Внеурочная деятельность
рабочая программа (4 класс)

Карачева Светлана Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_v.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64» Г. УЛАН-УДЭ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по СВР

______________/И.Д. Цыренова

«     »____________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Тропинка к своему «Я»

для 4 «В» класса

Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю (34 недели).

Срок реализации 2020-2021 учебный год.

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                               Составитель: Карачева С.Н.                                                                                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                                                                                                               

г. Улан-Удэ

 2020 г.


  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я» разработана на основе авторской программы Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.)

Данная программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями обучающихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

        Курс занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 -осознание себя с позиции школьника

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

Описание места предмета в учебном плане

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я» ориентирована на обучающихся 4-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часова в год в 4 классе. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему «Я» Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.)

Цели и задачи

Цель курса занятий: повышение психологической культуры младших школьников, формирование установки на преодоление школьных трудностей, сохранение психологического здоровья младших школьников.

Задачи:

  1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.
  2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
  3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
  4. Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам образного и логического запоминания, обучить приемам аналитико-синтетической деятельности.
  5. Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности;
  6. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
  7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
  8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся, формировать связную и последовательную речь.

  1. Основное содержание программы.

Раздел 1. Я школьник. Мои мечты. (6 часов)

Я – четвероклассник. Кого можно назвать фантазером. Я умею фантазировать. Мои сны. Я умею сочинять. Мои мечты. Фантазии и ложь.

Раздел 2. Я и моя школа (4 часа)

Я и моя школа. Что такое лень? Я и мой учитель. Как справляться с «Немогучками».

Раздел 3.  Я и мои родители (5 часов) 

Я и мои родители. Я умею просить прощения. Почему родители наказывают своих детей?

Раздел  4. Я и мои друзья. (3 часа)

Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка.

Раздел 5. Что такое сотрудничество? (5 часов)

Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого и как можно  этому научиться. Я умею договариваться с людьми. Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная работа?

Раздел 5. Кто Я? Мои силы, мои возможности. (8 часов)

Кто Я? Какой я - большой или маленький? Из каких маленьких частичек я состою. Я – человек! Я – житель планеты Земля. Мои способности. Что я умею и чем горжусь? Мой выбор, мой путь. Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. От нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь. Мой внутренний мир. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. Кого я могу впустить  в свой внутренний мир. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю. Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!

Раздел 6. Я расту, я изменяюсь. (4 часа)

 Моё детство. Я расту, я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? Хочу вырасти здоровым человеком! Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно?

3. Ожидаемые, планируемые  результаты

Личностные результаты.

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

 - умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

- формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • организовывать свое рабочее место
  • принимать и сохранять учебную задачу
  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
  • определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя
  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
  • уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
  • учиться исследовать свои качества и свои особенности
  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
  • учиться наблюдать
  • умение структурировать знания;
  • моделировать (преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель) ситуацию с помощью учителя
  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
  • группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
  • самостоятельное формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
  • рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
  • планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способы взаимодействия;
  • учиться работать в паре и в группе,  управлять поведением партнера – оценивать, контролировать и корректировать  действия партнера;
  • выполнять различные роли;
  • слушать и понимать речь других ребят;
  • уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • задавать вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешать конфликты, выявлять проблемы, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, реализация принятого решения.

4. Материально-техническое обеспечение курса

Для изучения курса «Тропинка к своему «Я», в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

Оборудование: ученические столы и стулья по количеству обучающихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала; комплект мягкой мебели

Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

-  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-  демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);

-  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер.

Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;

-  дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

-  учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Тропинка к своему «Я» (комплексная программа, учебные пособия для обучающихся, методическая литература для учителя и др.);

-  нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования предметов дополнительного образования;

-  специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);

-  научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса ;

-  хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса «Тропинка к своему «Я»;

-  энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.);

-  художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.

Календарно- тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Раздел.

