Тема:А.С.Пушкин и его сказки. Цель:Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Абсалимова Ксения Юрьевна

Тема:А.С.Пушкин и его сказки.

Цель:Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_a.s.pushkin_i_ego_skazki.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   А.С.Пушкин и его сказки.

Цель:   Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

        

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

  6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи:  ИЗО, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:  учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.

Организация пространства:  работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

1.Организационный момент

-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. (Слайд 1)   Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь. (Слайд 2)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости  захотели,
Снова в гости  к нам прийти!

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

(песня « Приходи сказка»  1 куплет и  припев)  (Слайд 3)

-Кто зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

- Вы любите сказки?

-Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы.  (Слайд 4)

                     Сказки

 народные                     авторские

-Почему  они называются народными?

-Приведите примеры таких сказок. (Слайд 5)

Л1; Р3; П4; К2.

Ответы детей.

«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»

-Почему   называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали? (Слайд 6)

- Как  вы  думаете, о  чём  мы  будем  говорить  на  уроке?

- Сегодня мы отправимся  в путешествие по замечательным  сказкам Лукоморья  и  познакомимся еще с одним автором сказок.

Отрывок  из  мультфильма  «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке»  «У Лукоморья дуб зеленый…» из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила» Видео запись (Слайд 7)

-Кто может сказать, что такое Лукоморье?

- Лукоморье - изогнутый дугой залив моря или похожий по форме на лук (старинное оружие) берег моря.

-Кто написал  эти  строки?

-Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова которые здесь зашифрованы. (Слайд 8)

ЧWQИUZТQIANVTRDЬ

ДJZУURMQSAJYTIVЬ

-Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать). (Слайд 9)

- Сегодня  на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.

 «Конёк-горбунок» П.П.Бажов, А.Н.Толстой «Золотой  ключик,  или  Приключения  Буратино», В.М.Гаршин «Лягушка путешественница».)

читать

 думать

Физ.минутка (видео)

  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 52 – 53

- С произведениями, какого автора мы сегодня познакомимся? (Слайд  10)

Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина

-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд  11)

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком.

 (Слайд  12)

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. (Слайд  13) Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

Обратите внимание, у нас оформлена выставка, посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкина. Вы можете потом ознакомиться с ней.

-А кто читал произведения  А.С.Пушкина?  Какие?

- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Доскажи словечко», нужно будет вспомнить сказки А.С.Пушкина и досказать словечко хором.

«А сама-то величава,

Выступает, будто…(пава

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ехали? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете…(чудо

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем нам приготовят…(мешок

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

«А сидит в нем князь Гвидон,

Он прислал тебе…(поклон

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Коли красная девица,

Будь нам милая…(сестрица

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и …(плотник

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1.

 

Прогнозировать содержание раздела.

  1. Продолжение  работы  по  теме  урока

Работа по учебнику, с. 92 – 93

Рассмотрите  иллюстрации на с.92-93. К каким  произведениям  они  написаны?

- Давайте  прочитаем отрывок из сказки знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

Но перед тем как начать читать проведем речевую  разминку. (Слайд 14)

ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.

 ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.

АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).

(текст с. 93 читает учитель, дети следят по учебнику).

- Из какой  сказки  этот  отрывок?

-О чём  в  нём  говорится?

-С  кем  беседовал  жених?

- Прочитайте  отрывок  про  себя. Отметьте  слова, которые  вам не  понятны.

Самостоятельная работа.   Выразительное чтение.

- Давайте  прочитаем отрывок  и  подумаем, сколько  человек  нам  потребуется, чтобы  прочитать  его  по  ролям.

-Назовите  главных  героев?

- Давайте  прочитаем  отрывок   по  ролям.

Чтение  по  ролям

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке», «Сказка  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях»

Обсуждать прочитанное.

Читать произведение  плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Физминутка

Много дети мы читали

И немножечко устали.

Встанем, детки отдохнём

Физминутку проведём.

Раз поднялись, потянулись,

Два согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть -  на место тихо сесть.

Семь и восемь – (лень отбросим!)

  1. Продолжение работы по теме

Работа в парах.

-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом его языка.

Как вы  уже  заметили, сказки А.С.Пушкина написаны в стихах. Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

-А давайте попробуем себя в роли поэта и сочиним стихи. Для начала нужно научиться подбирать рифму.

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 15)

Кошка – мошка, плошка, окошко;

Майка – лайка, чайка, гайка;

         Ночка – почка,  кочка, дочка … (Слайд  16)

-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.

-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)

Работа в парах.

-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие. (Слайд  17)

1 ряд – комар, кошмар, отвар, шар…

2 ряд – муха, ухо, уха, лопуха…

3 ряд – шмель, ель, апрель, метель …

-Какие  четверостишия  у  вас получились?

  1. Итог урока

-С каким автором мы сегодня познакомились? 

-Отрывок из какой сказки читали?

-Что пробовали сами?

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.  

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

-Похлопайте  - кто доволен своей работой.

-Потопайте - кто испытывал затруднения при выполнении заданий.

Вот и все. Нашей сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну, а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки ее взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять!

-На нашей выставке, посвященной творчеству великого поэта, я приготовила для вас кроссворд по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его, вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Развивая пальчики-развиваем память и мышление"

В докладе описаны несколько игр для развития памяти и мышления в  здоровьесберегающей технологии....

Статья "Роль выразительного чтения в развитии речи школьников начальных классов"

В статье говорится о роли выразительного чтения  в воспитании подрастающего поколения....

Развиваем память, внимание, мышление

Конспект занятия для 1 класса...

Запоминание и внимательность залог быстрого и эффективного чтения. Развиваем память и внимание у детей.

В этой статье вы найдете несколько упражнений, игр для развития памяти, внимания у детей....

Презентация Развиваем память,внимание,мышление 22.04.2022

Развиваем  память,внимание,мышление...

Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание.

Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание....