Мастер – класс по теме: «Тимбилдинг как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе»
методическая разработка

Усачёва Наталья Владимировна

Умение работать в коллективе, группе, развивать лидерские качества необходимо с детства. Современные дети сегодня ушли от живого общения и все больше погружаются в виртуальный мир. Поэтому появляются трудности в устновлении контактов между сверстниками и взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Венгеровская СОШ №1

Мастер – класс по теме:

«Тимбилдинг как средство

создания комфортной

образовательной и воспитательной среды

в коллективе»

Составитель:

учитель начальных классов

Усачёва Наталья Владимировна

2019

21 век требует воспитания активного человека, умеющего подстраиваться под новые условия. Не секрет, что в настоящее время молодые люди очень часто меняют работу, ищут себя. Наиболее успешными сегодня становятся коммуникабельные, умеющие работать в команде, вести за собой.      

Сегодня (особенно в крупных городах, мегаполисах) существует потребность в такой профессии как менеджер по персоналу, НR – менеджер (эйчар-менеджер). Это люди, задача которых состоит в изучении персонала той или иной организации, в сплочении коллектива, в создании единой сильной профессиональной команды.

Возникает вопрос, как воспитать такого человека?

СЛАЙД     Умение работать в коллективе, группе, развивать лидерские качества необходимо с детства. Когда я работала вожатой в детских оздоровительных лагерях, наша первостепенная задача была – создание детского коллектива. Я проводила разнообразные коллективно-творческие дела, тренинги и т.п.

Сейчас я являюсь классным руководителем 1 класса. И тема развития сплоченного, дружного классного коллектива, создания благоприятного микроклимата в классе и комфортной образовательной среды, являются для меня очень актуальными.

Современные дети сегодня ушли от живого общения и все больше погружаются в виртуальный мир. Поэтому появляются трудности в устновлении контактов между сверстниками и взрослыми. Эта еще одна причина для того,  чтобы я применяла систематически в своей работе данную концепцию.

СЛАЙД      Отсюда, тема моего мастер - класса: «Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе»

В переводе с английского «Тимбилдинг» означает «командообразование».

Сама идея тимбилдинга в форме командобразования пришла к нам еще с самых древних времен. Ведь человек с самого начала своего существования не мог выжить отдельно, сам по себе, без коллектива (общины).

Проходили годы, сменялись эпохи и поколения, а тимбилдинг развивался и как современная наука предстал нам в начале 1960х годов.

Первые эффективные научные разработки в области проведения успешных тимбилдинг-мероприятий проводились в Англии в начале 1930 года, когда для повышения сплоченности сотрудников устраивались спортивные игры, в частности футбольные матчи "Фабрика против Фабрики". Разумеется команда одной фабрики объединялась в единой целое для того чтобы разгромить вражескую команду другой фабрики. После матча - эффект сплоченности сохранялся на довольно продолжительное время.

Уходит в прошлое авторитарное руководство. Пришла  эра командного управления. Данный термин пришел из  бизнеса и применяется к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Но это понятие прочно закрепилось в педагогике. Поэтому мы и говорим о нем сегодня на мастер-классе.

В отечественной педагогике проблемой становления коллектива занимались А.С. Макаренко  «Детский коллектив»,   В.А. Сухомлинский  «Сердце отдаю детям», Д.Б. Эльконин  «Избранные труды» и другие.

СЛАЙД    Итак, с точки зрения педагогики тимбилдинг – комплекс педагогических игр, упражнений, заданий, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочённая команда.

СЛАЙД    Виды тимбилдинга 

  1. Интеллектуальный тимбилдинг:

-литературный (создание литературного произведения, ……)

-исторический (поход викингов, рыцарские турниры, балы)

-математический (олимпиады, викторины) 

2.Спортивный тимбилдинг:

- мини-футбол;

- эстафеты;

- олимпийские игры;

- верёвочный курс;

3.Творческий тимбилдинг:

- театральный тимбилдинг (постановка спектаклей);

- музыкальный тимбилдинг (популярные песни из мультфильмов, кинофильмов);

- кулинарный тимбилдинг (праздник национальной кухни);

- танцевальный тимбилдинг (танцы народов мира)

- кинотимбилдинг (создание фильма,буктрейлер, где члены команды - герои).

Основной формой моей работы является урок. Поэтому я сегодня продемонстрирую, как я применяю приёмы тимбилдинга именно на уроках, в процессе обучения.

