"В зимнем лесу"
план-конспект занятия (3 класс)

Майорова Мария фёдоровна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие "В зимнем лесу"33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Новопетровская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Истринского муниципального района Московской области

Открытое занятие:

«В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

Воспитатель: Майорова М.Ф.

2018 год

Цель: Познакомить детей с животными леса.
Задачи: 

Образовательные: 
Расширять знания детей об образе жизни животных и птиц  в зимнее время,  особенностях их приспособления к окружающей среде; продолжать знакомить с характерными признаками времени года; 
Формировать представление о красоте  зимнего леса.

Развивающие: 

Развивать у детей познавательный интерес к жизни  обитателей леса;

Развивать память, внимание, наблюдательность, воображение; умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать вывод.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное и ответственное отношение к окружающей природе, желание оказывать животным  помощь.
 Материал: презентация «Как звери зимой в лесу живут». Опыт - маскировка. Д. игра «Угадай птицу». Музыка П.И.Чайковский «Времена года». П.игра «Зайчики». Д.игра «Закончи предложение».
Словарная работа:  «мышкует», «вожак», «спячка».

Предварительная работа: Знакомство с лесными зверями их жизнью в зимних условиях, рассматривание иллюстраций, рисование зимних пейзажей, чтение рассказов о зиме, заучивание стихотворений.

Ход занятия:

Воспитатель:

Звонкая погода

Снега кутерьма

Это время года

Мы зовем...(Зима)

Воспитатель: Назовите признаки зимы?

( мороз, снег, сугробы, реки покрыты льдом, деревья без листвы,  и т.д.) 

Воспитатель: Сегодня   я приглашаю вас, отправится в зимний лес, посмотреть как он красив, и узнать, как живется зимой диким животным.

Воспитатель:  Ребята, почему в лесу  животных,  называют  дикими?

(ответы детей)

 

(Слайд №2).  Зимний лес.

Посмотрите, какой он красивый!

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.     Ф. Тютчев

Как красиво, спокойно, тихо в лесу, чистый  свежий воздух. 

(Слайд №3).

Звучит музыкальная композиция П.И. Чайковского из альбома «Времена года».

Воспитатель:  Пришла  зима. Уснул лес, укрывшись в снегу.  Под  снегом оказались  семена и корни растений. Нет  сочной травки,   листьев на деревьях,   грибов и ягод,  всего того, чем  питаются дикие животные.  Зимой, очень холодно,  не только нам - людям, но и животным - холодно и голодно.  

 

Воспитатель: Ребята, никого не видно,  может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы.

(Слайд № 4).

Нет, смотрите! Вот чьи-то следы!  Кто - то здесь побывал? 

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц)

(Слайд № 5).

Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?

( волк, лисы)

Воспитатель: Чем питается зимой заяц? 

( веточками, корой)

(Слайд № 6)

Воспитатель: Почему зимой заяц белый, а летом серый?

(ответы детей)

Воспитатель: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

(опыт с зайцем - маскировка)

                                         Пальчиковая игра «Зайчики».

Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (показать ушки)

Отморозил зайка 

Носик на опушке (трем носик)

Отморозил лапки (сжимаем и разжимаем пальцы)

Отморозил хвостик (трем хвостик)

И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим, изображая руль)

Там тепло и тихо (разводят руки)

Волка нет (грозят пальцем)

И дают морковку на обед (гладят живот)

(Слайд №7)  Следы.

Воспитатель: Отгадайте, загадку.

Хожу в пушистой шубке, 
Живу в густом лесу. 
В дупле на старом дубе 
Орешки я грызу.  (Белка)

(Слайд №8). Белка. 

Воспитатель: Чем питается зимой белка?

(Ягодами, грибами, орехами, шишками)

Воспитатель: Какого цвета шубка у белочки зимой? 

(зимой серая,  а летом рыжая)

(Слайд №9).

Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?

(Серый цвет шубки делает ее неприметной среди  деревьев и веток)

 - Белка очень запасливая хозяйка. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, 

(Слайд №10) Следы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь недавно кто-то пробежал. Угадайте?

Какой зверь опасный

Ходит в шубке рыжей,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса)

(Слайд №11) Лиса.

Воспитатель: Лисица проворный и осторожный зверёк. Цвет шерсти лиса не меняет

Воспитатель: Ребята, Чем  питается лиса?

(мелкими зверями, птицами)

 - Кого лиса под снегом вынюхивает? 

 

(Слайд № 12) Лиса мышкует.

Воспитатель: Зимой  главным лисичкиным кормом становятся мыши. Лиса мышкует - это значит, охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши. А помогает ей хороший слух и нюх.

(Слайд №13) Следы волка.

Воспитатель:

Кто зимой холодной,

Бродит злой, голодный.  (Волк)

(Слайд № 14) Волки.

Воспитатель: Чем питается волки?

(Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей, зайцев).

Воспитатель: Ребята, а помогают охотиться волкам,

длинные сильные ноги. Волки  долго могут бежать за добычей.

Недаром говорят, что волка ноги кормят.  В волчьей стае всегда есть вожак- это самый сильный, умный и опытный волк. Другие  волки ему подчиняются.

 Цвет шерсти волки не меняют.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, снова следы.

(Слайд №15) Следы.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога, раскинув широко. (Лось)

(Слайд №16) Лось. 

Воспитатель: Лось,  большое животное, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу.

Чем питается лось?

(Лось питается ветками деревьев, травой)

Воспитатель: После сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом  ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.  Они ставят кормушки для животных, кладут в них сено, соль. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины. 

(Слайд № 17). Кормушка для животных.