Тема занятий

Дата

Содержание занятий

Уровень

результативности

I. Я школьник. Мои мечты. (6 часов)

Я –четвероклассник

Разминка «Я соскучился по…», «Летние сценки», «Закончи предложение», «Я -четвероклассник». Упражнения «Что интересно четверокласснику», «Если б не было на свете школ…», «Рисунок идеальной школы»

Кого можно назвать фантазером. Я умею фантазировать.

Разминка «Ведущий тоже соскучился», «Кто как отдыхает», «Кто это».

Упражнения «Небылицы».

Работа со сказкой «Цветик-семицветик»

Мои сны.

Разминка «Мысленные картинки», «Небылицы», «На что похож этот звук», «Песочные картинки».

Упражнения «Самый интересный сон», «Рисунок сна».

Я умею сочинять.

Разминка «Мысленные картинки», «На что похож этот звук», «Ассоциации»,

 «Свечка».

Упражнения «Вредные советы», рисунок «Вредные советы»

Мои мечты.

Разминка «Мысленные картинки», «Ассоциации», «Запахи». Упражнения «Неоконченное предложение».

Работа со сказкой «Сказка о голубой мечте». Рисунок «Моя мечта»

Фантазии и ложь.

Разминка «Мысленные картинки», «Лишняя ассоциация», «Запахи», «Кто соврал». Упражнения «Правда и ложь».

Работа со сказкой «Лживый мальчик»

II. Я и моя школа. (4 часа)

Я и моя школа.

Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает ученик?», «Мешок хороших качеств».

Упражнения «Неоконченное предложение», «Школа на планете «Наоборот»»

Что такое лень?

Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает учитель?», «Мешок хороших качеств».

Упражнения «Существо по имени лень».

Работа со сказкой  «О ленивой звездочке»

Я и мой учитель.

Разминка «Родительское собрание», «Что я чувствую в школе», «Я - тетрадь», «Передай чувство ногами». «Школьная фотография», «Я – книжный шкаф».

Упражнения «Неоконченные предложения».  

Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице», «О мальчике Вале»

Как справляться с «Немогучками».

Разминка «В маске», «Передай чувство ногами», «Радиоинтервью».

 Упражнения «Кто такие Немогучки».

Работа со сказкой «Малыш-облачко»

III. Я и мои родители. (5 часов)

Я и мои родители.

Разминка «В маске», «Сонное дыхание», «Сказочные герои»

Я и мои родители.

Упражнения «Неоконченные предложения», рисунок «Семья».

Я умею просить прощения.

Разминка «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски».

Упражнения «Неоконченные предложения»,

Я умею просить прощения.

«Не буду просить прощения».

Работа со сказкой «Принц Эдгар»

Почему родители наказывают своих детей?

Разминка «Изобрази предмет», «Занятия мамы», «Я сделал дело хорошо».

Упражнения «Неоконченные предложения».

Работа со сказкой «Простить маму»

IV. Я и мои друзья. (3 часа)

Настоящий друг. Умею ли я дружить?

Разминка «Кто сказал спасибо», «Я сделал дело хорошо», «Кто есть кто», «надежный лифт».

Упражнения «Неоконченные предложения», «Качества настоящего друга».

Работа со сказкой «Неожиданная встреча»

Трудности в отношениях с друзьями

Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «мяу»?», «Одинаковые скульптуры».

Упражнения «Об Алеше». Работа со сказкой «О Спиногрызкине»

Ссора и драка.

Разминка «Чувства-ассоциации», «Изобрази ситуацию», «Какие чувства возникают во время ссоры или драки».

Упражнения «Неоконченные

V. Что такое сотрудничество? (5 часов)

Что такое сотрудничество?

Разминка «Я сегодня обрадовался встрече с …», «Спасибо тебе за…», «Кто лишний».

Упражнения «Что такое сотрудничество?»

Работа со сказкой «Добрая память»

Я умею понимать другого.

Разминка «Передай чувство», «Извини меня…», «Кто лишний».

Упражнения «Что значит понимать другого», «Конструктор».

Работа со сказкой «Путевые заметки Оле-Лукойе

Я умею договариваться с людьми.

