Обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка
статья (3 класс) по теме

Эглитис Людмила Павловна

 

В современном обществе  важно приобщать школьников к изучению прав человека на всех этапах обучения в школе, начиная уже с начальных классов. К сожалению, слабое обеспечение необходимой учебно-методической литературой до сих пор является главным тормозом на пути активного изучения младшими школьниками прав человека. Учителю начальных классов приходится самостоятельно искать те формы и виды деятельности, которые позволят детям в легкой, интересной и занимательной форме не только ознакомиться с основными правами и свободами, но и научиться применять их в жизни.Нами было организовано обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_issledovanie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка

Эглитис Л.П., учитель начальных классов

МОУ Дубровской №2 средней общеобразовательной школы п. Дубровка Брянской обл.

Чухачева Е.В., ст. пр. кафедры педагогики и социального образования

Брянского государственного педагогического университета,

Одним из приоритетных направлений, заключенных в концепции воспитательной системы  современной школы, является формирование активной гражданской позиции,  социально ответственного поведения школьников.

В рамках окружающего мира учащиеся начальных классов широко изучают государственную символику России, приобщаются к истории и культуре родного края, России. Это содействует воспитанию уважительного отношения к государственным символам Российской Федерации, укреплению социального единства общества, сохранению преемственности поколений.

В современном обществе также важно приобщать школьников к изучению прав человека на всех этапах обучения в школе, начиная уже с начальных классов. К сожалению, слабое обеспечение необходимой учебно-методической литературой до сих пор является главным тормозом на пути активного изучения младшими школьниками прав человека. Учителю начальных классов приходится самостоятельно искать те формы и виды деятельности, которые позволят детям в легкой, интересной и занимательной форме не только ознакомиться с основными правами и свободами, но и научиться применять их в жизни.

Особенности младшего школьника таковы, что он любую информацию усваивает через игровую или познавательную деятельность. В связи с этим, мы считаем исследовательскую деятельность одной из эффективных форм изучения прав и обязанностей ребенка, которая повышает эффективность процесса обучения и воспитания. Исследовательская деятельность развивает детскую самостоятельность, учитывает потребности и интересы, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Нами было организовано обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка на базе МОУ Дубровской № 2 средней общеобразовательной школы  в 3 «В» классе, п. Дубровка Брянской области. Условно обучение младших школьников исследовательской деятельности мы разделили на три этапа:

- целью 1 этапа было изучение исследовательских способностей детей в процессе наблюдения;

 - целью 2 этапа было знакомство детей с исследовательской деятельностью;

-  3 этап – организация исследовательской деятельности самих школьников.

 На наш взгляд, необходимо  остановиться на описании каждого из этапов обучения школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав  и обязанностей ребенка.

На первом этапе мы провели наблюдение за детьми в процессе занятий и оценили возможности детей в области исследования по следующим критериям:

- умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Кроме наблюдения детям предлагалось   решить задачи, например, «Почему светит солнце», «Умеют ли деревья разговаривать?».

Анализ результатов наблюдения и ответов на задачи показал, что у большинства детей (88%)   сформированы умения, необходимые для исследовательской деятельности. Ответы детей (76%) отличались оригинальностью и нестандартностью способа решения. Следует отметить, что 94% детей строили ответы на вопрос задачи последовательно, придумывали новые понятия, в конце ответа  делали выводы, а также задавали вопросы учителю.

На вышеописанные критерии мы ориентировались при реализации цели второго этапа. Для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований нами проводились фронтальные тренировочные занятия. Это необходимо для того, чтобы каждого ученика познакомить с «техникой» проведения исследования. Фронтальные занятия проводились в игровой форме, на которых детям предлагались задания с целью формирования умения видеть проблему, гипотезу, делать выводы и умозаключения. Например, для развития умения видеть проблему дети решали следующие задачи: «Сколько значений у предмета?», «Описание человека в данную минуту» и т.д. Для выработки умения выдвигать гипотезу предлагалось задание «А почему?»

Очень важно, чтобы в формулировках гипотезы присутствовали такие слова, как «возможно», «вероятно», «допустим», «а что, если».  Кроме этого задания, предлагались задания: «Определи условие», «Найди возможную причину события», «Найди объяснение».

На третьем этапе дети проводили исследование с целью изучения прав и обязанностей ребенка. В исследовательской деятельности принимали участие не только дети, но и их родители, так как интерес в обществе к вопросам по изучению прав и обязанностей все более возрастает. Дети совместно с родителями сформулировали цель, гипотезу и задачи исследования.

Цель работы: узнать и изучить, какие у ребенка есть права и обязанности в современном обществе.

Гипотеза: возможно ли, чтобы человек, живя в обществе, был совершенно свободным, что хотел, то и делал или  он должен соблюдать определенные обязанности и иметь права.  

