Обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка
статья (3 класс) по теме
В современном обществе важно приобщать школьников к изучению прав человека на всех этапах обучения в школе, начиная уже с начальных классов. К сожалению, слабое обеспечение необходимой учебно-методической литературой до сих пор является главным тормозом на пути активного изучения младшими школьниками прав человека. Учителю начальных классов приходится самостоятельно искать те формы и виды деятельности, которые позволят детям в легкой, интересной и занимательной форме не только ознакомиться с основными правами и свободами, но и научиться применять их в жизни.Нами было организовано обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_issledovanie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка
Эглитис Л.П., учитель начальных классов
МОУ Дубровской №2 средней общеобразовательной школы п. Дубровка Брянской обл.
Чухачева Е.В., ст. пр. кафедры педагогики и социального образования
Брянского государственного педагогического университета,
Одним из приоритетных направлений, заключенных в концепции воспитательной системы современной школы, является формирование активной гражданской позиции, социально ответственного поведения школьников.
В рамках окружающего мира учащиеся начальных классов широко изучают государственную символику России, приобщаются к истории и культуре родного края, России. Это содействует воспитанию уважительного отношения к государственным символам Российской Федерации, укреплению социального единства общества, сохранению преемственности поколений.
В современном обществе также важно приобщать школьников к изучению прав человека на всех этапах обучения в школе, начиная уже с начальных классов. К сожалению, слабое обеспечение необходимой учебно-методической литературой до сих пор является главным тормозом на пути активного изучения младшими школьниками прав человека. Учителю начальных классов приходится самостоятельно искать те формы и виды деятельности, которые позволят детям в легкой, интересной и занимательной форме не только ознакомиться с основными правами и свободами, но и научиться применять их в жизни.
Особенности младшего школьника таковы, что он любую информацию усваивает через игровую или познавательную деятельность. В связи с этим, мы считаем исследовательскую деятельность одной из эффективных форм изучения прав и обязанностей ребенка, которая повышает эффективность процесса обучения и воспитания. Исследовательская деятельность развивает детскую самостоятельность, учитывает потребности и интересы, возрастные и индивидуальные особенности детей.
Нами было организовано обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка на базе МОУ Дубровской № 2 средней общеобразовательной школы в 3 «В» классе, п. Дубровка Брянской области. Условно обучение младших школьников исследовательской деятельности мы разделили на три этапа:
- целью 1 этапа было изучение исследовательских способностей детей в процессе наблюдения;
- целью 2 этапа было знакомство детей с исследовательской деятельностью;
- 3 этап – организация исследовательской деятельности самих школьников.
На наш взгляд, необходимо остановиться на описании каждого из этапов обучения школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка.
На первом этапе мы провели наблюдение за детьми в процессе занятий и оценили возможности детей в области исследования по следующим критериям:
- умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Кроме наблюдения детям предлагалось решить задачи, например, «Почему светит солнце», «Умеют ли деревья разговаривать?».
Анализ результатов наблюдения и ответов на задачи показал, что у большинства детей (88%) сформированы умения, необходимые для исследовательской деятельности. Ответы детей (76%) отличались оригинальностью и нестандартностью способа решения. Следует отметить, что 94% детей строили ответы на вопрос задачи последовательно, придумывали новые понятия, в конце ответа делали выводы, а также задавали вопросы учителю.
На вышеописанные критерии мы ориентировались при реализации цели второго этапа. Для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований нами проводились фронтальные тренировочные занятия. Это необходимо для того, чтобы каждого ученика познакомить с «техникой» проведения исследования. Фронтальные занятия проводились в игровой форме, на которых детям предлагались задания с целью формирования умения видеть проблему, гипотезу, делать выводы и умозаключения. Например, для развития умения видеть проблему дети решали следующие задачи: «Сколько значений у предмета?», «Описание человека в данную минуту» и т.д. Для выработки умения выдвигать гипотезу предлагалось задание «А почему?»
Очень важно, чтобы в формулировках гипотезы присутствовали такие слова, как «возможно», «вероятно», «допустим», «а что, если». Кроме этого задания, предлагались задания: «Определи условие», «Найди возможную причину события», «Найди объяснение».
На третьем этапе дети проводили исследование с целью изучения прав и обязанностей ребенка. В исследовательской деятельности принимали участие не только дети, но и их родители, так как интерес в обществе к вопросам по изучению прав и обязанностей все более возрастает. Дети совместно с родителями сформулировали цель, гипотезу и задачи исследования.
Цель работы: узнать и изучить, какие у ребенка есть права и обязанности в современном обществе.
Гипотеза: возможно ли, чтобы человек, живя в обществе, был совершенно свободным, что хотел, то и делал или он должен соблюдать определенные обязанности и иметь права.