Разминка «Передай чувство», «Собери картинку», «Кто сказал «мяу»».

Упражнения «Я умею договариваться с другими».

Работа со сказкой «Чтобы тебя любили»

Мы умеем действовать сообща.

Разминка «Передай чувство», «Что лишнее?».

Упражнения «Собери картинку», «Найди себе пару», «Мы вместе», рисунок «Мой класс»

Что такое коллективная работа?

Разминка «Найди себе пару», «Вальс дружбы», «Кто это».

Упражнения «Что мы хотим пожелать друг другу», «Коллективный плакат»

VI. Кто Я? Мои силы, мои возможности.

 (8 часов)

Кто Я?

Упражнения «Роли». Работа со сказкой «Федунчик», «Сказка о Маше и ее человечках»

Какой Я - большой или маленький?

Разминка «Я горжусь», «Роли», «Я умею…».

Упражнения «Большие и маленькие, «Я сам», «Любимая игра»

Мои способности.

Разминка «Ты похож на…», «Конкурс портретов».

Упражнения «Что такое способности», «Способности моих родителей».

Работа со сказкой «Сказка о скрипке»

Мой выбор, мой путь.

Разминка «Способности моих родителей», «Кого загадал ведущий», «Отгадай, кто я?». Упражнения «Мой выбор», рисунок «На перекрестке дорог».

Мой внутренний мир.

Разминка «Подушечный бой», «Не выходя из комнаты», «Радиопередача».  Упражнения «Чужие рассказы», «Маленький принц».

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

Разминка «Подушечный бой», «Рассмотри и подумай», «Не выходя из комнаты».  

Упражнения «Маленькая страна»

Кого я могу впустить  в свой внутренний мир.

Разминка «Бой полотенцами», «Рассмотри и подумай».

Упражнения «Кому я могу рассказать о себе все», «Мой самый интересный сон»

Что значит верить?

Разминка «Бой петушков», «Рассмотри и придумай». Упражнения «Взгляд», «Чудо».

Работа со сказкой «Тайна другого берега»

VII. Я расту, я изменяюсь. (4 часа)

Я расту, я изменяюсь.

Разминка «Имя - цветок», «Неопределенные картинки».

Упражнения «Раньше и сейчас»,  «Каким я буду, когда вырасту».  

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Разминка «Взрослое имя», «Я в будущем», «Неопределенные картинки», «Антонимы».

Рисунок «Я в настоящем, я в будущем». Упражнения «Хочу в  будущем, работаю сейчас», «Если бы я был волшебником», «Мой будущий дом».

Хочу вырасти здоровым человеком!

Разминка «Я психологом родился», «Скажи так, чтоб тебе поверили». Упражнения «Об эмоциональной грамотности», «Мусорное ведро»

        

Информационно-техническое сопровождение программы

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: изд-во «Ось»,2001 г.
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.- Новосибирск, 1997 г.
  3. Князева Т.Н . Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001.
  4. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – М.: УЦ «Перспектива», 2001.
  6. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1. Тетрадь 2 – М.: УЦ «Перспектива», 2007.
  7. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 3. Тетрадь 2 – М.: УЦ «Перспектива», 2006.
  8. Познай самого себя. Уроки практической психологии в начальной школе. Учебное пособие. Автор – составитель Строганова Л.В. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  9. Погосова Н.М.Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей. – СПб.: Речь, 2006.
  10. Преподавание психологии в школе. 3-11-й класс: Учеб.-метод. Пособие/под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.
  11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2010
  12. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001 г.
  13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения  коррекционные программы. - М- Новая школа,1995
  14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.

Электронные ресурсы:

  1. Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
  2. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
  3. Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке, режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
  4. Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
  5. «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
  6. «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
  7. PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» , режим доступа: http://psylib.kiev.ua.
  8. Брестское городское общественное объединение профессиональных психологов, режим доступа: http://psybrest.iatp.by/bratus.htm
  9.  «ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
  10. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
  11. Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: http://psy.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....