Внеклассное занятие по правовому воспитанию для школьников «Права и обязанности ребенка»
классный час

Жукова Елена Алексеевна

Внеклассное занятие по правовому воспитанию

для школьников

«Права и обязанности ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_prava_detey.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по правовому воспитанию

для школьников

«Права и обязанности ребенка»

Подготовила: учитель начальных классов Жукова Е. А.

Цели: дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;

Задачи: воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения. 

Форма проведения: учебно-игровой урок.         

Оборудование: таблички к игре «разрешается», «запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей. 

Ход занятия 
Вступительная часть. 
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека. Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в её основном законе. Кто может назвать его? (ответы обучающихся) Конституция Российской Федерации.

- Как вы думаете, о чем сегодня говорить на нашем занятии?  (обучающиеся формулируют ответы)

-Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня на нашем занятии я не буду предлагать вам заучивать правила, статьи, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.

- Как вы понимаете, что такое право? … (Ответы обучающихся)

 «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»

-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? … (Конечно, ваши родители, семья.)

-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире.

- В международном календаре отмечено несколько дат, посвященных правам человека. Я предлагаю вам назвать международные праздники 

1 июня (Международный день защиты детей)

20 ноября (Всемирный день прав ребенка) Отмечается по решению ООН в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка.

10 декабря (Международный день прав человека) В 1948 принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность. 

Основная часть.
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой. 
1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами. 
2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен. 
3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование. 
4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев. 
5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании. 
6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя. 
Викторина «Права» 
На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку. 
«Дюймовочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни? 
«Гарри Поттер» 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции? 
«Три поросенка» 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища? 
«Золотой ключик» 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем? 
«Мороз Иванович» 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? 
«Золушка» 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение? 
«Красная шапочка»

Игра «Разрешается - запрещается». 


- Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др. 
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается». 
Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается». 
Вот в углу стоит мальчонка, 
Плачет, надрывается. 
Бить, наказывать ребенка Строго…(запрещается.) 
С мамой дети должны жить, 
Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.) 
Эта грань обозначает: 
Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.) 
Рисовать и петь, учиться, 
Если заболел - лечиться. 
Это…(разрешается.) 
Этот трудится ребенок, мало у него силенок, Ноги подгибаются. 
В детстве тяжкая работа …(Запрещается) 
Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.) 

Упражнение «Права и обязанности в сказках»

Все мы в детстве любим читать и слушать сказки. Но оказывается, даже в сказках права героев иногда нарушаются. Сейчас вам предстоит определить какие права сказочных героев нарушены.

Посадила лиса Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь, желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса? (право на жизнь)

Осталась Крошечка-Хаврошечка сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили- она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала.Какое право человека было нарушено в этой сказке? (право на отдых и досуг)

Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь? (право на неприкосновенность жилища)

Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить азбуку для Буратино. О каком праве мечтал папа Карло? (право на образование)

Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках. (Право на свободу)

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет… (Право на жилище)

Физкультминутка

- А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.

Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.

а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).

б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).

в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).

г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).

д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).

е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).

ж) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).

з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).

Вставьте нужные слова:

   1.  Пусть ты пока еще ребенок,    

 Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,      

Пусть маленький, но гражданин

       2. Как работу строить верно,

как решать: кто прав - неправ

Правил свод давно придуман, -

Называется устав.

   3. По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

 Все … парламентом   зовут 

   4.Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой переплетчик,

Юрист или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты- избиратель  

Упражнение «Мои права»

Определи, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника? 

право на жизнь; (ч)   право на бесплатное образование; (ш)

право участвовать в управлении делами государства и общества; (г)

право на получение дополнительного образования; (ш)

право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)

определять и указывать свою национальную принадлежность; (ч)

права граждан на равный доступ к государственной службе; (г)

право посещать школьные мероприятия; (ш)    право на отдых; (ч)

 достоинство личности; (ч)    право на социальное обеспечение; (ч)

право пользоваться библиотекой; (ч,г,ш.)

