Программа воспитания и социализации
рабочая программа

Программа воспитания и социализации для учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_i_sotsializatsii.docx665.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.

Программа воспитания и социализации

Цель программы: Поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Данная цель будет достигаться через решение следующих задач:

  1. в области формирования личностной культуры
  • формирование способности к духовному развитию – «стремление быть лучше»;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • реализация творческого потенциала в учебно-игровой и социально-ориентированной видах  деятельности;
  • формирование основ морали – осознание необходимости определенного поведения на основе принятых в обществе представлений о добре и зле; должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самосознания;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формировать способности формулировать и отстаивать свою  точку зрения;
  • формирование умения к самостоятельным поступкам, т.е. умения принимать решение и брать ответственность на себя за их результат;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • формирование трудолюбия;
  • осознание ценности человеческой жизни.
  1. в области формирования социальной культуры
  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • формирование чувства гордости за свой город, за свое Отечество, чувство личной ответственности за судьбу Отечества;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование демократических ценностных ориентиров и толерантности.
  1. в области формирования семейной культуры
  • формирование ценности семьи, почтительного отношения к родителям; осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

     В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

     Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связанно с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, основано на определенной системе базовых ценностей и призвано обеспечить принятие их обучающимися.

Методы и формы реализации задач:

  • игра позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
  • дискуссии, способствуют проявлению личного отношения учащихся к экологическим проблемам;
  • беседа, позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях;
  •  ролевые игры, выступают средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям;
  • доклады учащихся;
  • викторины;
  • праздники;
  • выставки творческих работ;
  • практические занятия: уборка пришкольного участка, сбор корма для зимующих птиц, изготовление кормушек, рисунки, плакаты, листовки;
  • проекты;

Формирование этических норм и понятий у младших школьников осуществляю с помощью заданий, которым придаю духовно-нравственную направленность. В результате этого учащиеся чаще  вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности.

Планируемые результаты воспитания и  социализации обучающихся начальных классов

• ценностное отношение к Родине, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

• понимание защиты Отечества как долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

• знание национальных героев и важнейших событий истории России;

• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

• понимание правил культуры поведения, общения и речи, умение преодолевать конфликты в общении;

• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

• знание норм и правил экологической этики;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • участие в общественно значимых делах;

• знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, знаниям и умениям человека;

• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни.

Основные направления программы воспитания и социализации обучающихся.

  1. «Я – гражданин России»

Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.  

1 класс

Формы работы:

Воспитание гражданственности, патриотизма:

Беседы:

 «Моя родина – Россия, герб, флаг, гимн России»

«Край, в котором я живу»

Конкурс рисунков на тему: «Мир глазами детей»

Акции: «Подарок ветерану»

Праздники:

«День защитников отечества»

Воспитание семейных ценностей:

 «Моя семья»

«Праздники в нашей семье»

Праздники:

«День матери»

Воспитание правовое:

«Мои права, мои обязанности»

«Всемирный день прав ребенка»

«Права ребенка»

2 класс

Формы работы:

Воспитание гражданственности, патриотизма:

Конкурс рисунков на тему: «Моя малая Родина»

Экскурсии: посещение школьного музея;

Акции: «Подарок ветерану», «Сирень Победы»

Праздники: «День Победы», «День защитников отечества»

Круглый стол: «Песни Победы»

Творческие конкурсы: «Смоленщина и война 1812 года»

Воспитание семейных ценностей:

 «Традиции нашей семьи»

Праздники: «День защитника Отечества»

Проект: «Моя семья»

Воспитание правовое:

 «Ответственность и дисциплина»

«День рождения Конституции»

                                                                                    3 класс

Формы работы:

Воспитание гражданственности, патриотизма:

Викторины: «Край, в котором я живу»

Конкурс чтецов на тему: «Моя Россия»

Экскурсии: Посещение школьного музея

 Акции: «Подарок ветерану», «Цветок памяти»

Праздники: «Священный праздник - День Победы»

Круглый стол: «Дети войны»

Проект: «Газета «9 Мая – День Победы»

Воспитание семейных ценностей:

 «Профессия моих родителей»

Конкурс сочинений «Моя мама»

Праздники: «День Матери»

Воспитание правовое:

 «Права ребёнка»

                                                                               4 класс

Формы работы:

Воспитание гражданственности, патриотизма:

Викторины: «Подвиги пионеров героев»

Конкурс рисунков на тему: «Мой дом, моя Родина»

Экскурсии: Посещение школьного музея

Акции: «Подарок ветерану»

Круглый стол: «Война в истории моего села»

Воспитание семейных ценностей:

 «Моя родословная»

Праздники: «Масленица»

Воспитание правовое:

 «Конвенция о правах ребенка»

Викторины: «Знай свои права»

  1. «Я – Человек»

   Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, почитание родителей, забота о старших и младших, нравственный выбор.

1 класс

Формы занятий:

Конкурсы: «Расскажи о хорошем человеке»

Беседы: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо», «Учимся дружить»

Праздники: «День матери», «Рождество Христово», «Пасха»

Акции: «Покорми птиц!»

2 класс

Формы занятий:

Конкурс: рисунков «Твори добро»

Беседы: «Азбука вежливости»

Праздники: «День учителя», «День матери», «Рождество», «Пасха»

Акции: «Сотвори новогоднее чудо»

3 класс

Формы занятий:

Конкурс: рисунков «Мои друзья»

Классные часы: «Умеешь ли ты прощать обиды», «Если тебе трудно…»

Праздники: «День учителя», «День матери», «День семьи»

4 класс

Формы занятий:

Конкурс: «Доброта спасет мир»

Беседы: «Я, мои успехи и неудачи», «Я и мои друзья»

Праздники: «День учителя», «День матери», «День учителя», «Рождество», «Масленица»

Акции: «Пасхальный марафон»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся. Проект.

Цель и задачи воспитания и социализации учащихся, ценностные установки, основные направления и содержание....

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Программу защитила на курсах, но нужно ещё дорабатывать. Может кому-то пригодится за основу. Меняем только мероприятия.  Остальное по ФГОСам остаётся без изменений. ...

План реализации программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образовани...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания и социализации обучающихся. 1 класс.

Вашему вниманию предлагаю программу воспитания и социализации обучающихся в 1 классе....

Программа воспитания и социализации школьников (на примере МОУ Сужинская СОШ)

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создание условий для обеспечения доступности и выс...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...