РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ
материал (3 класс)

Ивашкина Татьяна Валентиновна

    РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ23.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ПОСЕЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ДОКЛАД

 « РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ»

                                                                                                 Подготовила

Воспитатель ГПД  Ивашкина Т.В.

Атяшево 2020 год

   

    РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ

Одна из главнейших задач детского сада- формирование правильной,  грамотной устной  речи у детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи неразрывно связано с мышлением ребенка. Овладение речью позволяет детям свободно рассуждать, спрашивать, общаться, договариваться, устанавливать связь между событиями, действиями, отображать разнообразие связи между предметами и явлениями, делать выводы , доказывать и обосновывать правильность своего решения.

Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы родного языка.

В формировании грамотной речи ребенка особое место занимает воспитание в семье. Активное общение в семье с самых ранних лет  необходимо для правильного развития речевой деятельности.  Чтение литературных произведений для детей, слушание музык , пение , беседы на различные темы , игры, общение со старшими братьями и сестрами помогает ребенку освоить речевые навыки и разнообразить словарный запас.

Овладение детьми навыками грамотной речи невозможно без специально организованного обучения, иначе оно носит стихийный, спонтанный характер. Целенаправленное обучение детей по формированию грамотной речи в детском саду  предусматривает организацию предметно–развивающей среды соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей, Непосредственно образовательную деятельность по развитию речи, дидактические игры и упражнения, индивидуальное общение.

Речь ребенка развивается не только на занятиях по, но и в течение всего времени пребывания в детском саду, в процессе общения с воспитателем.  На прогулке,  во время приема пищи,  в разнообразных бытовых ситуациях воспитатель общается с детьми посредством слов и объясняет какие-то новые понятия. При этом очень важно, чтобы речь педагога была грамотной, выразительной, произношение слов  правильным, четким, а предложения законченными.  
      Воспитатель ГПД присутствует с детьми в самой разнообразной обстановке.

Работая с детьми в продолжении всего дня он  имеет возможность многократно активизировать, закреплять, систематически контролировать речь детей, исправлять ошибки.  Причем важно, чтобы исправления делались доброжелательно,  корректно. Ни в коем  случае не следует передразнивать, высмеивать ребенка. Это может спровоцировать снижение речевой активности, вызвать замкнутость, отрицательное отношение к воспитателю и  к обучению в целом.

Манера исправления речевых  ошибок детей вне занятий несколько отличается от таковой во время проведения непосредственно   образовательной деятельности . Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам какого-то ребенка.  Например, во время игры один ребенок говорит другому:  « У всех куклов сними туфли. неси без туфлев» или «Не ставь чашков без блюдцев». Воспитатель, использует небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный вариант сочетания слов:  «всех куклов» или «кукол», «без туфлев » или« туфель»  и т. д.  А затем спрашивает :  «Как лучше сказать   ».  И только потом просит повторить правильную фразу.  Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так:

-Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!

- Яне понимаю тебя. Подумай и скажи правильно.       

Исправления речевых ошибок детей во время ответов на занятиях имеют свои особенности. Во-первых ,ограниченно время и долгие, пространные выяснения неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и  незаметно исправлять его ошибки невозможно. И в-третьих, занятие,  в отличии от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должно проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего с установкой на правильную, грамотную, четкую речь.  Таким образом, исправления речевых ошибок  в ходе НОД должны фиксироваться моментальной реакцией воспитателя:  « Неверно»,     «Неправильно», « Не так сказал»,  другие дети привлекаются к исправлению грамматических  неточностей .

Сам педагог исправляет ошибку только  тогда, когда большинство детей не могут правильно

сказать.  Ошибки в произношении фиксируются и исправляются по ходу ответа, примерно так: «  Повтори за мной». Может случиться на занятии и так: ребенок очень хочет ответить, а воспитатель знает заранее, что сложное по структуре слово или предложение он не произнесет и это вызовет смех детей, тогда можно предложить сказать воспитателю ответ на ухо, а затем похвалить малыша за старание.  Для того, чтобы дети говорили внятно и с наименьшим количеством фонематических ошибок , воспитатель как бы задает тон своей четкой, громкой речью.

Процесс «перевоспитания» речи   возможен  только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и к своей собственной.  Такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.

Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью.  Если у ребенка нарушено внимание, то обучение грамотной речи не может происходить в полном объеме.  Экспериментальные данные подтверждают, что у детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 из 100 случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития .     

Следующая  коррекционно-развивающая задача -  совершенствование словесно–логического мышления. Словесно-логическое мышление  один из видов мышления, который связан с речью. Два других: наглядно-действенное и наглядно–образное осуществляется посредством действий и образов. А словесно –логическое характеризуется использованием суждений и умозаключений , и , таким образом , оно невозможно без речи . Речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют , развивая друг друга. С первых дней пребывания ребенка в детском саду воспитатель должен помогать ему осмыслить события и явления, их причины и следствия , взаимосвязь и отличительные особенности.

Во время игр, прогулок , умывания и других видах деятельности важно приучать детей задумываться над тем , что они видят вокруг себя. Воспитателю не следует торопиться объяснять все детям. Сначала нужно задать наводящий вопрос , дать толчок мысли , затем опросить детей , выяснить , кто из отвечающих прав и только после  этого  объяснить самому.

Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие  артикуляционной моторики и моторики пальцев рук .

Артикуляционные упражнения  можно проводить ежедневно  в течении 3-5 минут фронтально со всей группой детей, а также индивидуально. Они развивают артикуляционный аппарат и улучшают звукопроизношение. 

Мелкая моторика пальцев рук развивается  при работе с конструктором, мозаикой, на  занятиях по изобразительной деятельности, игре на музыкальных игрушках, в пальчиковых и развивающих играх .  

Работа  с детьми по формированию грамотной речи  будет значительно эффективней, если она будет проходить во взаимодействии с семьей. Какой бы насыщенной не была работа воспитателя, вся она сводится к минимуму, если в семье говорят неграмотно . Особенно это заметно , когда ребенок долго не посещает детский сад . Во время  индивидуальных бесед и консультаций , на родительских собраниях педагог должен донести родителям необходимость формирования грамотной речевой культуры   в семье , важность  занятий с детьми дома различными развивающими играми.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивая речь - развиваем личность

В этой статье рассказывается о системе работы по развитию речи по программе внеурочной деятельности "Родничок" в 3 классе, где раскрываются приёмы и методы работы, структура и содержание занятий....

Воспитание грамотной речи через игры

Умение красиво и правильно говорить, является своеобразной визитной карточкой любого образованного и эрудированного человека. Яркая образная речь, умение вовремя подобрать нужные образы, ...

Тема:А.С.Пушкин и его сказки. Цель:Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение

Тема:А.С.Пушкин и его сказки.Цель:Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображе...

Развиваем мышление, речь и внимание.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25228084","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"220"}}]]...

Как развивать связную речь?

Связная речь — главный показатель умственного развития и общего кругозора ребёнка, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Развитие ус...

Что такое грамотная речь и так ли она важна?

Информирование родителей будущих первоклассников о возможных трудностях школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью устной речи в дошкольном возрасте....

Методическое пособие для педагогических работников "Как развивать связную речь у детей младшего школьного возраста посредством работы над изложением"

Методическое пособие включает необходимую информацию для разработки уроков русского языка начальных классов, которые будут направлены на развитие связной речи детей младшего школьного возраста, посред...