Главные вкладки

    РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ
    материал (3 класс)

    Ивашкина Татьяна Валентиновна

        РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ23.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «ПОСЕЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

    ДОКЛАД

     « РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ»

                                                                                                     Подготовила

    Воспитатель ГПД  Ивашкина Т.В.

    Атяшево 2020 год

       

        РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ

    Одна из главнейших задач детского сада- формирование правильной,  грамотной устной  речи у детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи неразрывно связано с мышлением ребенка. Овладение речью позволяет детям свободно рассуждать, спрашивать, общаться, договариваться, устанавливать связь между событиями, действиями, отображать разнообразие связи между предметами и явлениями, делать выводы , доказывать и обосновывать правильность своего решения.

    Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы родного языка.

    В формировании грамотной речи ребенка особое место занимает воспитание в семье. Активное общение в семье с самых ранних лет  необходимо для правильного развития речевой деятельности.  Чтение литературных произведений для детей, слушание музык , пение , беседы на различные темы , игры, общение со старшими братьями и сестрами помогает ребенку освоить речевые навыки и разнообразить словарный запас.

    Овладение детьми навыками грамотной речи невозможно без специально организованного обучения, иначе оно носит стихийный, спонтанный характер. Целенаправленное обучение детей по формированию грамотной речи в детском саду  предусматривает организацию предметно–развивающей среды соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей, Непосредственно образовательную деятельность по развитию речи, дидактические игры и упражнения, индивидуальное общение.

    Речь ребенка развивается не только на занятиях по, но и в течение всего времени пребывания в детском саду, в процессе общения с воспитателем.  На прогулке,  во время приема пищи,  в разнообразных бытовых ситуациях воспитатель общается с детьми посредством слов и объясняет какие-то новые понятия. При этом очень важно, чтобы речь педагога была грамотной, выразительной, произношение слов  правильным, четким, а предложения законченными.  
          Воспитатель ГПД присутствует с детьми в самой разнообразной обстановке.

    Работая с детьми в продолжении всего дня он  имеет возможность многократно активизировать, закреплять, систематически контролировать речь детей, исправлять ошибки.  Причем важно, чтобы исправления делались доброжелательно,  корректно. Ни в коем  случае не следует передразнивать, высмеивать ребенка. Это может спровоцировать снижение речевой активности, вызвать замкнутость, отрицательное отношение к воспитателю и  к обучению в целом.

    Манера исправления речевых  ошибок детей вне занятий несколько отличается от таковой во время проведения непосредственно   образовательной деятельности . Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам какого-то ребенка.  Например, во время игры один ребенок говорит другому:  « У всех куклов сними туфли. неси без туфлев» или «Не ставь чашков без блюдцев». Воспитатель, использует небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный вариант сочетания слов:  «всех куклов» или «кукол», «без туфлев » или« туфель»  и т. д.  А затем спрашивает :  «Как лучше сказать   ».  И только потом просит повторить правильную фразу.  Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так:

    -Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!

    - Яне понимаю тебя. Подумай и скажи правильно.       

    Исправления речевых ошибок детей во время ответов на занятиях имеют свои особенности. Во-первых ,ограниченно время и долгие, пространные выяснения неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и  незаметно исправлять его ошибки невозможно. И в-третьих, занятие,  в отличии от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должно проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего с установкой на правильную, грамотную, четкую речь.  Таким образом, исправления речевых ошибок  в ходе НОД должны фиксироваться моментальной реакцией воспитателя:  « Неверно»,     «Неправильно», « Не так сказал»,  другие дети привлекаются к исправлению грамматических  неточностей .

    Сам педагог исправляет ошибку только  тогда, когда большинство детей не могут правильно

    сказать.  Ошибки в произношении фиксируются и исправляются по ходу ответа, примерно так: «  Повтори за мной». Может случиться на занятии и так: ребенок очень хочет ответить, а воспитатель знает заранее, что сложное по структуре слово или предложение он не произнесет и это вызовет смех детей, тогда можно предложить сказать воспитателю ответ на ухо, а затем похвалить малыша за старание.  Для того, чтобы дети говорили внятно и с наименьшим количеством фонематических ошибок , воспитатель как бы задает тон своей четкой, громкой речью.

    Процесс «перевоспитания» речи   возможен  только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и к своей собственной.  Такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.

    Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью.  Если у ребенка нарушено внимание, то обучение грамотной речи не может происходить в полном объеме.  Экспериментальные данные подтверждают, что у детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 из 100 случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития .     

    Следующая  коррекционно-развивающая задача -  совершенствование словесно–логического мышления. Словесно-логическое мышление  один из видов мышления, который связан с речью. Два других: наглядно-действенное и наглядно–образное осуществляется посредством действий и образов. А словесно –логическое характеризуется использованием суждений и умозаключений , и , таким образом , оно невозможно без речи . Речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют , развивая друг друга. С первых дней пребывания ребенка в детском саду воспитатель должен помогать ему осмыслить события и явления, их причины и следствия , взаимосвязь и отличительные особенности.

    Во время игр, прогулок , умывания и других видах деятельности важно приучать детей задумываться над тем , что они видят вокруг себя. Воспитателю не следует торопиться объяснять все детям. Сначала нужно задать наводящий вопрос , дать толчок мысли , затем опросить детей , выяснить , кто из отвечающих прав и только после  этого  объяснить самому.

    Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие  артикуляционной моторики и моторики пальцев рук .

    Артикуляционные упражнения  можно проводить ежедневно  в течении 3-5 минут фронтально со всей группой детей, а также индивидуально. Они развивают артикуляционный аппарат и улучшают звукопроизношение. 

    Мелкая моторика пальцев рук развивается  при работе с конструктором, мозаикой, на  занятиях по изобразительной деятельности, игре на музыкальных игрушках, в пальчиковых и развивающих играх .  

    Работа  с детьми по формированию грамотной речи  будет значительно эффективней, если она будет проходить во взаимодействии с семьей. Какой бы насыщенной не была работа воспитателя, вся она сводится к минимуму, если в семье говорят неграмотно . Особенно это заметно , когда ребенок долго не посещает детский сад . Во время  индивидуальных бесед и консультаций , на родительских собраниях педагог должен донести родителям необходимость формирования грамотной речевой культуры   в семье , важность  занятий с детьми дома различными развивающими играми.         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развивая речь - развиваем личность

    В этой статье рассказывается о системе работы по развитию речи по программе внеурочной деятельности "Родничок" в 3 классе, где раскрываются приёмы и методы работы, структура и содержание занятий....

    Развиваем компьютерную грамотность

    Данный материал поможет провести тестирование учащихся 1 класса в начале учебного года .В конце тестирования каждый ребенок получит интереснй ценный материал....

    Воспитание грамотной речи через игры

    Умение красиво и правильно говорить, является своеобразной визитной карточкой любого образованного и эрудированного человека. Яркая образная речь, умение вовремя подобрать нужные образы, ...

    Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

    Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

    «Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

    Развиваем мелкую моторику-развиваем речь

    Центры мозга, ответственные за развитие речи развиваются, если мы развиваем мелкую моторику.Это взаимосвязанные процессы.Поэтому важно уделять время данному направлению....

    консультация родителей детей младшего школьного возраста имеющих проблемы в развитии речи. «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».

    Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В.  для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».Лите...