Задачи исследования:
- Определить и изучить документы, в которых записаны наши права;
- Выявить знания учащихся начальных классов своих прав и обязанностей;
- Через школьную газету «От школьного порога к звездам» ознакомить учащихся начальных классов с результатами опроса и предложить рекомендации по изучению прав и обязанностей детей;
- Оформить книжку-малышку «Мои права, записанные в Конституции РФ»;
- Составить словарь юного правоведа.
В процессе исследования младшие школьники использовали следующие методы:
- Анализ литературных источников с целью изучения прав человека (изучение II главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», чтение и анализ книги для учащихся начальных классов «Ваши права» - авторы Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева);
- Опрос учителей, родителей и учащихся начальных классов;
Изучая права и обязанности детей, младшие школьники посетили урок «Граждановедения» в 5 классе по теме «Конституция РФ. Права и обязанности».
Опрос учащихся начальных классов показал, что большинство детей не знают свои права и обязанности, а также документы, в которых они прописаны. Так, из 70 опрошенных учеников только 37 (53%) правильно ответили на вопрос: «Где записаны права и обязанности человека?». Остальным детям (47%) потребовалась помощь в виде наводящих вопросов, индивидуальной беседы. Кроме этого, из всех опрошенных 42 (60%) ребенка дали неточные ответы на вопрос: «Какие права вы знаете?». 56 (80%) детей затруднялись ответить на вопрос: «Какие обязанности вы должны выполнять?». Анализируя результаты опроса, ребята и родители сформулировали вывод: большинство учащихся начальных классов мало информированы о своих правах, которыми они могут пользоваться и ещё меньше знают, какие обязанности должны выполнять. С целью ознакомления учащихся с результатами опроса, а также их правами и обязанностями, ученики 3 «В» класса подготовили специальный выпуск общешкольной газеты на тему: «Мои права и обязанности». Материал газеты включал результаты опроса, краткие сведения о правах и обязанностях детей, кроссворд.
Итогом исследования стали выводы, сформулированные учащимися самостоятельно и являющиеся доказательством того факта, что человек должен соблюдать определенные обязанности и иметь права:
- Человек не может быть совершенно свободным в обществе, он должен иметь права и соблюдать обязанности, иначе жизнь превратится в сплошную неразбериху.
- Мы поняли, что каждый человек может пользоваться своими правами, не нарушая и уважая права других людей.
- Изучать права необходимо с детства и пополнять запас знаний всю жизнь.
- Ребенок и родители должны знать не только свои права, но и обязанности.
В результате проделанной работы ребята не только узнали свои права и обязанности, но и научились проводить исследования: видеть проблему, формулировать гипотезу, выводы, наблюдать и доказывать свои идеи.
Итогом исследования стала книжка-малышка «Мои права, записанные в Конституции РФ», в которой предлагается вариант прочтения II главы Конституции РФ. Книжка-малышка иллюстрирована рисунками, сюжет которых взят из жизни ребят. Кроме этого, составили «Словарь юного правоведа» для оказания практической помощи учащимся начальных классов в изучении темы «Права и обязанности детей». Словарь содержит краткое толкование значений слов по данной теме. В него также вошли пословицы и поговорки по теме «Право», календарь памятных дат.
Таким образом, обучать младших школьников исследовательской деятельности необходимо, так как у них формируются исследовательские умения, развиваются познавательные процессы, устная и письменная речь. Этот факт связан с тем, что исследовательская деятельность увлекает учеников, у них отмечается желание дальше продолжать исследование. В заключение хотелось бы отметить, какой будет Россия завтра, во многом зависит от того, как мы сумеем помочь младшим школьникам в их личностном и гражданском становлении, которым суждено сохранять и продолжать национальную культуру, ее духовно-нравственные традиции.
Использованная литература:
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
- Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М., 2005.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: Коллективное творчество младших школьников. – Ярославль, 2004.
- Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками.// Практика административной работы в школе. – 2004.- № 1. - С.35-42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения младших школьников исследовательской деятельности
программа кружка...
Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса
Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....
Здоровьеразвивающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса на уроках русского языка.
Данные приёмы помогут педагогам сделать урок не только более разнообразным и содержательным, но и здоровьеразвивающим....
Организация и методика обучения младших школьников проектной деятельности
В данной статье раскрывается понятие технология проектной деятельности, перечисляется структура учебного проекта, ф...
Педагогические условия формирования правильного поведения на улицах и дорогах города младших школьников в процессе изучения Правил дорожного движения
в данном материале представлен опыт внеклассной работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения....
«ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ , КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»
" Овладение учителем навыками диагностики, позволяет ему самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно - воспитательный процесс." В.П.Беспалько....
Обучение младших школьников оптимальному чтению как процесс комплксного воздействия на различные стороны деятельности учащихся в условиях ФГОС
Наше общество стремительно движется вперёд. Объём информации огромен, но и он удваивается каждые десять лет. В условиях информационного потока и постоянного научно-технический прогресса и развития инф...