Классный час: "Жизнь нивхов"
классный час (4 класс)

Воспитательное мероприятие посвящёенное неделе нивхской культуры и краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.69 КБ
Файл buben.docx1.94 МБ
Office presentation icon 0000f842-4cef1b1f1.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Жизнь нивхов»

Цели урока: закрепить знания детей о жизнь нивхов.

Задачи урока:

Образовательные: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте нивхов.

Развивающие: развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать  уважение и интерес к жизни и традициям нивхов, желание больше узнать об их жизни; воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: презентация, карандаши, бумага.

Ход мероприятия.

(Слайд 1) Ребята, как называется неделя, которая проходит сейчас у нас в школе? (Неделя нивхской культуры и краеведения)

- Правильно, а знаете о своем народе?

- Нивхов осталось всего около 5000 людей, поэтому этот народ и называют «коренные малочисленные народы севера». Именно Вы, дети, должны чтить и уважат традиции своей культуры, передавать все знания, традиции, обычаи потом своим детям.

Слайд 2.  Посмотрите на карту и территорию, которую занимают нивхи. Где они живут? (На севере Сахалина в селе Некрасовка и на материке).

Слайд 6.

Нивхи – коренные жители Северного Сахалина. Нивхский язык является изолированным. Основу питания нивхов в древности составляли лососи, морепродукты, мясо и жир нерпы и других морских и лесных животных, дикие растения и корни. Занимаясь в летний период промыслом рыбы, нивхи строили свои жилища на сваях на морском побережье и по берегам нерестовых рек. Глубокой осенью нивхские семьи мигрировали в отдаленные от берега места, где строили зимние жилища – полуземлянки. Зимой мужчины охотились на лесных животных, в том числе на пушных. Мех обменивали на китайские, маньчжурские, японские, а с середины XIX века и российские товары, которые прочно вошли в быт нивхской семьи. Для передвижения по тайге нивхи использовали собак, запряженных в нарту. Нивхи шили одежду и обувь из меха нерпы, собак, дикого северного оленя, зайца, лисы. Они умели обрабатывать шкурки разных рыб и делать из них удобную одежду и обувь.

Слайд 7. Охота давала мясную пищу членам общины, а также материал для пошива одежды и обуви

В снаряжение охотника кроме орудий промысла и оружия, съестных припасов входили лыжи-голицы с гладкой поверхностью либо подбитые оленьим мехом (камусом) или мехом нерпы. Мех был необходим, чтобы не скользить по насту, не проваливаться в глубокий снег.Продажа шкурок приносила хороший доход хозяйствам. Пушнину меняли на продукты питания (рис, крупу, соль, сахар), водку, табак, изделия из металла, украшения, ткани.

(рисунки)

  1. Охотничий нож. Конец XIX - начало XX в. Металл, рукоятка изготовлена из березы.
  2. Нож для разделки рыбы на юколу. Конец XIX в. Металл, дерево
  3. Острога с соскакивающим крючком для ловли таймени.
  4. Гарпун-трезубец, металлический. Представляет собой трезубец с шипами на концах, как у гарпуна. Втулка открытая. Наконечник съемный.
  5. Сумочка для хранения охотничьих принадлежностей. XIX в. Кожа рыбы (горбуша), шитье.

Слайд 10.Рыболовство. В этом промысле были заняты все члены семьи: мужчины и дети ловили рыбу, женщины занимались ее разделкой и приготовлением. У нивхов был распространен и древнейший способ добычи рыбы - с помощью сети, которая ставилась с берега при помощи длинного шеста с развилкой на конце. В больших количествах ловили сельдь, из которой вытапливали жир. Зимой коренное население занималось подледным ловом рыбы на озерах, заливах, реках с помощью удочки-махалки. У нивхов северо-восточного побережья был популярен подледный лов наваги специальной сетью. Рыбу не только ели, шкурки рыб готовили для шиться одежды и обуви

Слайд 11.Собирательство. Люди издавна знали о полезных и вредных свойствах трав и кустарников, ягод и цветков, корней и соцветий. В летний период женщины и дети занимались сбором растений. Некоторые первоцветы и дикий лук (черемшу) употребляли в пищу в сыром виде, листья багульника заготавливали для чая. Ягоды бруснику, чернику, клюкву и другие также собирали и заготавливали на зиму.