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но  не встретили  медведя, ёжика, барсука. Где  эти животные?

 (ответы детей)

Воспитатель: Зимой многие дикие животные спят – погружаются в спячку.

 - Почему животные спят?

(нет еды)

(Слайд № 18).

Перед спячкой осенью звери много едят, накапливают жир. Жир помогает им во время  спячки поддерживать температуру тела – он их «греет».

Д.игра: «Закончи предложение»

«Большой, неуклюжий, как ………  (Медведь)

«Длинноухий, быстроногий, как …...  (Заяц)

«Красивая, хитрая, как …….  (Лиса)

«Зубастый, голодный, как …..  (Волк)

«Колючий, маленький, как ……..  (Еж)

«Маленькая, ловкая, как …..  (Белка)

  Воспитатель: Ребята, кроме животных ещё кого можно встретить в зимнем лесу? (птиц)

- А каких птиц? (воробей, снегирь, синица, дятел, сорока…).

- Какие это птицы? (зимующие)

- Чем  питаются зимующие птицы?

( семена трав,  ягоды рябины, крошками, семенами шишек…)

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей

Д. игра «Угадай птицу».

«Однажды дети положили в кормушку крошки хлеба, кусочек сала, семена подсолнуха, веточку рябины, сосновую шишку. Прилетела небольшая серая птичка, крошки и семечки начала клевать, а рябину, сало, шишку не тронула.

- Кто это? (воробей) 

- Через некоторое время прилетела птичка с жёлтой грудкой, серенькой спинкой - склевала сало и семечки.

- Кто это? (синица)

- Потом прилетела  птица с красной грудкой и белой полоской на темных крыльях - клевала ягоды рябины.

- Кто это? (снегирь)

- И последней села на кормушку птичка: черная с белыми полосками на крыльях, красной шапочкой на голове, с крупным прочным клювом. И начала выбирать семена из шишки.

- Кто это? (дятел)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы теперь хорошо знаете, чем питаются зимующие  птицы.

 Воспитатель: А как же люди могут помочь птицам зимой?

 (ответы детей)

 Воспитатель: Люди должны помогать птицам.  

 А летом, птицы отблагодарят - они будут охранять растения от насекомых- вредителей в огородах и садах.

Физкультминутка «Все ребята дружно встали»

Все ребята дружно встали             Выпрямится.

И на месте зашагали.                     Ходьба на месте.

На носочках потянулись,             Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.        Прогнуться назад,   руки                          

                                                        положить за голову.

Как пружинки мы присели           Присесть.

И тихонько разом сели.                 Выпрямится и сесть.

 (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель:

- Звери зимы не боятся, от лютых холодов их спасает пушистая теплая шерсть. Заяц и белка поменяли цвет шерсти, чтобы лучше спрятаться от своих врагов – хищников. Белка ест свои запасы.  Заяц и лось питаются ветками деревьев и грызут кору.  А рыжая хитрая лиса ходит,  ищет  мышей под снегом, говорят, что лиса «мышкует», мышами она  питается всю зиму. Еж, енот и барсук спят зимой в своих норках. Медведь спит всю зиму в берлоге и ничего не ест. Живут они в это время за счет жира, который накопили  еще летом и осенью.

- Птицы в это время года летят поближе к человеку.

Но бывают времена, что зверям и птицам становится зимой голодно. Поэтому, мы, люди, должны им помогать. В лесу раскладывать, еду для диких животных, делать кормушки для птиц.

 

 (Слайд № 19).

Воспитатель: Ребята, давайте не будем здесь шуметь, а то спугнём и разбудим зверей, пусть спят до весны.

(Слайд №20).

Пришла пора нам возвращаться. Посмотрите, вот и наша тропинка. 

Итог: Воспитатель:

- Ребята, понравилась вам прогулка в зимнем лесу? 

- Кого сегодня увидели в лесу, расскажите? (диких животных)

Мы в природе побывали

О ней много мы узнали

А  теперь расскажем вам

Что увидели мы там.

Под корягой в буреломе

Спит медведь в уютном доме,

Положил он лапу в рот

И как маленький сосет

Белка спряталась в дупло,

В нем и сухо и тепло

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съешь и за год.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода, кора.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок "Невидимые нити в зимнем лесу"

Этот урок есть в программе 2-го класса. Я предлагаю провести его в интеграции с уроком чтения и истории. В конспекте есть приложение с текстами....

Обитатели зимнего леса

Занятие по курсу "Цветовая экология" в 1 классе. На занятии учащиеся знакомятся с обитателями зимнего леса. Она отгадывают загадки, собирают мозаику - зверя, который обитает в лесу, составляют рассказ...

Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».

Интегрированный урок окружающего мира в 3  классе.Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу»....

Новогодняя пьеса "Происшествие в зимнем лесу"

Эту небольшую пьесу мы сочинили вместе с ребятами для новогоднего праздника в классе....

Интегрированное занятие «СТАРОЕ И МОЛОДОЕ ДЕРЕВО В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

Интегрированное занятие по изобразительной деятельности и ритмопластике "СТАРОЕ И МОЛОДОЕ ДЕРЕВО В ЗИМНЕМ ЛЕСУ", по экспериментальной программе Н.А.Горяевой "Первые шаги в мире искусства"....

Сценарий новогоднего праздника "Происшествие в зимнем лесу"

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов, посвященное встрече нового года. Действующие лица:БЕЛОЧКАЗАЯЦЛИСАВОЛКМЕДВЕДЬДЕД МОРОЗСНЕГУРОЧКА...

В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу.

Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу». Цели:1) провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;2) развиват...