Коллектив класса – это и есть команда. Отношения в коллективе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития коллектива, но и для успешной учебной деятельности.

СЛАЙД  Какой он – выпускник начальной школы? В ФГОС четко определено, какими компетенциями должен он обладать, т.е. портрет выпускника начальной школы.

СЛАЙД  Получается, что данные качества – это коммуникативные компетенции. Их учитель развивает с помощью различных методов, приемов и средств. Тимбилдинг является одним из методов формирования коммуникативных компетенций.

Существуют и проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

Продемонстрирую использование приемов тимбилдига на своих уроках.

Урок математики.

Видео Игра «Математический футбол»

- Какие наблюдения, пед.выводы можно сделать в процессе этой игры? (Воспитание командного духа, взаимопомощи, проверка предметных знаний ( область математика)

Данную игру можно провести с помощью с помощью интерактивной доски. Однако, младшие школьники по своей природе кинестетики, изучают окр.мир с помощью тактильного контакта. А так же непосредственное живое общение.

Игра   «Счет» с фокус-группой

“Сейчас по сигналу “начали” вы закроете глаза. Задание состоит в том, что считать вы будете не вместе. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два”, третий скажет “три” и так далее… Однако в игре есть одно правило: число должен произнести только один человек. Если два голоса скажут “четыре”, счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

- Как определить уровень сплоченности команды с помощью этой игры?(Слушали ли участники др.др., уступали, выдерживли ли паузу и т.п.)

Игра позволяет определить, умеют ли учащиеся отдавать лидерскую позицию партнеру, уступать во благо единой цели.

Например первый раз дошли до 3 , во второй раз до 6. Значит кто-то уступил свою позицию.

Содержание игры может усложнятся. (Например, счет от 1 до 20, называя только числа, кратные трем)

Урок русского языка.

Видео Игра «Алфавит» (для 1 кл)

Участникам команды на спины наклеиваются буквы (слоги, слова). Нужно как можно быстрее встать в алфавитном порядке.

- Какие наблюдения, пед. выводы можно сделать в процессе этой игры? (взаимовыручка, взаимопомощь, выявление лидеров команды (ведомый или ведущий),

Содержание усложняется (для 2-4 кл «Слова» или «Предложения» - собрать слово, составить предложение).

Игра «Печатная машинка» с фокус-группой

Реквизиты: алфавит, кнопки «пробел», «удалить», «точка»

Задание: Не договариваясь, команда должна составить любое предложение. Каждый игрок делает один ход одной буквой, либо одной любой кнопкой.  На экране отображается напечатанное. Игра закончится тогда, когда получится предложение и будет поставлена точка.

Игра позволяет определить

- Раздаю для кл.рук. и для учителя-предметника

Вывод:

Сплочение классного коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив. Тимбилдинг – позволяет найти в ребятах данного конкретного коллектива скрытые возможности: -их желания, - потребности, -интересы, -способности и воплотить их в социально значимую деятельность, где и происходит сплочение классного коллектива.

Таким образом, детский тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.

Пробел

        

Удалить

        

Точка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему " Формы и методы классного руководителя в воспитательной работе"

Цель:предоставить участникам семинара возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов. Задачи:  расширить представление о современных формах и методах восп...

Мастер-класс по теме "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс"

Мастер - класс по теме "Внедрение информационно - коммуникационных технологий в учебно - воспитательный процесс"...

Мастер-класс по теме: "Дифференцированный подход к восприятию темы"

Форма проведения: фрагмент урока импровизация.Цель: показать приемы и методы  по формированию универсальных учебных действий.Задачи: 1. показать способы формирования  универсальных учебных...

Мастер- класс на тему: Формулирование темы текста и выделение главной мысли текста.

Понимание текста на уровне содержания.Создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением текста....

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

Технология проведения мастер-класса для студентов педагогического колледжа «Приемы и методы организации детского коллектива»

Материалы мастер-класса можно использовать для обучения студентов-практикантов и молодых педагогов основам коллективной деятельности. Цель: Познакомить коллег с одной из форм работы со студентами-прак...

Мастер-класс на тему "Образовательная среда, направленная на развитие проектной и исследовательской деятельности младших школьников"

Мы, учителя начальных классов, работаем по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, которые включают в себя не только формирование предметных знаний, уме...