(рисунки)Кузовок для сбора ягод. Конец XIX в. Береста, дерево (ива), кожа, верёвка

Ведерко для воды (модель). Конец XIX в. Береста, дерево, резьба.

Слайд 12.Разведение домашних животных было распространенным занятием у народов Сахалина. Нивхи, разводили ездовых собак для упряжки в нарты. Существовали свои секреты и правила селекции породы, дрессировки животных и запряжки в цуг. Животные были выносливы и не боялись суровых зим.

уйльта летом кочевали в прибрежной зоне Охотского моря, где лето влажное и прохладное – часты туманы и дожди. Эта погода прекрасно подходила северным оленям, плохо переносившим жару. Они паслись на вольном выпасе без коралей .А люди могли спокойно готовить рыбу на зиму в реках и заливах, особенно не заботясь о пропитании оленей.

В нивхском мифе о сотворении земли участвовал и олень. Главное божество Тайрхнанд еха, верхом на олене и бил хлыстом налево и направо. От этих ударов рождались реки и горы. В мифологии эвенков был известен образ летающего оленя.

Слайд 13-14. Ткачество

Юбка мужская, праздничный мужской костюм,  женский халат из рыбьей кожи,  наушники,  сумка,  обувь женская.  Женский зимний халат, шубка женская из лисьих лапок,

Слайд 15.Шаманство.

Шаманство. В прошлом большую роль в жизни коренных народов играли шаманы, которые лечили сородичей от болезней, сохраняли души младенцев, предсказывали разные события в жизни общины. Различали сильных и слабых шаманов. Слово «шаман» в переводе с эвенкийского языка означает «тот, кто знает». Основной его функцией являлось лечение соплеменников, которым вредили злые духи. Они проникали в разные миры, призывали своих помощников и изгоняли злых духов. Под звуки бубна, танца и пение душа шамана странствовала в разные миры духов для поисков похищенной души больного сородича. У каждого шамана были свои духи-помощники, дар общения с которыми он получал по наследству от предков. Была специальная одежда, которая символизировала окружающий мир, головные повязки со стружками инау, свои атрибуты для камлания: бубен с колотушкой, пояс с металлическими подвесками, амулеты, дымокуры, посохи, жезлы и многое другое.

Творческая работа. (работа в группах) А сейчас мы с вами поработаем в группах, каждая группа порыбачит, сделает рисунок для бубна и нарисует орнамент на варежке. По хлопку учителя группы меняются и начинают делать другое задание. (Выполнение заданий)

Итог урока:  Из чего нивхи шили себе одежду?

Какая численность нивхов на сегодняшний день?

Что вам больше всего понравилось?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь нивхов

Слайд 3

Нивхи

Слайд 4

Охота

Слайд 5

Оленеводство

Слайд 7

Рыболовство

Слайд 8

Собирательство

Слайд 9

Разведение домашних животных

Слайд 10

Выделка шкур и ткачество

Слайд 12

Шаманы северных народов

Слайд 13

Работа в группах Сегодня на классном часу мы порыбачим, изготовим бубен и попробуем себя в роли ткаче.

Слайд 14

Итог Что нового узнали? С чем были знакомы? Хотите ли вы продолжать традиции своего народа?

Слайд 15

Спасибо за урок!

Слайд 16

Источник http://indigen.libsakh.tmweb.ru/korennye-narody-sakhalina/tradicionnye-zanjatija/okhota/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Жизнь и творчество Н.А. Некрасова" 3 класс

Презентация, которая даёт возможность познакомиться с детством Некрасова, его родителями, бытом....

Классный час «Жизнь дана на добрые дела». 4 класс.

Классный час «Жизнь дана на добрые дела». 4 класс. Цели:показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь, нуждающейся...

Классный час:"Жизнь в морях и океанах".

Цели и задачи урока1.Дать учащимся представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах. 2.Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.3.Показать необходимост...

Классный час "Жизнь сердца"

Цель: учить детей видеть и чувствовать мир, воспитывать нравственность....

Классный час "Жизнь дана на добрые дела" 4 класс

Классный час направлен на воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь, нуждающимся в ней....

Классный час «Жизнь виртуальная и жизнь реальная»

Выяснить значение слов и расширить знания о «виртуальной жизни» и «реальной жизни»...