Статья по теме роль и функции воспитателя в группах продленного дня
статья

Статья по теме роль и функции воспитателя в группах продленного дня

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пестрикова И.А., воспитатель группы продленного дня

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 358 Московского района Санкт-Петербурга

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня

Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее программы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсионного возраста. А между тем специальность воспитателя продленного дня сложна, многообразна по своим требованиям к его личности и имеет специфические педагогические функции. Группа продленного дня - объединение учащихся под руководством педагога-воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы согласно уставу учреждения.

Планирование работы группы продленного дня должно вытекать из общего плана работы образовательного учреждения. Выполнение общих воспитательных и образовательных программ - главная цель работы группы продленного дня.

В плане работы на неделю четко должны быть прописаны основные режимные моменты и, цель и задачи их организации на каждый день.

Основными направлениями планирования являются:

сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни;

обеспечение воспитанности учащихся;

обеспечение всеобщего основного образования.

Профессиональные требования к воспитателю: 

Набирая детей в группы продленного дня, школа берет на себя определенные обязанности перед детьми, родителями и обществом. Суть их сводится к следующему: педагогически правильно обеспечить разнообразную полезную деятельность воспитанников после уроков.

Специальность воспитателя группы продленного дня по составу профессиональных знаний сложна и многогранна. Практика показывает, что воспитатель должен свободно ориентироваться в самых различных сферах знаний: школьной педагогике, возрастной психологии, школьной гигиене, детской литературе и др. Желательно, чтобы воспитатели при необходимости могли выступить в роли массовика-затейника, инструктора по туризму, экскурсовода, инструктора по труду, художника-оформителя, руководителя кружка, постановщика танцев. Поэтому при условии качественной специальной подготовки воспитателей воспитательные возможности группы продленного дня значительно расширяются.

Обязанности воспитателя условно делят на повседневные и эпизодические. К повседневным относятся обязанности, связанные непосредственно с руководством, управлением и контролем за деятельностью группы в течение рабочего дня.

Воспитатель начинает каждый день с просмотра классного журнала, что позволяет ему познакомиться с учебными успехами детей. В личной беседе с учителями он узнает о поведении, успеваемости, о самочувствии, настроении учеников, о выполнении ими различных поручений и обязанностей. На основе полученной информации он делает для себя выводы, как построить свою работу в этот день. Иногда ему приходится вносить некоторые изменения в план работы.[6]

По существу, все обязанности воспитателя до начала самоподготовки сосредоточены на решении одной задачи: как лучше с помощью активного отдыха и с воспитательной пользой для детей подготовить их к самостоятельной учебной работе во время самоподготовки.

В группе продленного дня рекомендуется устанавливать следующий

- порядок выполнения заданий:

- начинать с самого сложного задания;

- чередовать виды деятельности;-

- заканчивать более легкими заданиями.

Примерный порядок выполнения задания:

1. Математика.

2. Чтение.

3. Письмо.

4. Природоведение.

При организации самоподготовки каждому ученику необходимо выполнить следующие условия:

- наметить план действий;

- порядок выполнения работ;

- последовательность выполнения операций;

- распределить собственные силы и время.

По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (1-2 классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям по дошкольному возрасту. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение. Игра всегда была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения.
В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Рассматривая игру как всеобщую спонтанно возникающую форму воспитания, Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного "педагогического поля". Уникальность игры в том, что это и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение и без которого невозможно творческое развитие личности. Лишить ребенка игровой практики - значит лишить его главного источника развития: импульсов творчества, богатства отношений. Ребенок - существо играющее, в игре как форме человеческой радости он становится совершенней.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анкудинова Т.Д. Воспитание самостоятельности при подготовке домашних заданий. - "Начальная школа", 1972, №4.

2. Воспитание младшего школьника/Сост. Л.В. Ковинько. - М, 2000

3. Продленный день в школе: режим и организация досуга. /Под. ред. О.А. Лосевой. - М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ по теме:«Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня»

СТАТЬЯ по теме:"Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...

Статья на тему "Чтение вслух на занятиях в группе продленного дня как культурная традиция"

В данной статье описана роль чтения вслух в группе продленного дня для детей с тяжелыми нарушениями речи. Еще совсем недавно ценность чтения книги была неоспоримой. На сегодняшний день ситуация с чтен...

Статья на тему: Изучение правил дорожного движения в группе продленного дня.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. М...

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....

Статья на тему: «Организация воспитательных мероприятий в условиях группы продленного дня»

Группа продленного дня - неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы и максимального использования всех представля...

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня.Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко раб...