Семейные ценности
статья

Прусакова Ольга Николаевна

Статья о  работе по формированию семейных ценностей у обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья78 КБ

Предварительный просмотр:

Озёрский филиал

муниципального   бюджетного  общеобразовательного учреждения

«Никифоровская  средняя общеобразовательная  школа №2»

О реализации мероприятий, направленных на укрепление имиджа семьи

 среди обучающихся школы

 

Во все времена семейно-брачные отношения занимали особое важное место и имели высокую значимость в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. В сохранении, упрочнении семьи заинтересовано государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социально-экономические преобразования в современном обществе привели к увеличению количества разводов, распространению незарегистрированных браков, снижению роли материнства и отцовства, изменениям у современной молодёжи системы ценностных ориентаций на создание семьи. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, способствующих укреплению института семьи в российском обществе.

Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных ценностей у современных школьников необходимо выбрать такие ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи, будут приемлемы  для формирования в любом школьном возрасте, смогут выступить как простые семейные истины, способствующие семейному счастью. К таким ценностям можно отнести любовь, уважение, кровное родство, детей, мать (материнство), отца (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.

Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. Задача школы – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы классного руководителя.

Результаты и эффективность воспитательной работы предопределяет целенаправленное и четкое планирование. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы воспитания учащихся и определить конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

При планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей у школьников  учитывались:

- результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;

- воспитательные и организационно-педагогические задачи;

- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по формированию ценности семьи и  семейных ценностей;

- опыт школы;

- возможности и интересы родителей, общественности;

-воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

- традиционные праздники учебного года;

- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

- традиции школы;

- мероприятия, планируемые  Управлением образования

- предложения администрации школы, совета школы, педагогов, учащихся, родителей;

- периодичность мероприятий по формированию семейных ценностей в общей системе воспитательной работы классного руководителя

Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся рекомендуется придерживаться следующих направлений:

  • Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей.
  • Диагностика ценностных ориентаций детей, подростков и их родителей.
  • Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания.
  • Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей.
  • Организация лектория для родителей по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей.
  • Проведение «круглого стола»  с участием всех субъектов педагогического процесса по проблематике семейных ценностей.
  • Проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях русской семьи.
  • Участие в тематических конкурсах и проектах

Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. Огромную роль играет педагогическое самообразование. Самообразование осуществляется по следующим вопросам: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»; «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания» и т.д.

Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания осуществляться как через индивидуальную работу с семьями учащихся, так и на классных родительских собраниях .

При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В 5-6 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Учащихся среднего школьного возраста знакомим с основами генеалогии, рассказываем о семейных обязанностях; осуществляем проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн)

В 7-8 классах учащиеся обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными, чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы – формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе.

В 9 классе происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание уделяется воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи, взаимоотношений между полами.

Для учащихся 10-11 классов особое внимание обращается на формирование позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме.

План мероприятий,  

направленных на формирование семейных ценностей среди обучающихся школы.

Цель:  Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.

Задачи:

  • Изучение семьи путем выявления ее возможностей по воспитанию ребенка.
  • Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
  • Выявление функций взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
  • Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
  • Усиление  роли родителей в жизни школы.
  • Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей. 
  • Организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях обучающихся.

В работе с семьей педагоги руководствуются принципами:

- объективный характер изучения семьи;

- комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;

- выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;

- анализ реальной ситуации;

- двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);

- осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;

- оптимистический подход к семье; единство изучения с практической реализацией  воспитательных возможностей семьи и общества;

- установление неиспользованных резервов семейного воспитания.  

№ п/п

Мероприятие

Срок исполнения

Ответственный

Создание на сайте школы страницы «Семья и семейные ценности»

январь

Администрация школы

 «Ребенок в правовом поле семьи» (рассмотрение вопроса на педагогическом совете)

сентябрь

Администрация школы

Самообразование педагогов по теме «Ознакомление с документами, регламентирующими права ребенка»

В течение года

Учителя школы

Индивидуальные беседы

По необходимости

Классные руководители

Беседы по планам классных руководителей:

«Мои родители»; «Отдыхаем всей семьей»; «Там, где мне хорошо»

В течение года

Классные руководители

Привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий, творческих встреч.

В течение года

Классные руководители

Репортаж с места работы: «Моя мама, мой папа» (формирование у детей представление о разных профессиях)

сентябрь

Классные руководители

Конкурс рисунков «Мои родители», «Семейный портрет»

сентябрь

Классные руководители

Конкурс фотографий: «Моя семья»

октябрь

Классные руководители

Праздничное мероприятие, посвященное Всероссийскому дню матери

ноябрь

Классные руководители, зам.директора по ВР

Родительские собрания «Счастлив тот, кто счастлив дома»

Май , октябрь

Классные руководители, администрация

Всероссийский день семьи.

май

Классные руководители, зам.директора по ВР

Соревнования «Папа, мама, я – дружная семья»

апрель

Классные руководители, зам.директора по ВР

Выставка книг «Семейные ценности»

Февраль, декабрь

библиотекарь

Поощрение родителей обучающихся Благодарственными письмами и грамотами за успехи в воспитании детей, по итогам года.

май

Классные руководители, администрация

Участие в муниципальных конкурсах

В течение года

Классные руководители, администрация

Анкетирование учащихся. «Ответственность в семье»

«Культура семейных отношений» «Идеальная семья»

апрель

Классные руководители, психолог школы

Творческий конкурс «Папа, мама, я – счастливая семья!»

ноябрь

Педагог-организатор школы

Вечер отдыха «Когда семья вместе, то и душа на месте»

январь

Педагог - организатор

Праздник «День семьи, любви и верности»

июнь

Воспитатели, начальник  лагеря,

Конкурсная программа «Мы о бабушке споем», посвященная Дню пожилого человека

октябрь

Классные руководители, зам.директора по ВР

Организация и проведение семейных праздников в школе:

  • День знаний
  • День матери
  • Новый год
  • 8 Марта
  • Последний звонок
  • Выпускной вечер
  • День семьи, любви и верности

В течение года

Классные руководители, зам.директора по ВР , педагог – организатор школы

20.02.2018

Информацию подготовила заместитель руководителя по воспитательной работе Прусакова О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья. Семейные ценности. ОРКСЭ 5 класс

Конспект урока по теме "Семья. Семейные ценности" по основам мировых религиозных культур в 5 классе...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г  «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...

Классный час в 1 классе "Семья и семейные ценности"

Цель:     доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия Зад...

Классный час для 3 класса "Семья и семейные ценности"

Сценарий воспитательно-развлекательной программы для учеников и родителей...

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни

Как развивать ценностные представления об институте семьи,  о семейных ценностях и культуре семейной жизни...