на  благо  своей       Родины.

6. Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 2000г.
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 2001г. №4.;
3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - M.: 2002 г.
4. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. - 2-е изд. – М., 2003г.
5. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2000г.
6. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания// Педагогика, 2002г., №5;
7. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000;
8. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. - Калуга, 2003г.
9. Харламов И. Ф. Нравственнее воспитание школьников: Пособие для классных
 руководителей, - М.: Просвещение, 2001г.
10. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение     , 2000г.

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников Обобщение опыта

Цели,задачи экологического воспитания младших школьниковВозможности школы в экологическом воспитании...

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Обобщение опыта классного руководителя по теме: «Личностно-ориентированное воспитание младшего школьника»

Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности ученика, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духов...

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"

Опыт своей  работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краево...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...