Задачи исследования:

  1. Определить и изучить документы, в которых записаны наши права;
  2. Выявить знания учащихся начальных классов своих прав и обязанностей;
  3. Через школьную газету «От школьного порога к звездам» ознакомить учащихся начальных классов с результатами опроса и предложить рекомендации по изучению прав и обязанностей детей;
  4. Оформить книжку-малышку «Мои права, записанные в Конституции РФ»;
  5. Составить словарь юного правоведа.

В процессе исследования младшие школьники использовали следующие методы:

  1. Анализ литературных источников с целью изучения прав человека (изучение II главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», чтение и анализ книги для учащихся начальных классов «Ваши права» - авторы Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева);
  2. Опрос учителей, родителей и учащихся начальных классов;

 Изучая права и обязанности детей, младшие школьники посетили урок «Граждановедения» в 5 классе по теме «Конституция РФ. Права и обязанности».

Опрос учащихся начальных классов показал,  что большинство детей не знают свои права и обязанности, а также документы, в которых они прописаны.   Так, из 70 опрошенных учеников только 37 (53%) правильно ответили на вопрос: «Где записаны права и обязанности человека?». Остальным детям (47%) потребовалась помощь  в виде наводящих вопросов, индивидуальной беседы. Кроме этого, из всех опрошенных 42 (60%) ребенка дали неточные ответы на вопрос: «Какие права вы знаете?». 56 (80%) детей затруднялись ответить на вопрос: «Какие обязанности вы должны выполнять?». Анализируя результаты опроса, ребята и родители сформулировали вывод: большинство учащихся начальных классов мало информированы о своих правах, которыми они могут пользоваться и ещё меньше знают, какие обязанности должны выполнять. С целью ознакомления учащихся с результатами опроса, а также их правами и обязанностями, ученики 3 «В» класса подготовили специальный выпуск общешкольной газеты на тему: «Мои права и   обязанности». Материал газеты включал результаты опроса, краткие сведения о правах и обязанностях детей, кроссворд.

Итогом исследования стали выводы, сформулированные учащимися самостоятельно и являющиеся доказательством того факта, что человек должен соблюдать определенные обязанности и иметь права:

  1. Человек не может быть совершенно свободным в обществе, он должен иметь права и соблюдать обязанности, иначе жизнь превратится в сплошную неразбериху.
  2. Мы поняли, что каждый человек может пользоваться своими правами, не нарушая и уважая права других людей.
  3. Изучать права необходимо с детства и пополнять запас знаний всю жизнь.
  4. Ребенок и родители должны знать не только свои права, но и обязанности.

В результате проделанной работы ребята не только узнали свои права и обязанности, но и научились проводить исследования: видеть проблему, формулировать гипотезу, выводы, наблюдать и доказывать свои идеи.

Итогом исследования стала книжка-малышка «Мои права, записанные в Конституции РФ», в которой предлагается вариант прочтения II главы Конституции РФ. Книжка-малышка иллюстрирована рисунками, сюжет которых взят из жизни ребят. Кроме этого, составили «Словарь юного правоведа» для оказания практической помощи учащимся начальных классов в изучении темы «Права и обязанности детей». Словарь содержит краткое толкование значений слов по данной теме. В него также вошли пословицы и поговорки по теме «Право», календарь памятных дат.

Таким образом, обучать младших школьников исследовательской деятельности необходимо, так как у них формируются исследовательские умения, развиваются познавательные процессы,  устная и письменная речь.  Этот факт связан с тем, что исследовательская деятельность увлекает учеников, у них отмечается желание дальше продолжать исследование. В заключение хотелось бы отметить, какой будет Россия завтра, во многом зависит от того, как мы сумеем помочь младшим школьникам в их личностном и гражданском становлении, которым суждено сохранять и продолжать национальную культуру, ее духовно-нравственные традиции.

Использованная литература:

  1. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
  2. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М., 2005.
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь: Коллективное творчество младших школьников. – Ярославль, 2004.
  4. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками.// Практика административной работы в школе. – 2004.- № 1. -  С.35-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса

Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....

Здоровьеразвивающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса на уроках русского языка.

Данные приёмы помогут педагогам сделать урок не только более разнообразным и содержательным, но и здоровьеразвивающим....

Организация и методика обучения младших школьников проектной деятельности

В данной статье раскрывается понятие технология проектной деятельности, перечисляется структура учебного проекта,  ф...

Педагогические условия формирования правильного поведения на улицах и дорогах города младших школьников в процессе изучения Правил дорожного движения

в данном материале представлен опыт внеклассной работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения....

«ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ , КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»

" Овладение учителем навыками диагностики, позволяет ему самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно - воспитательный процесс." В.П.Беспалько....

Обучение младших школьников оптимальному чтению как процесс комплксного воздействия на различные стороны деятельности учащихся в условиях ФГОС

Наше общество стремительно движется вперёд. Объём информации огромен, но и он удваивается каждые десять лет. В условиях информационного потока и постоянного научно-технический прогресса и развития инф...