  право на обучение по индивидуальным программам; (ш)

 право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)

 право на неприкосновенность жилища; (ч)

свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; Г

  право на выбор образовательного учреждения; (ш)

  право вступать в общественные организации; (ч)

 право пользоваться родным языком; (г)

свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; (г)

 право на свободу слова; (ч)

право на объединение в союзы для защиты своих интересов; (ч)

 право на свободный труд; (ч)

 право на проведение собраний, митингов, демонстраций; (г)

 свобода совести и свобода вероисповедания; (ч)

право на информацию; (ч)

 право частной собственности; (ч)

 право на предпринимательскую деятельность; (ч)

 право на жилище; (ч)

 право на доступ к культурным ценностям; (ч)

Упражнение «Может ли…»

Задание может ли …. (да или нет) 

- распоряжаться самостоятельно   своим имуществом, своим заработком, - стипендией, иными доходами в возрасте от 14 лет (да)

-  в возрасте 12 лет может быть временно отстранен от занятий или переведен в другую школу за определенные нарушения (да)

- дать согласие на изменение своего имени или фамилии (да с 10 лет)

- с 14 лет   обучаться вождению мотоцикла (обучать могут, водить только с 16 лет)

- с 10 лет вносить вклады в банки и распоряжаться ими (нет, только с 14 лет)

- на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд (да)

Упражнение «Мои обязанности»

Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)

Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)

Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)

Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)

Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги)….

Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)

Обязанность родителей … своих несовершеннолетних детей; (Содержать)

Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)

Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие страны;(Культурное)

Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)

Упражнение «Преступление и наказание»

Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет?

Грабеж, грабеж, разбой                                       Клевета

Похищение человека                                           Умышленное убийство

Изнасилование                                                     Хулиганство

Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

Угон автотранспорта

Нарушение изобретательских и патентных прав

Захват заложников                                             Вооруженный мятеж

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

 Неоказание помощи больному                           Бандитизм

Хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотики

Нарушение требований пожарной безопасности

Незаконное изготовление оружия                       Вандализм

Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью

 Государственная измена                             Жестокое обращение с животными

Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?        

Штраф           Конфискация имущества          Арест

Пожизненное лишение свободы           Обязательные работы

Исправительные работы

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Лишение свободы на определенный срок           Смертельная казнь

Лишение права заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенную должность   Ограничение свободы

Упражнение «Задачки»

 Проанализируйте ситуации.  Какие меры наказания понесут ребята?

                            Ложный звонок

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая   может взорваться. Все выбежали из школы!  Приехали пожарная машина, МЧС.  Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д.)

                      Порча школьного имущества

  Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом.  Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутри школьном контроле, штраф и др.)

                            Порча чужого имущества 

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло, то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).

                                  Драка на улице

 Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения.  (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

                               Ограбление ларька               

   Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный   ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты.  Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е. штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).

                                     

Угроза жизни

   Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга.  Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но, если эта угроза реальна, т.е. у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

Осквернение зданий

На крыльце школы стояла группа ребят.  Максим   стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом. (Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.)

Упражнение «Пословицы»

Составьте пословицы

Грамоте учиться –                       а потехе час                

Делу время,                                 всегда пригодится            

Жить –                                          суда боится                    

Правда,                                         родине служить            

Дело-                                             мастера боится

Тот герой,                                 не сиди на печи        

 Хочешь, есть калачи –               кто за родину горой  

Какие права отражены в пословицах

1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

Подведение итогов. 
Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках. 
- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами? 
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми: 
- умейте выслушивать собеседника, не перебивая; 
- умейте признавать, что были не правы; 
- помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним; 
- говорите всегда только правду; 
- радуйтесь успеху товарища; 
- дал слово - держи его, дал обещание - выполни! 
Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило: 
Худо тому, кто добра не делает никому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка

В современном обществе  важно приобщать школьников к изучению прав человека на всех этапах обучения в школе, начиная уже с начальных классов. К сожалению, слабое обеспечение необходимой уче...

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию младших школьников "Я имею право"

Актуальность выбранной  темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется  нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую ...

Внеклассное занятие по правам и обязанностям ребенка

Предназначено учащиссямладшихклассов . Раскрывает смысл прав и обязанностей ребенка на доступном уровне....

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию для учащихся 2 класса. Игра-викторина «Я имею право»

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию для учащихся 2 класса.Игра-викторина «Я имею право»...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе на тему: «Права и обязанности ребенка в новом свете».

Цель:  Обобщить знания детей об основных правах и обязанностях человека.Задачи:- познакомить учащихся с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка;- научить применять права ...

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности обучающихся определяются Уставом школы и другими предусмотренными Уставом локальными актами....

Конспект внеклассного мероприятия по правовому воспитанию "В мире прав и обязанностей ребёнка"

Занятие способствует воспитанию у обучающихся начальных классов уважения к правам человека, его основным обязанностям, помогает раскрыть младшим школьникам единство прав и обязанностей....